В исследованиях отечественных и зарубежных клиницистов отмечается замедленное развитие психомоторных функций у детей с церебральным параличом, особенно на ранних этапах постнатального онтогенеза.
В работах К.А.СЕМЁНОВОЙ с соавторами выделены
3 ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ТЕЧЕНИЯ ДЦП:
1 СТАДИЯ - РАННЯЯ СТАДИЯ (первые месяцы жизни).
Характеризуется острыми нарушениями гемо - и ликвородинамики, возникающими в процессе родов. Это вызывает у ребёнка значительные нарушения регуляции мышечного тонуса по типу ЭКСТЕНЗОРНОЙ РИГИДНОСТИ. На этой стадии обнаруживается рефлекторная патология. Врождённые двигательные рефлексы появляются с опозданием и вовремя не редуцируются, а сохраняются и препятствуют развитию произвольной моторики. Кроме того, прогностическими симптомами ДЦП являются не только нарушение мышечного тонуса, но и наличие стойких позотонических (детских рефлексов), тормоз в развитии движений, наличие атипичных движений.
В большинстве случаев наблюдается отставание психического и речевого развития. Развитие моторных функций задерживается и искажается, а так как первичные сенсорные реакции тесно сопряжены с моторными, то задерживается развитие слухового и зрительного восприятия. Ребёнок слабо вычленяет компоненты в окружающей среде, и это влияет на проявление эмоциональных реакций - долго не формируется «комплекс оживления». Для педагогов и родителей на этой стадии крайне важно проявлять терпение и настойчивость в попытках установить контакт с малышом, сформировать у него слуховые и зрительные реакции.
|
|
У некоторых больных с ДЦП проявления задержки в развитии психоречевых функций с возрастом сглаживается, однако у подавляющего большинства детей с ДЦП задержка психического развития носит стойкий характер и проявляется на последующих стадиях.
2. СТАДИЯ - ХРОНИЧЕСКИ РЕЗИДУАЛЬНАЯ (первые годы жизни). Продолжается в зависимости от формы и тяжести заболевания от нескольких месяцев до 3 – 4 лет. Эта стадия является непродолжительной при двойной гемиплегии и тяжёлой спастической диплегии. Она характеризуется тем, что активность тонических рефлексов у ребёнка остаётся и даже может нарастать. Установочные рефлексы у ребёнка не формируются или формируются их элементы. Произвольная моторика резко отстаёт в своём развитии, кроме того, патологические СИНЕРГИИ, устанавливаются патологические двигательные стереотипы.
2. СТАДИЯ - ПОЗДНЯЯ РЕЗИДУАЛЬНАЯ (с 2 – 4 до 16 лет).
Условно называют КОНЕЧНОЙ СТАДИЕЙ ЗАБОЛЕВАНИЯ. Она характеризуется окончательным развитием патологического двигательного стереотипа, организацией контрактур и деформаций на основе неврологических синдромов, которые развиваются в течение 1-х стадий заболевания.
|
|
Внутри этой стадии Семёнова К.А. выделяет следующие
2 ПОДСТАДИИ:
А) КОНЕЧНАЯ СТАДИЯ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ - характеризуется патологическими двигательными стереотипами, позволяющими ребёнку самостоятельно или с поддержкой передвигаться, овладевать письмом, теми или иными элементами самообслуживания, трудовыми процессами. Речь ребёнка может развиваться нормально, или имеются лёгкие речевые нарушения.
Б) КОНЕЧНАЯ СТАДИЯ ВТОРОЙОЙ СТЕПЕНИ - может наступить очень рано, в первые месяцы жизни ребёнка. У ребёнка быстро нарастают массивные, множественные артрогенные контрактуры, тяжёлые деформации. Как правило, у детей наблюдаются отставание интеллектуального и речевого развития.
Особые трудности представляет РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ДЦП. Предположение о заболевании устанавливается в основном во второй половине первого года жизни. Однако при тщательном психологическом обследовании ребёнка с угрозой ДЦП можно получить высокоинформативные данные о возможном развитии ЗПР уже в первые три месяца.
К.А. СЕМЁНОВА ВЫДЕЛЯЕТ 6 УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ:
1. Отсутствие врождённых двигательных рефлексов или их глубокая задержка при наличии патологической активности тонических рефлексов. Рефлексы позы (поднимание головы) и произвольная моторика не сформированы.
2. Наличие некоторых основных врождённых двигательных рефлексов. Тонические рефлексы ребёнок начинает преодолевать. С поддержкой или без неё начинает сидеть и сохраняет приданную ему позу сидя.
3. Наблюдаются остаточные тонические рефлексы. Появляется ручная умелость. Ребёнок удерживает приданную ему позу сидя и стоя. Шаговые движения неправильные. В суставах нижних конечностей - тугоподвижность.
4. Ребёнок ходит с поддержкой или самостоятельно при патологической установке нижних конечностей. Наблюдаются контрактуры и деформации. Ручная умелость неполноценна.
5. Ребёнок ходит самостоятельно или с палочкой при умеренно выраженных контрактурах или без таковых. Может рисовать и писать без патологических установок в руках, но движения неловки и замедленны.
6. Ребёнок ходит самостоятельно без поддержки. Походка нормальная. Произвольные движения рук соответствуют возрасту.
Для педагогов не столько важно определить, к какому из перечисленных уровней относится ребёнок, сколько максимально разносторонне оценить его двигательные возможности. В связи с этим необходимо обратить внимание на следующие ПАРАМЕТРЫ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА:
1. ОБЩАЯ МОТОРИКА.
Способность удерживать голову.
Способность сидеть - с поддержкой или без поддержки.
Способность стоять - с поддержкой, у опоры, самостоятельно.
Способность ходить - с поддержкой, с приспособлениями, самостоятельно.
Способность прыгать.
Способность бегать.
2. РУЧНАЯ УМЕЛОСТЬ.
Способность удержания предметов - ладонью, пальцами.
Сформированность навыков самообслуживания:
- еда с помощью ложки;
- питьё из чашки;
- умывание;
- причёсывание;
- раздевание;
- одевание;
- разувание;
- обувание;
- застёгивание липучек, молний, крючков, кнопок, пуговиц;
2.3. Способность к выполнению творческих манипуляций:
- конструирование;
- рисование;
- лепка.
СОПУТСТВУЮЩИЕ СИМПТОМЫ И СИНДРОМЫ:
Необходимо знать, что большинство детей с ДЦП имеют сопутствующие симптомы и синдромы. Клиническая картина ДЦП будет неполной без учёта сопутствующих симптомов и синдромов. Наиболее часто встречаются:
1) Вегетативно-обменные расстройства. Дети легко краснеют или бледнеют. Может наблюдаться повышенная потливость или чрезмерная сухость кожи. Нарушение терморегуляции проявляются в том, что ребёнок часто зябнет или перегревается. В связи с этим нужно внимательно относиться к состоянию ребёнка.
|
|
2) Судорожный эпилептический синдром. Персоналу, работающему с детьми с ДЦП, необходимо иметь сведения о наличии у них судорожной готовности и действиях, которые необходимо предпринять при возникновении судорог: повернуть ребёнка на бок, аккуратно перенести в постель, вызвать «скорую помощь». В профилактических целях необходимо соблюдать охранительный режим: не применять силовых методов воздействия на ребёнка: активного массажа, гимнастики, а также не перевозбуждать эмоциональную сферу ребёнка. + Нужно учесть данный синдром и при организации внешней среды ребёнка, чтобы неожиданное падение не сопровождалось травмами.
3) Энурез. Педагог должен тактично помочь ребёнку справиться с этой проблемой.
4) Хронические пневмонии, обусловленные неправильным строением грудной клетки. Необходимо предпринять меры для развития дыхательной системы ребёнка. Массаж и ЛФК способствуют профилактике застойных явлений в лёгких.
Таким образом, при организации и проведении педагогической работы необходимо учитывать не только форму ДЦП и степень тяжести двигательных расстройств, но и другие психофизические нарушения, часто сопровождающие этот недуг.