Источники права – это государственно-официальные способы выражения и закрепления его норм, придания общим правилам поведения общеобязательного, юридического значения. Современные правовые системы основываются на нескольких источниках права, среди которых обычно выделяют правовой прецедент, судебную практику, нормативный договор, правовую доктрину и нормативно-правовой акт.
Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с этими критериями различаются следующие правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская
В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем. Так, внутри романо-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания, Румыния), право латиноамериканских стран, каноническое (церковно-католическое) право и группу германского права, в которую входят правовые системы ФРГ, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. Внутри англо-саксонской правовой семьи различают английскую правовую систему, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. Славянская правовая семья включает группу российского права (Россия и республики в её составе) и западнославянского права (Украина, Беларусь, Болгария, Сербия, Черногория).
|
|
Семья общего права. Общее (англо-саксонское) право исторически сложилось в Англии. Общее право оправдывает свое название тем, что оно, во-первых, действовало на территории всей Англии в виде судебных обычаев, возникших помимо законодательства, и, во-вторых, оно распространялось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве.
Специфика общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника права громадного количества судебных решений (прецедентов), являющихся образцами для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами.
Романо-германская правовая семья. Исторические корни этой правовой семьи относятся к римскому праву (I в. до н э. - VI в. н. э.). В качестве основного источника она использует писаное право, т.е. юридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актах государства.
Законодатель (орган государственной власти) в связи с этим должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, типизировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. На правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность точной реализации этих общих норм в конкретных судебных, административных решениях, что в конечном счете обеспечивает единообразие судебной или административной практики в масштабе всего государства.
|
|
Славянская правовая семья. Выделение славянской правовой семьи в качестве самостоятельной ветви правовой цивилизации имеет в качестве ведущих критериев прежде всего национально-культурные и географические факторы. Восточные и южные славяне, основавшие в VI-ΧΙ вв. свои государственные образования, сформировали самостоятельные культурные традиции и стали прямыми наследниками Византийской империи, которая длительное время была оплотом православия и восточно-европейской культуры.
Специфика славянской правовой семьи состоит в том, что её самобытность опирается не столько на технико-юридические, сколько на государственные и духовные начала жизни славянских народов.
К ним относятся:
- самобытность славянской и, прежде всего, русской государственности;
- особые условия экономического развития, при которых ведущей формой хозяйствования была крестьянская община, артель, основывающиеся на взаимопомощи, трудовой демократии и местном самоуправлении;
- формирование "славянского типа" социального статуса личности, для которого характерно развитие коллективистских элементов и нежесткая дифференциация личности и государства;
- тесная связь традиционной основы права и государства со спецификой православной ветви христианства, с её акцентами не на мирском жизнепонимании Бога и человека (католицизм), и тем более благословении стяжательства (протестантизм), а на духовной жизни человека с соответствующими эстетическими выводами (нестяжание, благочестие и т.д.).
Ведущий элемент славянской правовой семьи - российская правовая система, которая является оригинальным культурно-историческим и специально-юридическим явлением.
Значительным своеобразием обладают правовые системы, основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем белее государства. Различают так называемые традиционные правовые системы (построенные на обычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право). К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки, некоторые другие. В основе религиозной системы лежит какая-нибудь система вероучения.
Так источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и Иджма. Характерные черты этого права - архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм - во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов, связанных с деятельностью государства.
Другой широко распространенной системой религиозного права является индусское право. Это традиционная система, в содержание которой входят обряды, верования, идеологическое ценности: мораль, философия, которые нормативно закрепляют определенный образ жизни и общественное устройство.
Задание: Приготовить сообщение, включающее в себя сравнительную характеристику и анализ особенностей основных правовых семей.
Приготовить сообщение на 5-10 минут по выбранной теме и предложенному плану:
1. Происхождение правовой системы;
2. Особенности норм;
3. Источники правовой системы;
4. Структура правовой системы.
Заполнить таблицу 1 и таблицу 2 и сделать приложением к сообщению.
Таблица 1 – Правовые системы и их признаки
Правовые семьи | признаки |
Основан на правилах применения шариата к новым жизненным ситуациям | |
Выраженный классовый характер | |
Возникла в результате заимствования римского права | |
Рассмотрение в качестве источников права громадного количества судебных решений, являющихся образцом для последующих дел | |
Сформирована на основе марксистской теории | |
Является наиболее распространенной в мире | |
Основным источником является священная книга | |
В качестве основного источника права выступает нормативно-правовой акт | |
Является наиболее древней семье | |
Господство публичного права над частным | |
Судьи не обязаны следовать ранее принятому решению | |
Отличается архаичностью многих правовых институтов | |
Создана как продукт божественной воли | |
Строгая отраслевая классификация | |
Нормы носят казуистический (индивидуальный) характер | |
Четкое деление права на частное и публичное | |
Отрицание возможности суда выступать в роли создателя правовых норм | |
Устойчивая иерархия источников права | |
Отсутствие отраслевого законодательства | |
Приоритетное значение отдается процессуальным нормам | |
Основной формой систематизации законодательства выступает кодификация | |
Автономия судебной власти |
Определить, руководствуясь приведенными признаками, правовую семью (романо-германскую, англо-саксонскую, мусульманскую, социалистическую).
|
|
Таблица 2 – Правовая семья и государства
Государства | Правовые семьи |
Франция, | |
Иран Турция Иран Алжир | |
Испания, | |
Германия, | |
Канада, Австралия, США | |
СССР Социалистический лагерь в Европе, Азии | |
Бельгия, Италия, | |
Испания, | |
Новая Зеландия Страны британского доминиона | |
Швейцария, | |
Египет | |
Португалия, | |
Австрия | |
ФРГ | |
Румыния, |
Заполнить сравнительную таблицу, указать правовую семью в приведенных ниже государствах.
Оформление: формат А4, титульный лист, объем сообщения 3-4 листа, кегль 14, Times New Roman, список литературы.
Список литературы
1. Клименко А.В., Румынина В.В. «Теория государства и права», 2008
|
|
2. Морозова Л.А. «Теория государства и права», 2004
3. Певцова Е.А. Основы правовой культуры. 1 и 2 части. ЮНИТИ, 2013
4. Корельский В.М. Теория государства и права Изд. «УрГЮА», 2008