Структура нарушений познавательной

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ДЦП:

1) Неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций. Эта особенность связана с мозаичным характером поражения головного мозга на ранних этапах его развития при ДЦП;

2) Выраженность астенических проявлений - повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС;

3) Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:

· вынужденная изоляция, ограничение контактов ребёнка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;

· затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств.

При ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем. Патология зрения, слуха, мышечно-суставного чувства существенно сказывается на восприятии в целом, ограничивает объём информации, затрудняет интеллектуальную деятельность детей с церебральным параличом.

Данные о сенсомоторном развитии. Известно, что первично при ДЦП нарушается моторика. В деятельности двигательного анализатора важным является не только производство различных движений, но и создание следового образа этих движений. На основе моторной памяти необходимые движения воспроизводятся и автоматизируются. По мнению К.Е. Семёновой, существенную роль в нарушении развития моторики при ДЦП играет то, что у этих детей с задержкой и искажено развивается схема тела, схемы его положения и движений.

По данным Г.Ф. Городецкой нарушения различных видов чувствительности имеют место у 80 % детей.

К.А. Семёнова пишет, что у детей с атонически-астатической формой, со спастической диплегией и с двойной гемиплегией может наблюдаться искажённое восприятие собственных движений. (Например, движение пальца по прямой может ощущаться как движение по окружности. Движение вправо может ощущаться как движение влево. Зрительные или слуховые раздражители подавляют кинестетические. Так, если при пассивном обведении пальцем квадрата ребёнок смотрит на треугольник, ему кажется, что он обводит треугольник. Если при пассивном обведении квадрата ребёнку говорят «круг», ему кажется, что он обводит круг. Такая слабость кинестезий характерна и для здоровых детей до 3 – 4-летнего возраста, но при ДЦП она более выражена и может сохраняться на протяжении всей жизни.

При всех формах церебрального паралича имеют место глубокая задержка и нарушения развития кинестетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство). Дети затрудняются определить положение и направление движений пальцев рук без зрительного контроля (с закрытыми глазами). Ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавания предметов на ощупь затруднены. Ощупывание, манипулирование с предметами, т.е. действенное познание, при ДЦП существенно нарушено. По данным Л.А. Даниловой у многих детей имеет место АСТЕРЕОГНОЗ - расстройство стереогностического чувства, т.е. узнавания предметов на ощупь, без зрительного контроля. Чистая астериогнозия является симптомом поражения головного мозга и относится к агнозиям.

Перцептивные расстройства у больных детей связаны с недостаточностью кинестетического, зрительного и слухового восприятия, а также совместной их деятельности. В норме кинестетическое восприятие совершенствуется у ребёнка постепенно. Прикасание к различным частям тела совместно с движениями и зрением развивает восприятие своего тела. Это даёт возможность представить себя как единый объект. Далее развивается пространственная ориентация. У детей с церебральным параличом вследствие двигательных нарушений восприятие себя («образ себя») и окружающего мира нарушено.

Исследователи отмечают снижение слуха в 6 – 23 % случаев, а у детей с гиперкинетической формой - в 60 % случаев.

Часто встречаются разнообразные нарушения зрения. У них отмечается нарушение зрительного восприятия, связанные с недостаточной фиксацией взора, нарушение плавного прослеживания, сужением полей зрения, снижением остроты зрения. Часто встречается косоглазие, двоение в глазах, опущенное верхнее веко (ПТОЗ). Двигательная недостаточность мешает формированию зрительно-моторной координации. Такие особенности зрительного анализатора приводят к неполноценному, а в отдельных случаях к искажённому восприятию предметов и явлений окружающей действительности.

По данным Хендерсон 8 % детей с ДЦП - слепые, 6 % - слабовидящие. У 13 % детей наблюдается нистагм, у 9 % - атрофия зрительных нервов, у 6 % - аномалии сетчатки. В целом, снижение остроты зрения выявляется у 32 – 51 % детей.

Нарушения функции глазодвигательного аппарата, т.е. расстройство аккомодации и конвергенции отмечаются у 50 – 70 % детей. Ограничение поля зрения наблюдается у 25,5 – 40,5 % детей. Специфическими для детей с ДЦП являются нарушения фиксации взора и прослеживания.

Э.Л. Басова при исследовании 2-летних детей с ДЦП выявила косоглазие у 31,4 %, нистагм у 17,5 %, нарушение подвижности глазных яблок - у 21 %, нарушение прослеживания - у 48,8 %, анизокорию (разный размер зрачков при реакции на свет) - у 42,1 %. Нарушения на глазном дне - у 19,4 %.

Большинство специалистов отмечают у дошкольников недоразвитие зрительно-пространственного восприятия, трудности зрительной дифференциации по цвету, форме, величине.

В целом для детей с ДЦП характерны более поздние сроки становления сенсорных функций. Типична недостаточная обобщённость восприятия, нечёткость образов, представлений. Зрительное и слуховое восприятие позже развивается также в силу того, что они, как дистантные формы восприятия, настраиваются в соответствии с контактным - тактильным восприятием, а тактильное восприятие существенно отстаёт в развитии при ДЦП.

При ДЦП имеет место недостаточность пространственно-различительной деятельности слухового анализатора. У 20 – 25 % детей наблюдается снижение слуха, особенно при гиперкинетической форме ДЦП. В таких случаях особенно характерно снижение слуха на высокочастотные тона с сохранностью на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребёнок, который не слышит звуков высокой частоты (к, с, ф, ш, в, т, п), затрудняется в их произношении (в речи пропускает их или заменяет другими звуками). У многих детей отмечается недоразвитие фонематического восприятия с нарушением дифференцирования звуков, сходных по звучанию (ба – па, ва – фа). В таких случаях возникают трудности в обучению чтению, письму. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может иметь место недостаточность слуховой памяти и слухового восприятия. Иногда отмечается повышенная чувствительность к звуковым раздражителям (дети вздрагивают, мигают при любом неожиданном звуке), но дифференцированное восприятие звуковых раздражителей у них оказывается недостаточным.

Несформированность высших корковых функций является важным звеном нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаще всего страдают отдельные корковые функции, т.е. характерна парциальность их нарушений. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений. У детей выражены нарушения схемы тела. Значительно позже, чем у здоровых сверстников, формируется представление о ведущей руке, о частях лица и тела. Дети с трудом определяют их на себе и на других людях. Затруднена дифференциация правой и левой стороны тела. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, между, вверху, внизу) усваиваются с трудом. Дети с трудом определяют пространственную удалённость: понятия далеко, близко, дальше, чем заменяются у них определениями там и тут. Они затрудняются в понимании предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дошкольники с церебральным параличом с трудом усваивают понятия величины, недостаточно чётко воспринимают форму предметов, плохо дифференцируют сходные формы - круг и овал, квадрат и прямоугольник.

Значительная часть детей с трудом воспринимают пространственные взаимоотношения. У них нарушен целостный образ предметов (не могут сложить целое из частей - собрать разрезную картинку, выполнить конструирование по образцу из палочек или строительного материала). Часто отмечаются оптико-пространственные нарушения. В этом случае детям трудно копировать геометрические фигуры, рисовать, писать. Часто выражена недостаточность фонематического восприятия, стереогноза всех видов праксиса (выполнение целенаправленных автоматизированных движений).

У многих отмечаются нарушения в формировании мыслительной деятельности. У некоторых детей развиваются преимущественно наглядные формы мышления, у других - наоборот, особенно страдает наглядно-действенное мышление при лучшем развитии словесно-логического.

Для психического развития детей с ДЦП характерна выраженность психоорганических проявлений - замедленность, истощаемость психических процессов. Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объёма механической памяти. Большое количество детей отличаются низкой познавательной активностью, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Низкая умственная работоспособность отчасти связана с церебрастеническим синдромом, характеризующимся быстро нарастающим утомлением при выполнении интеллектуальных заданий. Наиболее отчётливо он проявляется в школьном возрасте при различных интеллектуальных нагрузках. При этом нарушается обычно целенаправленная деятельность.

Развитие познавательной деятельности у детей с ДЦП в раннем возрасте исследовала Н.В. Симонова. Она отметила, что сама оценка познавательных способностей ребёнка чрезвычайно сложна. Необходимо учесть характер активности ребёнка, наличие у него мотивации к действию, стремление к общению с окружающими, к использованию имеющихся у него двигательных и коммуникативных способностей. Она рекомендовала обратить особое внимание на эмоциональную сферу ребёнка. В результате исследований Н.В. Симонова обнаружила у части детей с ДЦП малую дифференцированность эмоциональных реакций, их неадекватность. У детей с более выраженными эмоциональными нарушениями наблюдались только примитивные реакции в овеет на ласку, комфорт и значительно реже - на новые впечатления, игрушки. В процессе специальных занятий степень эмоциональной активности детей нарастала. У дошкольников с ДЦП отмечается быстрая истощаемость, склонность к тормозным реакциям, замедленность переключения психических процессов, слабость концентрации внимания и памяти.

Н.В. Симонова отмечает низкую активность внимания, трудность его концентрации, инертность. Она же отмечает выраженные нарушения памяти, связанные с общей пассивностью детей и психической истощаемостью.

М.Б. Эйдинова, Н.В. Симонова, М.В. Ипполитова предлагают для оценки интеллектуального развития детей раннего возраста исследовать характер игр ребёнка и использовать традиционные методики (складывание разрезных картинок, классификация, исключение лишнего предмета).

Н.В. Симонова рекомендует оценивать состояние интеллекта ребёнка в игровой деятельности в 3 – ЭТАПА:

1. исследуется участие ребёнка в игре со взрослым. Отмечается интерес ребёнка к деятельности, активность, понимание назначения предметов и игрушек, попытка использовать их по назначению, понимание содержания игры и способность выбора игрушек, умение принимать помощь взрослого.

2. Исследуется подражательная деятельность ребёнка. Выявляется способность подражать способам действия с игрушками, осмысленность этих действий и интерес к ним.

3. Исследуется спонтанная игра. Оценивается понимание назначения игрушки, адекватность действий с ней, настойчивость в достижении результатов, способность правильно оценивать результаты, обращаться при неудаче за помощью и использовать помощь.

Вообще мнение о состоянии интеллекта у детей с ДЦП различны. Так, Литтль и Фрейд считали, что для этих детей характерна выраженная умственная отсталость. Позднее Фелпс писал, что, наоборот, 70 % детей интеллектуально сохранны. В нашей стране М.Н. Никитина в 1979 годе отмечала, что близкое к норме умственное развитие наблюдается лишь у 32 % детей с ДЦП, а Э.С. Калижнюк в 1982 году представила данные о том, что самая большая группа детей - до 75 % имеют ЗПР.

Элла Семёновна Калижнюк провела подробное исследование ЗПР при ДЦП и пришла к выводу, что она имеет следующие особенности:

1) Сниженный объём представлений и знаний обусловлен 2-мя причинами - сенсомоторной недостаточностью и вынужденной изоляцией вследствие обездвиженности.

2) Выраженность психоорганического синдрома - инертность, персеверативность, слабая переключаемость психических процессов. (ПЕРСЕВЕРАЦИЯ - это навязчивое многократное повторение одних и тех же образов памяти, проявляющееся в использовании одних и тех же слов или слогов. П. нередко встречается в речи при чтении вслух и письме при некоторых формах афазии).

3) Диссоциированная, дисгармоничная структура интеллектуальной недостаточности.

4) Благоприятная динамика умственного развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: