Российский конфликтолог В.П.Шейнин приводит три формулы конфликтов
1. Конфликты зависят от конфликтогенов.
Конфликтогены – это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.
В данной интерпретации конфликт развивается по формуле:
КФГ1 КФГ2 КФГ3 КФ
При этом важно иметь в виду:
КФГ1<КФГ2<КФГ3 и т.д.
По наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их участников. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия: не употребляйте конфликтогены и не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.
Способы разрешения: самому не быть конфликтогеном; ответить конфликтогеном в равной или меньшей степени.
Типы: прямое негативное отношение (приказы, угрозы); снисходительное отношение (унизительное утешение или похвала); хвастовство; наставничество (навязывание своего мнения, нравоучения и поучения); нарушение этики (случайно причиненные неудобства, игнорирование по обещанию, перекладывание ответственностит, жевательная резинка); нечестность и неискренность; регрессивное поведение (пререкания, ссылки на других, наивные вопросы)
2. Конфликты зависят от конфликтной ситуации и инцидента.
КС+И=КФ
(конф.ситуация+инцидент=конфликт)
Способы разрешения: обговорить,разрешить конфликт (сам по себе не разрешится); не создавать конфликтов
3. Конфликт зависит от нескольких конфликтных ситуаций:
КС1+КС2+…+КС10=КФ
Т.е. сумма двух и более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
Необходимо разрешать конфликт, тк конфликтные ситуации не забываются, а прощение очень сложный процесс, который проходит в сознание.
Трансакция — это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.
Трансактный (трансакционный) анализ – рациональный метод изучения поведения на основе анализа трех состояний позиций личности, занимаемых ею в ходе межличностного взаимодействия: «Родитель» (Р), «Взрослый» (В) и «Дитя» (Д).
1. «Родитель» – экспертно-контрольная инстанция личности, средоточие схем и правил, ранее усвоенных индивидом, которые подлежат неукоснительному исполнению. «Родитель» требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит и покровительствует;
2. «Взрослый» – когнитивно-активная инстанция личности, ведущей чертой которой является независимость и разумность. «Взрослый» Рассуждает, анализирует, уточняет, апеллирует к разуму и логике;
3. «Дитя» – эффективно-импульсивная и интуитивно-творческая инстанция личности, которая отличается непредсказуемостью. «Дитя» проявляет чувства, подчиняется, шалит, задает вопросы, проявляет беспомощность, извиняется.
Несмотря на схематичность и односторонность выделения этих трех состояний (позиций) личности, они создают удобную в практическом отношении возможность анализа поведения человека.
Применим трансакционный анализ и в конфликтологии. Для этого необходимо:
1. Выделить субъектов конфликта (инициатора и «мишень»), составить матрицу их состояний (Р, В, Д);
2. Выяснить направленность позиций каждого субъекта и обозначить их стрелками в матрице (например, у инициатора «дитя» апеллирует к «взрослому» у «мишени»);
3. По матрице определить сумму расхождений в позициях (например «родитель» инициатора апеллирует к «дитя» мишени, расхождение равно 2; а у «мишени» также «родитель» апеллирует к позиции «дитя» у инициатора, расхождение равно 2; сумма расхождений равна 4);
4. По величине суммы расхождений сделать вывод о наличии или отсутствии конфликтной ситуации (если сумма расхождений равна нулю, то конфликтная ситуация отсутствует, если сумма равна от 1 до 4, то конфликтная ситуация существует).