Субъект культуры — человек культуры 13 страница

Сложнейший аспект взаимоотношений культуры и натуры в са­мом человеке — педагогический. Отечественной теоретической мыс­лью и, что несравненно хуже, педагогической практикой нашей со­временной школы игнорируется принципиальное различие между образованием и воспитанием. Между тем образование есть процесс передачи знаний, а воспитание — процесс приобщения к ценнос­тям. Мы имеем дело с двумя различными ситуациями. Передача знаний может осуществляться на школьном уроке, в университет­ской лекции, с помощью учебника, обращенного к еще большему чис­лу получающих информацию, — в данном случае преподаватель не принимает во внимание индивидуальных особенностей психики каж­дого ученика и передает им объективно-безличные знания, которые воспринимаются безличным, одинаковым по сути его деятельности абстрактным мышлением. Воспитание же может быть эффектив­ным только тогда, когда Учитель как «Значимый другой» передает ценности каждому индивидуально на том основании, что ценност­ные установки, воспринимаемые воспитуемым, должны синтезиро­ваться с его уникальными в своей целостности природными данны­ми, «натурой», врожденными чертами темперамента, характера, нервной системы. Вот почему талант воспитателя встречается неизмеримо реже, чем дар преподавателя — первый предполагает наличие у ро­дителей и профессиональных педагогов «ощущения индивидуаль­ности» воспитуемого, особого рода интуиции, близкой к интуитивно­му озарению художника.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: