Содержание
Введение 5
Раздел I. Научно - теоретические основы трудового
обучения учащихся начальных классов6
Методика трудового обучения в начальных
классах как отрасль педагогической науки 6
История преподавания трудового обучения
в общеобразовательной школе 10
Основные понятия технологии 18
Всестороннее развитие личности учащихся
начальных классов на уроках технологии 27
Задачи трудового обучения учащихся
начальных классов 33
Содержание трудового обучения
в начальных классах 41
Взаимодействие основ наук
в технологическом образовании 49
Основополагающие принципы и методы
трудового обучения. 53
Раздел II. Особенности формирования знаний,
умений и навыков у учащихся начальных классов
на уроках технологии 62
Урок технологии как форма организации
трудового обучения в начальных классах 62
Особенности формирования способов
обработки бумаги и картона 79
Особенности формирования способов
обработки ткани 94
Особенности формирования способов
обработки различных материалов 103
Обучение элементам графической
грамоты учащихся начальных классов 111
Организация уроков по конструированию
в начальных классах 119
Обучение проектированию в начальных классах 136
Материальное обеспечение трудового обучения 140
Список литературы146
Приложение 153
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине
«Методика преподавания технологии с практикумом»154
Примерные темы курсовых и дипломных работ 156
Пример использования наглядного моделирования в
трудовом обучении учащихся начальных классов 157
Знаки, используемые в построении и преобразовании
моделей 161
Модели, используемые в формировании
политехнических знаний и умений 163
Упражнения на формирование трудовых движений
и действий 174
Дидактические игры по технологии 176
Задания для проверки знаний и умений и
самоконтроля 186
Введение
Как показывает анализ деятельности современного производства, наибольшей эффективности достигают те производители, где уровень технологической подготовленности их сотрудников достаточно высок. Современная дидактика, учитывая достижения современной науки и техники, берет курс на модернизацию отечественного образования. Особое внимание уделяется образованию в области овладения различными технологиями. Поэтому, в профессионально-педагогическом становлении будущих учителей начальных классов важную роль отводят изучению методики преподавания технологии.
В методическом пособии имеются материалы, позволяющие будущим учителям изучить все необходимые вопросы начальной технологической подготовки. Оно состоит из двух разделов и приложения. Первый раздел «Научно - теоретические основы и проблемы обучения технологии детей начальных классов» - включает сведения по истории становления и развития трудового обучения, раскрывает психолого-педагогические основы обучения технологии в начальной школе.
Второй раздел «Особенности формирования знаний, умений и навыков в процессе обработки различных материалов» - раскрывает методические вопросы организации уроков технологии на примере работы с бумагой, тканью, природными и другими материалами.
Приложение содержит примерные вопросы к зачету, темы курсовых и дипломных работ, образцы наглядных моделей, отражающих отдельные компоненты процесса изготовления изделия, игры и упражнения по технологии, материалы для организации контроля и оценки деятельности учащихся.
Данное учебное пособие, позволяет студентам освоить теоретические вопросы технологического образования, подготовиться к зачету и педагогической практике.