Позитивизм. Позитивизм утверждал, что методы, принятые в естественных науках, применимы к ре­шению любых интеллектуальных проблем

Позитивизм утверждал, что методы, принятые в естественных науках, применимы к ре­шению любых интеллектуальных проблем. До поры до времени эта установка, отражавшая рост авторитета и влияния науки, была прогрессивной. Однако к концу XIX в. философская мысль уже отчетливо осознала растущее несоответствие между научно-техническим прогрессом и развитием духовных, этических и эстетических ценностей.

Позитивизм стремился представить общественную жизнь как более или менее автоматическое взаимодействие безличных соци­альных факторов и сил. Его противники, наоборот, ищут везде субъ­ективное, индивидуально-личностное начало. Их интересует не столько объективная детерминация социальных явлений, сколько их внутренние двигатели — смысловое содержание поступка, мо­тивы и сознательная ориентация действующего лица на те или иные нормы, ценности.

2.

Целостность – одна из важнейших характеристик личности. Временные нарушения целостности личности вызывают кризисы её развития.

В структуре личности выделяются следующие составляющие:

1.Потребности. Потребность – состояние человека, определяемое нуждой, необходимостью в чём-либо. Качество потребностей – существенный параметр личности. А. Маслоу разработал иерархию потребностей и показал, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения, следовательно, влияют на человека так: прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Содержательные теории личности в первую очередь стараются определить

потребности, побуждающие людей к действию.

А. Маслоу, создавая свою теорию мотивации, признавал, что люди имеют множество различных потребностей, которые можно разделить на 5 основных категорий:

1. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности.

2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем. Включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.

3. Социальные потребности. Иногда их называют потребностями в причастности, - это чувство принадлежности к чему-либо или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.

4. Потребность в уважении включает потребности в самоуважении, личных достижениях. Компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.

5. Потребности самоуважения – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

2. Ценности это базовые принципы, убеждения и веро­вания личности, касающиеся предпочитаемых целей, способов поведе­ния и понимания окружающей ситуации. Каждый человек как личность имеет свою систему ценностей, которая формируется с детства.

Основатель социологической концепции ценностей - М. Вебер. С его точки зрения, ценность — это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в разлитии общества.

Выбор линии поведения определяется социальными ценностями. Объяснить, что такое ценность очень непросто. В сущности, ценности всех людей сходны, люди отличаются только шкалой своих ценностей — тем, какие ценности для них доминируют, а какими можно всегда или в определенной ситуа­ции поступиться. Конечно, никому не хочется быть больным, неполноценным, нищим, одиноким, некрасивым, однако для кого-то на первом плане стоит жизненный успех, материальное благополучие, и он готов, например, жениться по расчету на девушке из влиятельной семьи, а для кого-то высшая ценность — любовь, и он согласен на «рай в шалаше», но только с любимой.Но иногда доминирует не фундаментальная и безусловная ценность, например самосохранение, а нечто другое, что мгно­венно становится самодовлеющим. Так совершаются подвиги, со­пряженные с самопожертвованием. Именно в эти моменты про­исходит взаимодействие индивидуальных и социальных ценнос­тей, которые далеко не всегда совпадают и достаточно часто вступают в борьбу.

Социальные ценности — это ценностные представления, при­нятые данной социальной группой. Поскольку каждый человек входит не в одну, а в несколько социальных групп, в его сознании перекрещиваются ценности этих групп, иногда весьма противоречивые.

Личностные ценности образуют целостную систему. Система ценностей личности — это динамическая и развиваю­щаяся система. Поскольку она зависит от степени социализации личности, то разумно предположить, что существует социально обу­словленная иерархия ценностных уровней.

Ценности принято считать базовыми принципами сознания, мышления и деятельности. Как следует из вышеизложенного, их влияние на поведение опосредованно. Ценностные ориентации можно рассматривать как такие же принципы, но обладающие меньшей фундаментальностью, поскольку они в большей степени, чем ценности, подвержены влиянию ситуации, в которой находится личность. Вместе с тем ценностные ориентации стоят ближе к по­ведению, чем ценности личности, так как направлены на ограни­ченное число «стандартных» жизненных ситуаций, связанных с ра­ботой, семьей, сослуживцами, начальством, политикой и т. п.

В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д., но все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Базовые Инструментальные
То, что важно и значимо для человека само по себе То, что имеет значение и важность как способ, средство самореализации и достижения целей.

Аномия – это отклонение и утрата значимости социальных норм, неприятие моральных ценностей любой социальной системы, отсутствие этических эталонов сравнения с другими людьми, чувства солидарности.

  1. Установки. Если процесс социализации объясняет, каким образом личность усваивает

социальный опыт и вместе с тем активно воспроизводит его, то формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и как проявляет себя в ее действиях и поступках? Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мо­тива, есть понятие социальной установки.

Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. В концепции Узнадзе установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией.

  1. Способности – это относительно устойчивые психические свойства, которые проявляются

в индивидуальном своеобразии психических средств (орудий), реализующих ту или иную деятельность. Это такие свойства личности, которые отличают одного человека от другого по качественным и количественным показателям успешности освоения деятельности. Это не знания и умения, а внутренние условия, благодаря которым человек может более успешно или менее успешно осваивать знания и умения.

Способности проявляютcя вскорости, прочности и точности приобретаемых знаний и выработке умений и навыков. Принципиальными вопросами для психологии способностей являются проблемы соотношения задатков и способностей, развития способностей, общих и специальных способностей, соотношения способностей и интеллекта.

В общем плане способности можно рассматривать как свойства

функциональных систем, реализующих отдельные психические функции (например, мышление, память и др.), которые имеют индивидуальную меру выраженности и проявляются в успешности и качественном своеобразии и реализации деятельности.

Различают общие и специальные способности.

Общие способности это относительно стабильные качества личности, которые проявляются в успешности освоения заданий, в овладении и реализации различных видов деятельности.

Специальные способности - это свойства личности, которые позволяют достигать значительных результатов в том или ином виде деятельности.

3.

Стремление создать типологию человека и тем самым навести порядок в хаосе индивидуальности уходит своими корнями в глубокую древность. «Тип», «типичность» - понятия собирательные, обобща­ющие широкий круг явлений. Применительно к личности они могут иметь как положительное, так и отрицательное содержание. В нашем языке часто встречаются такие определе­ния, как «типичный студент», «типичный профессор», «ти­пичный инженер», «типичный гуманитарий» или даже «типичный двоечник».

Индивидуальное внутреннее своеобразие человека не знает аналогов. Поэтому выделение типов личности в известном смысле условно, тем более, что «крайне» ярко выраженные представители того или иного типа встречаются довольно редко. Гораздо больше людей занимает промежуточное положение. И вся градация целесообразна, если она позволяет сфокусировать внимание на качествах, находящих своё выражение в поведении.

Фактически все личностные качества могут быть либо положительными, либо отрицательными в зависимости от степени развития.

Есть множество оснований для типологии личности. Например:

1. По типам общества. Варианты:

1) по типу формации – первобытная, рабовладельческая и т.п.

2) личность доиндустриального, индустриального и постиндустриального общества.

2. По типам связей, в которые вступает человек:

1) Природные (кровнородственные, соседские, территориальные)

2) Внеэкономические (кровнородственные сюда же, а также политические, территориальные и профессиональные)

3) Экономические связи или система экономической зависимости

4) Связи свободных индивидуальностей.

3. По характеру ценностей, разделяемых людьми. Многие десятилетия ценились,

например, такие качества, как исполнительность, трудолюбие, пунктуальность, точность и т.д. У этих традиционных добродетелей сегодня появились конкуренты: так называемые «постматериальные» ценности, например, независимость или умение наслаждаться жизнью.

И ваша оценка успеха (собственного и чужого) зависит от того, привержены ли вы традиционным нравственным ценностям, или они вам безразличны.

Социальное поведение можно оценивать количественно - по уровню социальной активности людей - и качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и стихийной и пр. И то и другое зависит, во-первых, от социальной структуры общества, во-вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентации, включая нормативный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.

Социальный тип личности- продукт сложного переплетения историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: