(1) Сущность организационного развития и формы участия в нем. Организационное развитие представляет собой долгосрочную работу по повышению способности организации обновлять себя, решать возникающие проблемы и быстро реагировать на внешние и внутренние перемены. Участие в организационном развитии представляет собой различные плановые мероприятия в которых задействованы организации, подразделения и рабочие группы предназначенные для совершенствования функционирования организации. Различают следующие виды участия в организационном развитии:
1) диагностические меры. Включают в себя сбор информации о состоянии организации, подразделения при помощи интервью, совещаний, наблюдений, ознакомления с документами организации.
2) меры по использованию результатов обследования. Включают передачу информации полученной в результате диагностики членов организации и разработку планов действий на основе этой информации.
3) меры по обучению и повышению квалификации.
4) меры по изменению технологической и организационной структуры. Предназначены для усовершенствования организационной структуры или процедур выполнения решений.
|
|
5) консультирование по групповым процессам. Предназначено для того, чтобы помочь членам организации более точно воспринимать и оценивать события в организации и действовать соответствующим образом.
6) меры по формированию эффективных групп.
7) меры по эффективному межгрупповому взаимодействию.
Для того чтобы меры по организационному развитию были успешными необходимо соблюдение ряда условий:
1) люди, занимающие ключевые посты, должны принимать участие в проведении исходных диагностических мер.
2) привлечение консультантов по вопросам человеческого поведения по программам организационного развития.
3) руководители более высокого уровня, чем тот, где осуществляется программа развития, должны поддерживать эту деятельность и участвовать ней.
4) использование следующей модели исследований: диагностирование состояния организации предоставление собранной информации ее членам составление планов действий на основе информации
диагноз.
5) рабочие группы должны принимать участие в реорганизации на уровне с менеджером группы.
6) согласованность действий с кадровой политикой.
7) Эффективное управление процессом развития.
(2) Власть и влияние в организации.
Влияние – это поведение одного сотрудника которое вносит изменения в поведение и отношение других сотрудников организации. Власть – это возможность влиять на поведение других сотрудников организации. применительно к менеджменту. Лидерство – это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы направляя их усилия на достижение целей организации. Выделяют 5 основных форм власти:
|
|
1) Власть, основанная на принуждении. Менеджер может оказывать влияние на других сотрудников, если он контролирует величину или форму наказания, которая может быть к ним применено.
2) Власть основанная на вознаграждении. Менеджер имеет власть над другими сотрудниками, если этот сотрудник верит, что менеджер может вознаградить его или отказать в вознаграждении.
3) Экспертная власть. Осуществляется, когда менеджер воспринимается как носитель специальных и полезных знаний.
4) Эталонная власть. Личные и и профессиональные качества менеджера настолько привлекательны для исполнения, что он хочет быть похожим на руководителя.
5) Законная власть. Основывается на праве менеджера руководить сотрудниками в силу своего служебного положения.
Для эффективного использования влияния менеджеру необходимо выполнить ряд условий:
1) Потребность, к которой апеллируют должна быть актуальной и важной для исполнителя.
2) Сотрудник на которого влияют должен рассматривать влияние как источник удовлетворения или неудовлетворения какой-то потребности в той или иной степени.
3) Сотрудник, на которого влияют должен ожидать, что исполнение поручения приведет к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей с достаточно высокой степенью вероятности.
4) Сотрудник, на которого влияют должен верить, что его усилия имеют хороший шанс оправдать ожидания руководителя.
(3) Управление неформальными организациями. Неформальная организация – это случайно образовавшаяся группа сотрудников, которая вступает в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. Как и у формальных организаций эти цели являются смыслом существования такой организации. В крупных организациях существует, как правило, несколько неформальных организаций. В неформальных организациях имеются «не писаные» правила, т.е. нормы которые служат эталоном поведения. Важнейшие причины вступления в неформальную организацию: чувство принадлежности, взаимопомощь, защита, тесное общение, личная симпатия отдельных сотрудников.
Основные характеристики неформальной организации:
1) Социальный контроль. Первым шагом к установлению социального контроля за членами неформальной организации является установление определенных норм поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение личность должна соблюдать эти нормы. Тех, кто нарушает нормы поведения, ожидает отчуждение от группы.
2) Сопротивление изменениям. Возникает всегда когда члены группы усматривают в переменах угрозу существованию группы, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, взаимному общению на работе.
3) Неформальные лидеры. Выполняют основные функции:
- помогают группе в достижении ее целей;
- поддерживают социальное взаимодействие.
Неформальные группы могут вести себя непродуктивно, что может мешать достижению формальных целей организации. по неформальным каналам распространяются ложные слухи. Приводящие к возникновению отрицательного отношения к руководству организации. принятые группой нормы могут снижать продуктивность труда отдельных сотрудников. Тенденция к сопротивлению изменениям может сдерживать инновационный процесс на предприятии. Однако зачастую непродуктивное поведение является реакцией на несправедливое отношение руководства к подчиненным.
Преданность группе часто перерастает в преданность организации, и многие сотрудники отказываются от высокооплачиваемых должностей в других компаниях, потому что не хотят нарушать социальные взаимосвязи, сложившиеся в неформальной организации.
|
|
Цели группы могут совпадать с целями самой организации, а нормы эффективности превышать нормы организации что приводит к повышению производительности труда. Неформальные каналы связи иногда дополняют формальную систему коммуникаций. Современные исследователи проблем управления утверждают, что необходимо признание существования неформальных организаций, осознавая, что их уничтожение иногда может привести к распаду самой организации.
Необходимо выслушивать мнение членов неформальных групп и их лидеров. При осуществлении управленческих мероприятий руководство должно прогнозировать возможную реакцию со стороны неформальных групп, как отрицательную, так и положительную.