Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Они имеют социальную обусловленность, возникают и совершенствуются в связи с развитием дидактических систем.
Основные виды форм организации обучения:
ü Индивидуальная;
ü Групповая;
ü Фронтальная;
ü Классно-урочная.
Урок - ключевой компонент классно-урочной системы организации обучения, законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок (звено, этап, элемент) учебного процесса.
По дидактическим целям и месту уроков в общей системе выделяются уроки:
ü Комбинированные, или смешанные;
ü Изучения нового материала;
ü Формирования новых умений;
ü Закрепления знаний, умений;
ü Обобщения и систематизации;
ü Практического применения знаний, умений;
ü Контроля и коррекции знаний, умений;
ü Интегрированные;
ü Нестандартные.
Особенности применения организационных форм специального обучения таковы.
Индивидуальная форма целесообразна, когда:
ü У ребенка наблюдаются тяжелые и множественные нарушения в развитии, и он требует постоянной индивидуальной психолого-педагогической поддержки, контроля, многократности повторения;
ü Ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, дополняющей фронтальные занятия;
ü Ребенок обучается на дому.
Оптимальная продолжительность индивидуальных занятий-20-30 минут.
Индивидуально-групповая форма возможна при организации коррекционных занятий, развитии речи, навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве и др.
Данная форма обучения может применяться в работе с детьми, которые имеют комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.
Комбинированные (смешанные) уроки обычно проводятся на начальных этапах специального обучения.
Групповые формы учебной работы детей с особыми образовательными потребностями широко распространены в специальной школе.
В необходимых случаях на уроке учителя используют индивидуализированную форму организации взаимодействия с отдельными учениками, отстающими от других.
Дополнительные формы организации педагогического процесса в системе специального образования:
ü Экскурсии;
ü Самоподготовка;
ü Дополнительные занятия и т.п.
Вспомогательные формы направлены на удовлетворение многосторонних интересов и потребностей детей, имеющих отклонения в развитии:
ü Факультативы;
ü Кружки;
ü Клубы по интересам и т.п.