Человек - существо физическое, телесное, подчиненное всем законам биологии и физиологии. Он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы, им обладают инстинкты и страсти, он легко впадает в страх и гнев. В философии антропологии сформировалось три основных версии ответа на этот питання.1. Сущность человека духовная. Эта версия характерна для всех религиозных и эзотерических учений. Согласно ей настоящая самость человека не имеет отношения к эмпирическому мире. Так, в соответствии с христианством Бог наделяет человека единством духа и души, способных подняться над инстинктами и телесными требованиями, а также над любыми соблазнами материальной жизни. Человек духовный и потому способен господствовать над плотью. Согласно эзотерическими учениями истинное «Я» человека - духовная монада - просто меняет из жизни в жизнь различные тела, которые служат лишь средством для самовдосконалення.2. Сущность человека - разум. Эту версию сформировалась в Новое время. Она предполагает, что разум - особая самостоятельная инстанция и человек отличается от животных именно разумом - умением логически мыслить, познавать себя и мир. Разум позволил человеку выделиться из животного мира, используя силы самой природы, и он же залог будущего счастья и прогресса в обществе.
3. Сущность человека - предметно - деятельная, социокультурная. Определяющую роль в утверждении этой версии сыграли работы Карла Маркса. Человек выступает здесь как существо, которое не пассивно приспосабливается к природе, а активно приспосабливает природу к собственным потребностям. Он перерабатывает ее в трудовом процессе, ставит все новые и новые цели, создает «второе, очеловеченных природу» - мир культуры. В работе, превращая окружающую действительность, человек и проявляет себя как разумный и свободный, потому что действует «по меркам любого вида, в том числе и по законам красоты». Будучи существом трудовым, человек выступает и существом социальным. Он не может работать вне общения. Покорение природы и преобразование ее в культуру связано с постоянным взаимодействием людей, с формированием социальных групп. Проблема сущности человека органично связана с решением вопроса о его происхождении, проблемой антропогенеза
В Библии излагается миф о творении человека Богом. В настоящее время существуют следующие основные гипотезы происхождения человека:
1. натуралистическая. а) Человек создан природой, значит, по Дарвину, возникновение чел -ка подготовлено, оно произошло в процессе естественного отбора.
б) в социобиологии: чел-к появился в результате мутации - изменений - в наследственности. Они вызвали перестройку организма животного произошел человек.
в) чел-к всегда был Земли, но для этого нужно допустить вечное существование Земли. Не верно, чел-к вечно существует в природе, космосе, Земля заселена пришельцами из космоса.
2. идеалистическая. Четко выражена Гегелем. В предка чел -ка " дремал " мировой разум, а затем проснулся. Выявление мир.разума в чел -ке привело к становлении ознания, прямой ходе и развития правой руки. Культурные ценности формируют чел -ка. Культура - продукт сознания людей, сознание - продукт МРОВ ума..
3. оказывается в трудовой теории возникновения чел -ка. Со времени появления мат.производства начинается процесс возникновения чел -ка и общ -ва. Общ - во выступает как способ бытия человека. Отсюда происходит антропосоциогенеза. Труд. теория гласит, что, благодаря труд. деят -ти появляется человек. Творческая роль труда выразилась в том, что человек стал производить орудия труда и с помощью материальных ценностей.
появл. языка и речи. С помощью орудий труда общаться нельзя. Производится язык слов, в членоразд. речи, звуках фиксир -ся символы. Символы в матер. смысле - слова графич. изображение - это средство изобретать. человеком для общения. Слово - инструмент к формированию человеческого коллектива. Слово позволило вынести внутр. мир формирующегося человека во вне и сделать внутр. наглядным.
49) Исторические типы философских учений о человеке.
Человек как предмет философского анализа.
Философское познание имеет принципиально гуманистическую направленность, то есть главным, предметом философских размышлений является человек и его существования в мире.
Человек является сложным и целостным образованием, которое принадлежит определенным образом и к природе, и к обществу, и к культурно - исторического и духовного мира. Но вне конкретных наук остаются мировоззренческие, чисто философские проблемы о природе (сущности) человека, о ее происхождении, о смысле жизни, судьбе и предназначении, о возможности и границы его свободы и творчества. Круг этих вопросов и составляет проблему человека в философии.
Каждая философская концепция добавляла новые черты, новые грани в познании человека. Древняя индийская, китайская и греческая философия рассматривала человека как часть космоса, как «малый мир», микрокосм, является отражением и символом макрокосма - Вселенной.
Европейская средневековая философия, опираясь на христианскую традицию, выдвигала на передний план религиозное -нравственные проблемы человеческого существования, разрабатывала идею противоречия человеческой природы, которая сочетает в себе земное, греховное начало и божественную сущность. Именно здесь впервые появляются идеи уникальности, неповторимости и самоценности человека как духовного существа.
Эпоха Возрождения оставила нам образец обожествления самого человека, полную пафоса идею о самодостаточности и автономии личности, веру в ее безграничные творческие возможности.
Классическая философская традиция начиная с конца XVI и до конца XIX века считала истинно человеческим в человеке то, что делает его представителем всего человечества, поэтому сосредоточила внимание на ее. всеобщей природе, социальной сущности, универсальности и т.п.. Так, новоевропейская философия XVII века особое значение уделяет ума как специфической особенности человека. Для немецкой классической философии определяющим является представление о человеке как о субъект духовной деятельности, создающий мир культуры и является носителем общего идеального начала - духа, разума. В отличие от идеалистических представлений немецкой классики, Л. Фейербах, а затем и основатели марксизма возвращают человеку его целостность - рассматривают ее не только как духовную, но и чувственно - телесное существо. Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его как производного от общества, как продукта и субъекта общественно - практической деятельности. Сущностью человека Маркс считал именно совокупность всех общественных отношений.
С конца XIX - начала XX века в философии осуществляется своеобразный антропологический поворот - проблема человека становится едва ли не основной для большинства философских учений. Современная эпоха стала эпохой глобальных социальных, политических, культурных, экологических изменений, осуществляется унификация и стандартизация личности со стороны общества и его массовой культуры. Философия XX века обеспокоена потерей человеческой личностью подлинной свободы и индивидуальной автономии. Поэтому современная философия на место человека как представителя человечества ставит индивида, в своей неповторимости и уникальности не поддается общему определению. Вместо проблемы об общих определения (сущность человека) возникает проблема непосредственного существования человеческой личности. Возникают многовариантные иррационалистични концепции (С.Керкегор, Шопенгауэр, Ф. Ницше, Бергсон, Фрейд), которые доминирующими чертами человека провозглашают позарозумови свойства (чувства, волю, подсознательное, интуицию и т.д.). Возникает антропологическая философская школа (М. Шелер, А.Гелен, Х.Плеснер), которая ставит целью соединить конкретно - научные достижения с целостным философским постижением человеческой жизни. Эту традицию продолжают такие направления, как прагматизм, глубина психология, структурализм. В философии экзистенциализма и персонализма проблема личности становится центральной проблемой, провозглашается неповторимость духовного самоопределения («экзистенции») человека. Поиски современной философии, как и возрождение гуманистической проблематики, обусловленные острым интересом к судьбе человека в современном мире, к проблеме выживания личности в современном обществе.