Теперь вы наконец готовы к тому, чтобы помочь своим ученикам ощутить потребность в том материале, который вы собираетесь им преподать. Первые три этапа являлись подготовительными; все они ведут к этому кульминационному моменту. Вы уже подготовили себя к тому, чтобы забросить удочку и приступить к ловле рыбы. От того, насколько хорошо вы владеете удочкой во время урока, зависит, захотят ли ваши ученики "клюнуть" на эту удочку, подобно тому, как это сделала женщина у колодца (Иоанна 4) во время искусной "рыбалки" Христа. На этом этапе важно затронуть их эмоции. Поднимать на поверхность потребности, с тем чтобы их удовлетворить, следует еженедельно.
Не забывайте о том, что женщина стала искать решение своей проблемы именно благодаря тому, что Христос был искусным рыболовом. Интерес и внимание ваших учеников также всецело зависят от того, насколько искусно вы владеете удочкой.
Отсутствие интереса у ученика свидетельствует об отсутствии мастерства у учителя. Если ученикам скучно, это также свидетельствует о низком мастерстве учителя. Всякий раз, когда я слышу жалобы учительницы на то, что ее ученики "ничего не соображают, и им все безразлично", я с уверенностью могу сказать, что она либо использует не ту наживку, либо недостаточно искусно обращается с этой наживкой.
|
|
Никогда не забуду тот день, когда на своем видавшем виды самолете Гленн Олсворт прилетел за мной и моим сыном Дэйвом к далекому озеру на Аляске, где мы ловили рыбу. Мы провели за этим занятием весь день и потеряли большую часть наживки. Наша запасная удочка была повреждена, и катушка с леской практически вышла из строя. Мы все же поймали несколько больших рыбин, чтобы было чем оправдать затраченные усилия, однако за последние два часа ни разу не клюнуло. Гленн сказал, что у него есть немного времени, подобрал поломанную удочку, нашел приманку, на которой совсем не осталось перьев и сквозь которую проглядывал голый крючок, и присоединился к нам. Я мысленно улыбнулся, так как ценил доброту Гленна, решившего подарить нам несколько последних минут удовольствия от рыбалки.
Но тут я заметил, что он взялся за дело со всей серьезностью. Он держал удочку так, словно она росла у него прямо из руки, и в течение двадцати минут он поймал столько рыбы, сколько можно было успеть поймать, – на голый крючок, поломанной удочкой, – рыбы, которая у нас никак не хотела клевать!
Как ему это удалось? Он был непревзойденным мастером рыбной ловли. Он умел обращаться с удочкой так, что даже голый крючок вызывал живой интерес у хитрой рыбы, весь день успешно избегавшей нашей аппетитной приманки.
|
|
Возможно ли поймать учеников на пустой крючок? Возможно, если только владеть необходимыми умениями. Если вы искусно владеете удочкой, рыба клюнет даже на пустой крючок.
Поскольку я часто выступаю с лекциями, мне довелось побывать на многих собраниях. Я много раз наблюдал за тем, как учителя теряют интерес для учеников, несмотря на прекрасную наживку. Я также был свидетелем того, как искусным учителям доводилось выступать на заданные темы (которые зачастую не соответствовали нуждам аудитории, т.е. являлись плохими наживками) и как благодаря их высокому мастерству слушатели проявляли огромный интерес к тому, о чем они говорили. Прежде чем они успевали перейти к сути выступления, их слушатели были убеждены в том, что именно этот урок им крайне необходим.
Этот, четвертый, этап связан не столько с разумом, сколько с эмоциями, не столько с фактами, сколько с чувствами, не с передачей информации, а с тем, чтобы вызвать интерес к этой информации. Эмоции более всего способствуют усилению мотивации. Следовательно, на этом этапе все должно преподноситься в оболочке эмоций.
Поразмыслите над связью между потребностями и усвоением материала. Если учащиеся не ощущают существенной потребности в том или ином материале, как вы думаете, насколько хорошо они его усвоят? Не очень-то хорошо. Однако если учащимся до боли знакома данная проблема, мотивация к учебе будет высока. Ваши ученики будут сами "вытягивать" из вас информацию. Подобно женщине у колодца, они станут задавать вам множество правильных вопросов, ведущих вас к следующему пункту вашего плана. В разделе "Рекомендации Закона Потребностей" я поделюсь с вами семью способами, которые помогут вашим слушателям реально ощутить потребность в вашем материале.