Построение модели предметной области начинается с выявления абстракций, существующих в реальном мире и принадлежащих моделируемой предметной области.
Концептуальная модель отражает семантику предметной области в виде совокупности понятий (сущностей), их характеристик (атрибутов) и связей (ассоциативных отношений между сущностями).
Концептуальное моделирование предметной области удобно выполнять посредством Диаграммы классов (Class Diagram, рис. 1.1) уровня анализа языка UML (табл. 1.2). Операции (методы) в классах на этапе анализа отсутствуют.
Рис. 1.1. Концептуальная модель ПО (диаграмма классов)
Степень (мощность) связи позволяет определить, сколько экземпляров данной сущности связываются (табл. 1.3).
Таблица 1.3 Варианты степеней связи
|
Нотация
| Описание
| Пример
|
0..1
| Ноль или один экземпляр
| Поставка упаковывается одним способом или не упаковывается
|
1 / 1..1
| Обязательно один экземпляр
| Каждая деталь изготовлена из одного сплава
|
0..N / 0..*
| Ноль или более экземпляров
| Из каждого сплава изготовлена ноль, одна или более деталей
|
1..N / 1..*
| Один или более экземпляров
| В каждом чеке одна или более строк
|
Правило. Для проверки читайте связь со слова «Каждый...». Например, вместо «Поставки осуществляются поставщиками» нужно читать «Каждая поставка осуществлялась одним поставщиком» и «Каждый поставщик осуществил ноль, одну или несколько поставок».