Практикум. 1. Определите, какие из приведенных предложений являются суждениями: 1

1. Определите, какие из приведенных предложений являются суждениями: 1. «Как распределяем мы свое свободное время?»; 2. «Берегите лес!»; 3. «Не кури!»; 4. «Выполняй взятые на себя обязательства»; 5. «Подморозило»; 6. «Весна»; 7. «Он – хороший студент», 8. «Какой студент не хочет получить стипендию?».

2. Установите, какое из приведенных выражений является именной функцией, а какое – пропозициональной: 1. «отец у»; 2. «х – четное число»; 3. «х – писатель»; 4. «5+ у =11»; 5. «хz =12»; 6. «х +1».

3. Выделите логическую структуру суждения: «Все студенты являются учащимися высшего учебного заведения».

4. Определите виды простых суждений по качеству: атрибутивное, релятивное, экзистенциальное, утвердительное, отрицательное: 1. «Существуют атомные реакторы»; 2. «Отцы старше своих детей»; 3. «Некоторые из стран мира расположены в Азии»; 4. «6 не есть нечетное число»; 5. «У ландыша приятный запах».

5. Определите виды простых суждений по количеству: общее, частное, единичное: 1. «Этна – действующий вулкан»; 2. «Некоторые металлы – цветные»; 3. «Все абитуриенты хотят поступить в высшее учебное заведение».

6. Выделите между сравнимыми простыми суждениями совместимые (тождества, подчинения (субординации) и частичной совместимости (субконтрарности)) и несовместимые (противоположности (контрарности) и противоречия (контрадикторности)) суждения: 1. «Все люди работают» и «Некоторые люди не работают»; 2. Л. - А. Фейербах жил в 19 в.» и «Автор произведения «Сущность христианства» (1841) жил в 19 в.»; 3. «Все люди живут в городах» и «Ни один человек не живет в городе»; 4. «Некоторые свидетели дают истинные показания» и «Некоторые свидетели не дают истинных показаний»; 5. «Все артисты этой труппы – мужчины» и «Некоторые артисты этой труппы – мужчины». Дайте определение несравнимым простым суждениям и приведите пример.

7. По качественно-количественным основаниям установите виды простых суждений, относящихся к общеутвердительным, частноутвердительным, общеотрицательным, частноотрицательным, запишите формулу, обозначьте распределенность терминов и составьте диаграмму отношений субъекта и предиката: 1. «Все караси – рыбы»; 2. «Все квадраты – равносторонние прямоугольники»; 3. «Некоторые инженеры – филателисты»; 4. «Некоторые писатели – драматурги»; 5. «Ни один лев не есть травоядное животное»; 6. «Некоторые студенты не являются спортсменами».

8. При помощи логического квадрата определите характер отношений между суждениями типа A, I, E, O: «Все люди трудятся добросовестно»; «Некоторые люди не трудятся добросовестно»; «Некоторые люди трудятся добросовестно»; «Ни один человек не трудится добросовестно».

9. Определите сложные суждения конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквиваленции и выразите их в формульных записях: 1. «Если через проводник пропустить электрический ток, то он нагреется»; 2. «Он поедет на юг на автомобиле или полетит на самолете»; 3. «Для данного изделия можно применить черный или цветной металл»; 4. «По химическому составу различают сталь углеродистую и легированную, по назначению – конструкционную, инструментальную и с особыми физическими и химическими свойствами, а по характеру застывания в изложнице – спокойную, полуспокойную и кипящую»; 5. «Только при условии, если закончится учебный год, то начнутся каникулы».

10. Установите, к какому сложному суждению относится следующее суждение и выразите его формулой: «Постиндустриализм... символизирует движение техногенной цивилизации от массового производства и потребительской культуры к наукоемкому модульному производству, соответствующему не только колебаниям совокупного спроса, но и специализированному спросу индивидуальных потребителей» (Н. А. Маслов).

11. Определите вид модальности (аподиктические, проблематические, ассерторические, алетические, эпистемические, деонтические) следующих суждений: 1. «Закономерно, что квадрат гипотенузы с необходимостью равен сумме квадратов катетов»; 2. «Возможно, что Украина станет государством – членом Европейского Союза»; 3. Хорошо, что если в почву внести удобрения, то урожай повысится»; 4. «Человек может преодолеть скорость света»; 5. «Убежден, каждый имеет право на свободу мировоззрения»; 6. «Запрещено переходить улицу на красный свет светофора»; 7. «Нельзя работать только хорошо, зная, что ты можешь работать еще лучше»; 8. «Прекратившийся было дождь вдруг снова полил».

12. Произведите логическое действие отрицание со следующими суждениями: 1. «Всякого капиталиста интересует избыток стоимости продукта относительно стоимости потребленного в процессе его производства капитала»; 2. «Некоторых капиталистов не интересует избыток стоимости продукта относительно стоимости потребленного в процессе его производства капитала».

13. По приведенным ниже формулам совершите логическую операцию превращение со следующими суждениями: 1. «Все студенты являются учащимися высшего учебного заведения»; 2. «Некоторые летчики являются летчиками-космонавтами»; 3. «Ни один океан не является пресноводным»; 4. «Некоторые многоугольники не являются правильными многоугольниками»:

1. (А→Е) 2. (І→О) 3. (Е→А) 4. (О→І)

"S есть P S есть P "S не есть P S не есть P

"S не есть Р S не есть P "S есть Р S есть P

Приведите собственные примеры и по данным формулам также совершите логическую операцию превращения.

14. По приведенным ниже формулам осуществите логическое действие обращение со следующими суждениями: 1. «Все развернутые углы – углы, стороны которых составляют одну прямую»; 2. «Все гладиолусы – цветы»; 3. «Некоторые животные – позвоночные»; 4. «Некоторые юристы – адвокаты»; 5. «Ни один студент нашей группы не является фехтовальщиком»; 6. «Некоторые верующие не являются мусульманами»; 7. «Некоторые студенты не получили двоек»:

1. (А→А) 2. (А→І) 3. (І→І) 4. (І→А) 5. (Е→Е)

"S есть P"S есть P S есть Р S есть Р"S не есть P

"Р есть S Р есть S Р есть S "Р есть S "P не есть S

6. (О→Е) 7. (О→О)

S не есть Р S не есть Р

"Р не есть S Р не есть S

Приведите собственные примеры и по данным формулам также совершите логическую операцию обращения.

15. По приведенным ниже формулам произведите логическую операцию противопоставление предикату со следующими суждениями: 1. «Все абитуриенты поступают в высшее учебное заведение»; 2. «Ни один рояль не является смычковым инструментом»; 3. «Все капиталисты не являются отчужденными от капитала»; 4. «Некоторые ошибочные действия не являются сознательными»; 5. «Некоторые доценты на должности не являются аттестованными доцентами»; 6. «Некоторые методы познания являются подходящими для данного объекта»; 7. «Некоторые дончане являются учителями гимназий»:

1. (А→Е) 2. (Е→I) 3. (Е→А) 4. (О→I) 5. (О→А)

"S есть P"S не есть Р"S не есть Р S не есть Р S не есть Р

"Р не есть S Р есть S "Р есть S Р есть S "Р есть S

6. (I→Е) 7. (I→О)

S есть P S есть P

"Р не есть S Р не есть S

Приведите собственные примеры и по данным формулам также совершите логическую операцию противопоставление предикату.

16. По приведенным ниже формулам осуществите логическое действие противопоставление субъекту со следующими суждениями: 1. «Демократические режимы являются формой государственного строя многих стран мира»; 2. «Все плотоядные питаются мясом других животных»; 3. «Некоторые нормы Конституции Украины являются частью Закона «О свободе совести и религиозных организаций»; 4. «Часть применяемых в предпринимательстве норм являются обычаями делового оборота»; 5. «Ни один духовой инструмент не является струнным»; 6. «Некоторые новые законы еще не являются опубликованными»; 7. «Некоторые приходящие в картинные галереи коллекционеры не являются ценителями искусства»:

1. (А→О) 2. (А→Е) 3. (I→О) 4. (I→Е) 5. (Е→А)

"S есть P"S есть P S есть P S есть P"S не есть P

Р не есть S "P не есть S Р не есть S "P не есть S "P есть S

6. (О→А) 7. (О→I)

S не есть P S не есть P

"P есть S P есть S

Приведите собственные примеры и по данным формулам также совершите логическую операцию противопоставление субъекту.

Литература

Гетманова А. Д. Логика: учебник, словарь, практикум / А. Д. Гетманова. – 2-е изд. – М.: Академический Проект, 2009. – С. 89-119, 393-407, 562-700.

Грядовой Д. И. Логика: Структурированный учебник: учебник / Д. И. Грядовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 83-135.

Иванов Е. А. Логика: учебник / Е. А. Иванов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – С. 94-158.

Логика: учеб.-методич. пособие / автор-составитель: В. И. Пашков. – Донецк: ДонНТУ, 2012. – С.36-70.

Маслов Н. А. Логика: учебник / Н. А. Маслов. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – С. 133-264.


ТЕМА 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: