Потребность людей в общении вызывается объективной необходимостью их существования. Люди не могут жить не общаясь. Общение выступает как способ бытия человека и общества. Именно в процессе общения происходит социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в общение отличает человека от животного и от божества: «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государственности, становясь либо животным, либо божеством» (Аристотель. Соч. в 4-х тт., Т.4. – М.: Мысль, 1983. – с. 379).
Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта.
|
|
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости, правильности или неправильности поступков людей.
В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их учитывает в общении, он может, как облегчить деловое общение, сделать его более эффективным, так и затруднить, а иногда – сделать невозможным это общение.
Собственно нравственное значение какое-либо человеческое действие или поступок могут приобрести только в контексте определенных отношений между людьми, т. е. в контексте общения. Как моральное сознание, так и моральная деятельность человека по-своему аккумулирует весь мир морали, всю полноту ее смысла – и все же реальное осуществление человеческая нравственность находит не в сознании, а в процессе общения. Именно здесь нравственная проблематика в полной мере реализует свой духовный и гуманистический потенциал.
Отношения между людьми способны приобретать различное значение с точки зрения проявление в них нравственной субъективности человека, т. е. индивидуальной системы нравственных ценностей.
В любом обществе существуют сферы и отношения, в которых люди относятся друг к другу как к объектам, а не субъектам, считают своих партнеров своеобразными «думающими вещами» - завершенными, не способными к принципиальным изменениям и ответственным решениям, такими, реакцию которых на те или иные действия всегда можно предусмотреть. В результате чего возникает угроза дегуманизации человеческого общения. Люди привыкают отождествлять себя со своими функциями, своими социальными ролями.
|
|
Действительное общение возможно тогда, когда ваш собеседник, деловой партнер, оппонент раскрывается перед вами как существо – субъект, которое нельзя свести к какой – либо заранее заготовленной схеме, существо принципиально незаконченное, незавершенное, способное в любую минуту повернуться к нам какими – то новыми, неожиданными своими гранями.
Именно с этого момента и начинается настоящее общение, и вместе с этим возникают его проблемы обязанности и ответственности, совести и стыда, вражды и любви, которые приобретают новый смысл, свое человеческое основание.
Как известно, основным противоречием в морали является противоречие между должным и сущим. С одной стороны, человек пытается вести себя должным образом, так, как предписывают законы нравственности, с другой – удовлетворить свои потребности. Этот внутренний конфликт между идеалом, нравственным долгом и практическим расчетом существует всегда и во всех сферах жизни. Но особенно напряженно он проявляется в этике делового общения, потому что именно в этом виде общения предмет, по поводу которого оно образуется, является внешним для индивидов.
Следовательно, деловое общение относится к формальным видам общения, осуществляется по определенным правилам и направлено на установление контактов и поддержку связей между представителями различных заинтересованных в общей деятельности организаций.
Деловое общение – это специфическая форма контактов и взаимоотношений людей, которые имеют определенные полномочия от своих организаций и выполняют следующие функции:
· передача производственно – экономической информации;
· корректирование своего поведения и поведения партнера;
· стимулирование эмоциональной деятельности;
· организация общей деятельности с партнером для принятия взаимовыгодных решений.
При оптимальном результате деловых отношений каждый его участник осознает, что он получил определенную выгоду в сравнении с исходной ситуацией.
С учетом всего сказанного этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой раздел профессиональной этики.
Итак, предметом этики делового общения является моральное сознание, регулирующее отношения между людьми в сфере их производственных отношений.
Объектом этики делового отношения являются отношения между людьми, возникающие в процессе их деловых коммуникаций.
Задачами этики делового общения являются:
· объяснение сути моральных явлений, возникающих в процессе делового общения;
· обучение использованию норм этики делового общения;
· формирование морального сознания делового человека, предпринимателя;
· регулирование человеческих отношений в производственной деятельности людей.
Этика делового общения определяется общественно – экономическим строем общества, структурой его социальной организации и господствующим типом общественного сознания.