В целом структуру основных направлений коммерческой деятельности фирмы, работающей в сфере музыкального шоу-бизнеса, можно представить следующим образом: (см. рисунок № 6).
Изучение практики крупных, средних и небольших фирм, объединений, компаний, ассоциаций и т.д., занимающихся организацией концертной деятельности в музыкальном шоу-бизнесе, позволил выявить ряд различных направлений в коммерческой деятельности различных организаций — от пяти-семи до двух-трех подразделений. Наиболее типичная структура основных направлений коммерческой деятельности средней фирмы приведена на рисунке № 7.
В малой фирме «Рапсодия» в структуре коммерческой деятельности только два структурных компонента: (см. рисунок № 8).
49. Гражданско-правовые меры защиты авторских прав.
Авторские и смежные права охраняются законом, предусматривающим граждан- ско-правовые, административно-правовые, уголовно-правовые и другие меры защиты. Защита права – это меры, которые предпринимаются в случаях, когда авторские или смежные права нарушены или оспорены. В сфере авторского права и смежных прав одним из самых распространенных нарушений является незаконная реализация контрафактных экземпляров произведений и фонограмм. Все большую угрозу для правообладателей представляет незаконное раз- мещение объектов авторских и смежных прав в сети Интернет и сети сотовой связи. В связи с этим ГК РФ содержит ряд положений, направленных на усиление защиты ав- торских и смежных прав. В содержании субъективного права, как правило, выделяют несколько правомо- чий: возможность требовать от обязанного лица определенного поведения, возможность осуществить субъективное право своими действиями и, наконец, возможность обратить- ся к суду за защитой нарушенного или оспариваемого права. Поэтому с уверенностью можно сказать, право на защиту является составным элементом субъективного граж- данского права. Одним из основных принципов, обеспечивающих защиту авторских и смежных прав, является норма Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) о том, что имуще- ственное (исключительное) право на результат интеллектуальной деятельности, создан- ный творческим трудом, первоначально возникает у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). По- этому, прежде всего, субъектами права на защиту являются сами авторы. Защищать права автора и обеспечивать их осуществление может и издатель. ГК РФ допускает такую возможность в тех случаях, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности). При отсутствии доказательств иного представите- лем автора считается издатель, имя или наименование которого указано на произведе- нии. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ). После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК РФ. От имени правообладателей или от своего имени защиту авторских и смежных прав могут осуществлять и организации по управлению правами на коллективной осно- ве. Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК РФ) также вправе предъявлять тре- бования в суде от имени неопределенного круга правообладателей, если это необходимо для защиты прав, управление которыми она осуществляет. Реализация защиты авторских и смежных прав авторами осуществляется на частноправовой основе, т.е. на основе искового заявления. В соответствии со ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом. Авторам и иным правообладателям предоставлен достаточно широкий спектр способов защиты их прав. Защита исключительных авторских и смежных прав осу- ществляется, в частности, путем предъявления требований о признании права (подп. 1 п. 1 ст. 1252 ГК). К этому способу защиты прибегают, если наличие у лица интеллекту- альных прав подвергается сомнению, оспаривается, отрицается или имеется угроза та- ких действий. Кроме того, он может быть использован и в случае отрицания охраноспо- собности произведения, например, в силу его нетворческого характера. В качестве другого способа защиты авторских и смежных прав ст. 1252 ГК назы-«Ученые заметки ТОГУ» Том 4, № 4, 2013 https://ejournal.khstu.ru/media/2013/TGU_4_210.pdf 1121 вает пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Это требование предъявляется к лицу, совершающему такие действия или осуществля- ющему необходимые приготовления к ним. Оно может быть заявлено как в совокупно- сти с иными средствами защиты, так и самостоятельно. Наиболее действенным и востребованным практикой является такой способ защи- ты авторских и смежных прав, как возмещение убытков. Требование о возмещении убытков предъявляется к лицу, незаконно использовавшему результат интеллектуаль- ной деятельности, например, без заключения соглашения с правообладателем (бездого- ворное использование) или иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб. По смыслу ст. 1252 ГК РФ основной формой компенсации причиненного потер- певшему материального ущерба является возмещение убытков, включая упущенную вы- году (ст. 15 ГК РФ). В качестве примера реального ущерба можно назвать произведен- ные истцом расходы на устранение искажений и иного посягательства на неприкосно- венность произведения либо на восстановление материальных носителей произведения, которые повреждены или уничтожены нарушителем авторского права. В сфере защиты авторских и смежных прав потерпевшие часто сталкиваются с упущенной выгодой, ко- торая могла быть получена правообладателем в условиях нормальной реализации при- надлежащих ему исключительных прав. Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, п. 3 ст. 1252 ГК РФ предоставляет потер- певшему возможность требовать компенсации понесенных убытков. Компенсация под- лежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных законом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости, либо в размере от 10 тыс. до 5 млн. руб., либо в двукрат- ном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемом исходя из цены, которая при сравни- мых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения. Правообладатель вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации за каж- дый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности либо за допущенное правонарушение в целом. К способам защиты авторских и смежных прав относятся также требования об изъятии материального носителя – оборудования, прочих устройств и материалов, ис- пользуемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав. Такие объекты по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федера- ции. Указанное требование предъявляется к изготовителю, импортеру, хранителю, пе- ревозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю тако- го оборудования. К нарушителю исключительного права может быть предъявлено требование о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного пра- вообладателя. Такое требование может предъявляться в случае нарушения как исклю- чительных, так и личных неимущественных прав (п. 1 ст. 1251 ГК). В случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществ- ляется также путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; компенсации морального вреда. Защита чести, достоинства и деловой репу-«Ученые заметки ТОГУ» Том 4, № 4, 2013 https://ejournal.khstu.ru/media/2013/TGU_4_210.pdf 1122 тации автора осуществляется в соответствии с правилами, установленными ст. 152 ГК. Отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение интеллектуальных прав, а также не исключает применение в отношении его мер, направленных на защиту таких прав. В частности, публикация решения суда о до- пущенном нарушении и пресечение действий, нарушающих исключительное право на результат интеллектуальной деятельности либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляются независимо от вины нарушителя и за его счет. Новым положением части четвертой ГК РФ является закрепление возможности ликвидации юридического лица в случае, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (ст. 1253 ГК РФ). Такое решение принимается судом по требованию прокурора. При совершении та- ких нарушений гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность, судом может быть прекращена его регистрация в качестве индивидуального предпри- нимателя. Кроме того, надо обратить внимание на то, что установленные ГК РФ способы зашиты исключительных прав может применять также и лицензиат, которому выдана исключительная лицензия, если нарушение третьими лицами исключительного права затрагивает права, полученные им по лицензионному договору (ст. 1254 ГК РФ).
|
|
|
|
|
|
|
|
50. Технология организации выставочной деятельности.
Выставки, ярмарки... Прежде чем начать анализировать выставочную деятельность, целесообразно уточнить терминологию. В русском языке два основных слова определяют эту сферу - ярмарки и выставки. Гораздо больше терминов в английском - кроме fair и exhibition - exposition, show, display, во французском к ним добавляется salon - термин, который перекочевал и в русский язык, и т.д.
Этимологически в словаре Даля ярмарки (в славянском языке - ярмонка) - большой торговый съезд и привоз товаров в определенное (срочное) в году время, годовой торг. Причем различаются ярмарки общие - на всякий товар и частные - на отдельные виды товара; в немецком jarmarket означает ежегодный рынок. В то же время ярмарка (в английском языке - fair) подразумевает не только рынок товаров, но и во многом рынок развлекательных услуг (аттракционы, сцены и т.п.). Это сродни и старому русскому пониманию Котов Ю.И. Выставочная деятельность - перспективная отрасль российской экономики // Маркетинг в России, № 8, 2003. С. 15.
Таким образом, под ярмарками историческими понимались регулярные торжища широкого значения; рынок, регулярно, периодически организуемый в традиционно определенном месте; сезонная распродажа товаров одного или многих видов.
Выставка определялась как публичная демонстрация достижений в области материальной и духовной деятельности человека.
В Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации употребляются следующие понятия.
Выставки и ярмарки - это рыночные мероприятия, на которых экспоненты представляют на основе выставочных образцов производимые товары и услуги.
В рамках выставок и ярмарок организации (экспоненты) с помощью образцов (экспонатов) демонстрируют производимые товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту.
Отличительной чертой ярмарок является то, что они, как правило, предполагают непосредственное осуществление прямых продаж экспонентами демонстрируемой продукции, хотя в настоящее время границы между понятиями «выставки» и «ярмарки» сведены до минимума.
Выставки и ярмарки - как правило, многокомпонентные мероприятия, включающие в себя наряду с демонстрацией экспонатов также конференции, семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, выполняющие информационную функцию.
Комитет немецкой экономики по делам торговых выставок и ярмарок дает свои определения.
Ярмарки - регулярно организуемые рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения. Адресуя свои экспонаты преимущественно квалифицированным специалистам - посетителям ярмарок, многочисленные участвующие в ярмарке предприятия представляют основные товары и услуги одной или нескольких отраслей, предлагаемые промышленным заготовителям и реализуемые преимущественно на основе выставленных образцов.
Выставки - рыночные мероприятия с ограниченным временем проведения. Адресуя свои экспонаты преимущественно обычным посетителям-неспециалистам, многочисленные участвующие в выставке предприятия представляют и реализуют характерные товары и услуги одной или нескольких отраслей или информируют потребителей с целью содействия сбыту товаров Прохоренко В. Выставка - это уникальный маркетинговый механизм // Маркетинг в России, № 9, 2001. С. 55.
Налицо очевидное подобие определений. Главное общее - это подчеркивание рыночного характера выставочно-ярмарочных мероприятий. При этом ярмарки ориентируются главным образом на специализированного посетителя-покупателя, оптовика, на осуществление продаж экспонентами демонстрируемой продукции, в то время как выставки - на более широкий круг возможных потребителей, на привлечение их внимания к товару.
На Марсельском конгрессе (октябрь 1995 г.) Международного союза ярмарок (УФИ) было принято следующее определение ярмарки: «Ярмарка - это международная экономическая выставка образцов, которая независимо от ее наименования в соответствии с обычаями страны, на территории которой она проводится, представляет собой рынок товаров широкого потребления (или оборудования) и действует в установленные сроки в течение ограниченного периода времени в одном и том же месте и экспонентам которой разрешается представлять образцы своей продукции для заключения сделок в национальном или международном масштабах» Котов Ю.И. Выставочная деятельность - перспективная отрасль российской экономики // Маркетинг в России, № 8, 2003. С. 21.
[1] Цит. по: Зилов М. Вдохновение и расчет. Организация творческой работы в драматическом театре. – М., 1976. – С. 73.