Проблемы сохранения здоровья детей и подростков являются предпосылкой активному использованию педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья подрастающего поколения.
Кризисные явления в обществе в конце 90-х годов 20-го века способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у воспитанников, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
По мнению профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья всех участников педагогического процесса.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:
|
|
· «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью воспитаннику и воспитателю.
· Приоритет заботы о здоровье воспитанника и воспитателя - все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
· Непрерывность и преемственность - работа ведется не от случая к случаю, а каждый день.
· Субъект - субъектные взаимоотношения - воспитанник является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
· Соответствие содержания и организации воспитательного процесса возрастным особенностям воспитанников (учащихся) - объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту воспитанников.
· Комплексный, междисциплинарный подход - единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
· Успех порождает успех - в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
· Активность - активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
· Ответственность за свое здоровье - у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Перед любым воспитателем неизбежно встает задача качественного построения педагогического процесса, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации воспитанников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.