В рамках функционирования рыночной экономики доходы участников экономических процессов устанавливаются в соответствии с их вкладом в предельную производительность. Однако такой результат рыночного процесса может оказаться нежелательным как с экономической, так и с социальной точки зрения.
С экономической точки зрения сложившееся распределение может быть в принципе улучшено (в смысле увеличения общего уровня благосостояния) путем перераспределения доходов между участниками системы. Однако добровольное перераспределение возможно не всегда: если участники оказываются в ситуации, моделируемой дилеммой заключенных, договор не заключается, так что необходимо некоторое внешнее вмешательство, которое и приводит к результату, максимизирующему стоимость.
С социальной точки зрения складывающееся распределение доходов может оцениваться как нежелательное, исходя из соображений справедливости, патерналистских мотивов или же этических принципов. Принято считать, что при реализации соответствующих вмешательств обычно возникают противоречия с задачей максимизации экономической эффективности, поскольку воздействие перераспределения на стимулы может снизить уровень индивидуальной полезности.
|
|
Однако более внимательный анализ подобных ситуаций показывает, что такие противоречия возникают далеко не всегда. Действительно, если отказ государства от следования упомянутым неэкономическим соображениям, разделяемым значительными группами населения, приведет к тому, что соответствующие группы начнут деятельность по оказанию влияния на государство и нести значительные (непроизводительные) издержки влияния, то совокупные потери общества от последних могут оказаться больше, чем потери от снижения эффективности в результате ослабления стимулов из-за перераспределительных процессов. Соответственно, перераспределение доходов по неэкономическим основаниям оказывается более экономически эффективным, чем отказ от такого перераспределения.
Другой путь обоснования желательности регулирования с целью предотвращения или компенсации негативных результатов рыночного процесса, предлагающий решения упомянутой дилеммы «эффективность vs. справедливость» (эффективность против справедливости), заключается в расширении понятия эффективность до социальной эффективности.
В качестве примеров регуляций, нацеленных на предотвращение или смягчение нежелательных результатов функционирования рынка, можно назвать такие меры, как законодательное установление минимальной заработной платы, введение пособий по безработице, перекрестное субсидирование в сфере услуг телефонной связи, железнодорожных пассажирских перевозок и т.п.