Философская культура украинского бароко

В ХVI-ХVII вв. одним из важнейших факторов, определяющих развитие духовной культуры украинского народа была его борьба против гнета польских, литовских, шведских магнатов. Местные феодалы, значительная часть православного духовенства перешли на сторону завоевателей, восприняв их веру, обычаи и язык В этих условиях жители украинских городов, преимущественно представители третьего сословия стали объединяться в организации православных горожан - братства, которые, осуществляя некоторые функции политического представительства и самоуправления (братства имели свой суд, казну и т.д.), возглавили борьбу за права и интересы восточнославянского населения, выступили в защиту веры и культуры украинского народа, против окатоличивания и полонизации. Братские школы, или братства - особое явление в истории гуманистической версии украинского Ренессанса. Особенно в этом плане значительны идеи Ивана Вишенского, философа, писателя, критика, сатирика, автора произведений "Книжка", "Обличение Дьявола-миродержца", "Краткословный ответ Петру Скарге" и других. Понимая человека как переплетение телесного и духовного, вечного и временного, он полагает предназначение человека в служении вечному, в постоянном преодолении противоположности божественного и дьявольского, в постижении истины как служения ей. Он считает, что для настоящего мудреца (философа) истина заключается не в абстрактном теоретизировании, а в достижении идеала правды, добра и справедливости, претворения его в смысл собственной духовной сущности. Это и есть высшая мудрость, или "внутренняя философия".

Таким образом, философская ориентация просветительской мысли идеологов братских школ заострила вечную проблематику философии: проблему соотношения духовного и материального, видимого и невидимого, вечного и временного. Раскрывая эти предельные состояния мира через тему человека, философская мысль этого времени еще раз подтвердила главнейшую особенность украинского философствования - онтологическую ее направленность, воплощенную в концепции целостного человека и философии как целостного знания.

30. Философская система Г. С. Сковороды.
Григорий Сковорода (1722-1794) родился на Полтавщине в семье казака. Он известен как человек разносторонне одаренный и талантливый: был композитором, поэтом, музыкантом, художником, певцом, теологом, философом, моралистом - этика; совершенстве знал латинский, древнегреческий, древнееврейский, немецкий языки.
С 16 лет Сковорода учится в Киево - Могилянской Академии. С 1741 по 1744 поет в придворной капелле императрицы Елизаветы. Около трех лет работает в составе посольства Вишневского в Венгрии. За это время он пешком обходит Венгрию, Австрию, Польшу, Германию, Италию. Во всех этих странах посещает лекции ведущих профессоров известных в Европе университетов. С 1754 Сковорода становится домашним учителем сына помещика Тамары в Каврае на Черкасщине. С 1759 г. преподает в Харьковском коллегиуме, а с 1769 г. живет как странствующий философ и создает свои главные произведения, но еще в период пребывания в Каврае Сковорода формирует свой ​​оригинальный мировоззрение, создает первые значительные поэтические и философские произведения, прежде всего «Сад божественных песен».
Человек независимый и прямая по характеру, Сковорода не хотел быть подчиненным людям, которые уступали перед ним в своем интеллектуальном развитии.! именно странствующий образ жития позволил мыслителю оправдать свойственное многим философам стремление к аскетизму и самовыражения.
Сковорода не имел никакой собственности и был свободным, насколько вообще может быть свободным человек. Просыпался он обязательно до восхода солнца и стремился наблюдать этот восток, не употреблял ни мяса, ни рыбы. Ежедневно не менее четырех часов проводил наедине с природой.
В своих произведениях выработал стройную и оригинальную философию, рассматривал важнейшие мировоззренческие вопросы и прежде всего, - место человека в мире.
По Сковороде, существуют три взаимосвязанных мира:
♦ макрокосм (вся природа);
♦ микрокосм (человек);
♦ мир символов (духовная жизнь, основу которого составляет Библия).
Макрокосм - это общий большой мир, в котором все существует, и он состоит из бесчисленного количества миров. Микрокосм - малый мир, мир человека. Чем-то тождественен макрокосма. В символическом мире " Собраны небесных, земных и преисподней тварей фигуры... ведущими мысль нашу в понятие вечной натуры ".
Каждый мир имеет две натуры: внутреннюю и внешнюю. Внешняя натура макрокосма - мир, наблюдается, а внутренняя - Бог; внешняя натура человека - его тело, а внутренняя - душа; внешняя натура Библии - ее вещественная сторона, а внутренняя - идеи, содержащиеся в ней. При этом главное - это, конечно, внутренняя, невидимая сторона, а внешняя - лишь тень, отражение внутреннего.
Главным в человеке Сковорода считает не разум, не логикой, а эмоционально - волевую сущность человеческой духовности - сердце. Эта невидимая натура является основой единства человека и Бога. Отсюда следует примечательное мнение украинского Сократа: познание - это, прежде всего, самопознание, а самопознание есть познание Бога. Однако Бог Сковороды - НЕ прообраз человека, не личность, а природа и " солнце мира ". Он сливается с природой, что вечная, не имеет границ, то есть бесконечная в пространстве и времени.
Познание себя, по Сковороде, - не самоцель, а только средство. Родственная труд - такая деятельность, соответствующую внутренней природе человека, его способностям и потребностям. Нужно узнать свою " внутреннюю, сердечную " человека, чтобы правильно найти свое место в жизни - такое место, что может дать глубокое внутреннее удовлетворение человеку, на котором она принесет пользу другим людям. Только в этом случае человек может быть счастливым.
Исходя из этого и продолжая линию " разумного удовлетворения " Эпикура (все необходимое легко добывается, а пустое и лишнее тяжело), Сковорода согласно важной мыслью Демокрита, что обязательно нужно ценить то, что имеешь, четко формулирует основной философско -этический закон всей человеческой жизни: нужно - не трудно, тяжелое - ненужное. Он проводит водораздел между естественным и искусственным, необходимым для жизни и искаженным, которое губит человека и человечество (своеобразная лезвие Сковороды).
Оригинально решает мыслитель и вопрос о равенстве и неравенстве людей. Он выдвигает идею неровной равенства. Каждый человек, говорит он, похожа на кувшин. Какой она кувшин, зависит от нее самой, Бог каждому наполняет кувшин полностью.
Григорий Саввич Сковорода:
- Что такое жизнь? Это путешествие: прокладывать себе дорогу, не зная, куда идти, зачем идти.
- Что может быть вреднее, чем человек, который имеет знания сложных наук, но без усердия? Она все свои знания применит назло.
- В истины простая речь.
- Без зерна орех - ничто, а без сердца - человек.
- Кто не любит хлопот, должен научиться просто и убого жить.
- И что глупее, как равная равенство, которое дураки в мир ввести зря пытаются.
- Истинная человек и Бог - одно и то же.
Оставьте... В этом фолианте Мы все утонуть без следа!.. Ни говорите мне о Канте! Что Кант?.. Вот... есть... Сковорода!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: