Пояснительная записка. Курс «Эстетические основы китайской философии» относится к циклу узко профилированных дисциплин, предназначенных для студентов 4-го курса дневного отделения

Курс «Эстетические основы китайской философии» относится к циклу узко профилированных дисциплин, предназначенных для студентов 4-го курса дневного отделения, обучающихся по специальности №030101.65(020100) – философия и специализирующихся по восточной философии. По своей тематике курс связан с общеобразовательными курсами по истории зарубежной философии.

Предмет изучения курса – ключевые концепции китайской эстетики и их отражение в истории китайского искусства.

Цель курса – сформировать у студентов представление о содержании и специфике традиционной эстетической мысли Китая.

Задачи курса:

‑ сообщить расширенные сведения об исторических этапах развития китайской эстетики;

‑ раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в китайской культуре;

‑ показать взаимосвязь эстетических концепций с техническими аспектами творческого процесса (на примере каллиграфии и живописи);

‑ охарактеризовать региональную общность эстетики стран Дальневосточного региона и своеобразие эстетики Кореи и Японии;

‑ познакомить студентов со спецификой перевода китайских эстетических текстов на русский язык.

Новизна курса. Курс восполняет отсутствие учебных программ по китайской эстетике. Впервые для обучающихся по специальности восточной философии создана программа, организующая как лекционную, так и самостоятельную работу студентов. Оригинальность авторского подхода заключается в создании многоуровневой структуры курса, позволяющей эффективно сочетать проблемный и хронологический подходы в изучении китайской эстетики. Информация по каждой теме, компактно сгруппированная по разделам, поэтапно знакомит студентов с эволюцией ключевых мировоззренческих представлений, с характерными для эпохи эстетическими принципами и художественными нормативами. Теоретические постулаты закрепляются ознакомлением с выдающимися произведениями китайского искусства.

Хронологические рамки курса охватывают период с I тыс. до н. э. по ХIХ век включительно, что позволяет прослеживать эволюцию константных эстетических принципов с момента их зарождения по завершающий этап в истории традиционной китайской эстетики.

Актуальность курса состоит в том, что в нем освещаются эстетические проблемы одной из крупнейших в мире художественных традиций, без знания которой профессиональная подготовка студентов не может быть полной. Курс расширяет профессиональный горизонт студентов и возможности их дальнейшей специализации.

Принципы построения курса.

В первой исторической части курса студенты знакомятся с вехами развития китайской эстетики. Вторая проблемная часть фокусирует внимание студентов на ключевых принципах, разрабатываемых в произведениях конкретных авторов. Так как большинство авторов трактатов являлись одновременно видными каллиграфами и живописцами, в курсе рассматривается их художественное творчество, что позволяет исследовать соотношение теории и практики в китайской культуре.

Студенты учатся работать с категориями и терминами традиционной китайской эстетики, не совпадающими с европейской терминологией. Дается объяснение графической символики иероглифических знаков, обозначающих ключевые философско-эстетические категории, что позволяет студентам глубже понимать специфику культурного кода, проводить сравнение разных версий переводов эстетических текстов и предлагать собственные версии переводов.

При подготовке курса учтены результаты новейших исследований отечественных и зарубежных востоковедов, что отражено в подборе рекомендуемой литературы. Круг обязательных источников и литературы по теме рассчитан на общее ознакомление с материалом, в то время как дополнительные списки позволяют более углубленно раскрыть предлагаемые в программе темы контрольных работ и темы докладов. В связи с ограниченностью лекционного времени и отсутствием часов для семинарских занятий в программе курса разработаны методические ориентиры для самостоятельного изучения студентами отдельных разделов.

Восточные термины выделены в программе курсивом.

По окончании курса студенты должны:

· представлять основные исторические этапы развития китайской эстетики;

· знать фундаментальные трактаты;

· иметь представление о художественном творчестве ведущих теоретиков китайского искусства;

· владеть основными эстетическими, иконографическими и техническими терминами, наиболее часто употребляемыми в трактатах;

· представлять научный потенциал изученного материала и круг ключевых исследовательских проблем современного востоковедения.

Форма занятий. Занятия проходят в лекционной форме с просмотром слайдов, CD-дисков и видеокассет. Объем курса составляет 34 часов для дневного отделения. По окончании курса выставляется зачет.

Степень усвоения студентами материала проверяется посредством участия в коллоквиумах и написания контрольных работ.

Тема для курсовых и дипломных работ выбирается вместе с преподавателем с учетом индивидуальных данных студента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: