Существуют две основные классификации форм осуществления функций государства:
1. Законодательная, исполнительная, судебная и контролирующая деятельность.
2. Правовые и неправовые (организационные) формы.
Различие между правовыми и организационными формами состоит в том, что правовые формы связаны с изданием правовых актов, организационные — не связаны.
К правовым формам относятся:
1) правотворческая деятельность. Эта форма осуществления функций государства путем издания, изменения или отмены норм права;
2) правоприменительная деятельность. Эта форма связана с деятельностью по исполнению требований норм права путем издания правоприменительных актов. В правоприменительной деятельности различаются две разновидности: оперативно-исполнительная и правоохранительная.
Среди организационных форм осуществления функций государства выделяются:
а) организационно-регламентирующая деятельность, например, подготовка проектов нормативных актов;
б) организационно-хозяйственная деятельность. К ней можно отнести экономическое обоснование, статистику, организацию снабжения и сбыта и т.д.;
|
|
в) организационно-идеологическую деятельность. К данной форме относятся работа средств массовой информации по формированию общественного мнения, разъяснение издаваемых законов, воспитательная работа.
К традиционным методам осуществления функций государства относятся убеждение и принуждение. В условиях рыночной экономики возрастает роль методов материального стимулирования, например, премирования, предоставления налоговых льгот, льготного кредитования и т.д.