Большую роль в становлении европейской культурной традиции и менталитета сыграли мыслители Нового времени. Наиболее известным представителем науки этой эпохи был Р. Декарт (1596—1650), по праву считающийся одним из основателей новой модели научного знания. Р. Декарт полагал, что любое существующее может и должно быть познано через систему определенных процедур, получивших название метода. Всякое явление в этом мире с помощью метода может быть познано ясно и отчетливо. Сам же метод научного познания способен приносить достоверные и верифицируемые результаты тогда, когда опирается на математические операции познания, которые начиная с этого времени применяют как в естественно-научном знании, так и в гуманитарной сфере. Подобный взгляд на мир и человека невозможен, например, в средневековой культурной традиции, ориентированной на Бога. Примерно в это же время другой ученый, Ф. Бэкон (1561 —1626), сформулировал основные принципы совершенно новой методологии познания — индукции,-ставшей основой современного естественнонаучного метода. Перу Ф. Бэкона принадлежит ставшая крылатой фраза «знание — сила», которая говорит не только о значимости научного познания в современной культурной традиции, но и о властности, экспансионизме европейской культуры. Отношение к действительности, при котором все существующее может и должно подчиняться разуму человека, вооруженному научной методологией, отражает тот экспансионизм, который не только способствует расширению и распространению европейской культурной традиции и приданию ей мирового статуса, но и имеет свою обратную «темную» сторону: от колониализма до варварского отношения к окружающей среде.
Субъективизм Субъективизмом принято называть особое отно-
европейской шение к миру, человеку, к любому явлению, при
традиции и его котором преувеличиваются и абсолютизируются
истоки роль и положение субъекта.
Можно сказать, что для европейской традиции абсолютной ценностью признается личность, человек. Понятно, что лишь при допущении абсолютной ценности индивида возможны формальное равенство прав личности и современная модель демократии. Конечно, в европейской традиции были периоды, когда происходило умаление и, более того, забвение ценности человека, его индиви-
Глава 16. Современная мировая культура
16.1. Определяющая роль европейской культуроной традиции...
дуальности и даже его жизни. Тоталитарные режимы, в том числе коммунистический режим СССР, умаляли значимость отдельной личности, заменяя ее так называемыми «всеобщими ценностями» (в СССР, например, личность должна была приносить себя в жертву во имя ценностей построения коммунистического общества). Однако подобные «отступления» от общеевропейской магистральной линии не характерны для европейской культурной традиции. Мы можем обнаружить проявления субъективизма европейской традиции в разных сферах и явлениях жизни: от признания абсолютных прав личности и ее свобод до стремления именно в человеке видеть единственного «виновника» и творца происходящих событий. Отголоски субъективизма европейской традиции присутствуют как в научном знании, где он принимает вид антропного принципа, так и в искусстве, где подлинным творцом произведения искусства признается художник (например, в Средние века художник, писавший иконы, мог претендовать на роль лишь медиума, посредника). Субъективизм может проявляться и в повседневной жизни, например, когда мы полагаем человека ответственным за происходящие события.
Отношение к миру и к человеку, когда мир и познание этого мира центрируются на субъекте, не было свойственйо другим культурным традициям. В античности, например, человек мог стать «марионеткой» судьбы, фатума. В средневековой культуре абсолютной ценностью признавался лишь Бог, человек же представал существом твар-ным и грешным, не способным ни изменить мир, ни адекватно его познать. Возможно, истоки субъективизма европейской традиции следует искать в апропоцентризме эпохи Ренессанса, когда в сложных и жестоких общественно-политических условиях могла преуспеть лишь оригинальная и сильная личность. Во многом становление и развитие субъективизма было спровоцировано Р. Декартом, видевшим именно в субъекте подлинную опору познания. В его знаменитом выражении «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно существую») заключено указание на опору всей европейской ментальной традиции: мыслящий субъект помещен в начало и центр познания и, по сути, всего сущего, обретающего представленность именно перед мыслящим субъектом. -
Субъект, являющийся центром и опорой познания и действия, также нуждается в опоре, точке отсчета. При ее отсутствии он вынужден «опираться» на самого себя или на объективные данные. В этом отношении новоевропейский субъект и субъективизм в целом, по сути, оказываются безопорными, стремящимися ликвидировать собственную безопорность методом власти, через контроль и подсчет. Истоки субъективизма, воли к власти и методологии евро-
пейского научного познания лежат, таким образом, в одной и той же сфере — в особом ментальном строе европейского мышления.;
Отношение к Европейская культурная традиция обладает уникаль-миру представ- ным отношением к явлениям мира: европейский ленному и исчис- менталитет стремится представить действительность ляемому. Матезис как реально предстоящее перед ним, как представление. Все существующее, если оно.претендует на существование, должно обрести «зримый» и подчиненный зрению вид. Зримость любого явления, любого сущего обеспечивает подручность существующего и возможный контроль над ним. Контроль же осуществляется благодаря математическим научным процедурам. Подобное отношение к миру было изначально заложено с момента возникновения новоевропейского менталитета. Во многом эта установка по отношению к миру была сформирована традицией Нового времени и трудами Р. Декарта, Ф. Бэкона, Б. Спинозы и других его представителей. Отношение к миру как представлению вызвало субъективизм, сциентизм, ориентированный на математику. На последнем свойстве европейской традиции стоит остановиться особо.
Нам кажется само собой разумеющимся деление наук на гуманитарное и научное знание, каждое из которых обладает своими собственными процедурами и исследовательскими стратегиями. Естествознание в нашей традиции ориентировано, как правило, на математические методы и аппарат познания, которые в целом можно назвать матезисом. Идеал науки — это возможность исчисления с помощью математических процедур. При подобном подходе единство явлений удерживается и измеряется числом. Идеальной моделью знания оказывается при этом способе его выстраивания математика, и все науки должны согласовываться с ней и использовать ее процедуры. Если в области естествознания подобное положение дел воспринимается как единственно возможное, то в сфере так называемых гуманитарных наук, т.е. наук, ориентированных на человека и его окружение, такая методология оказывается сомнительной. Конечно, мы можем вспомнить социологию, использующую статистику и математический аппарат, однако понятно, что возможности анализа и познания общества не исчерпываются одной статистикой. Между тем гуманитарное знание постоянно подвергалось попыткам математизации, исчисления, особенно на протяжении XX в.
Разделение наук на гуманитарные и естественные не единственный способ классификации. Подобное деление стало общепризнанной Нормой лишь начиная с XIX в. До этого времени человечество иначе классифицировало человеческое знание и координировало его части
Глава 16. Современная мировая культура
16.1. Определяющая роль европейской культуроной традиции..
между собой (например, в Средние века корпус знания венчала теология), а также использовало другие процедуры познания. Не стоит полагать, что лишь научное познание, вооруженное математическим аппаратом, способно адекватно познавать мир и достигать впечатляющих практических результатов. Укажем на то обстоятельство, что самые величайшие достижения человечества были сделаны в эпоху господства мифологического сознания, оперировавшего иными, нерациональными, а иногда антирациональными «методами познания».
Итак, современная модель научного познания ориентирована на матезис, и это вызвано не тем обстоятельством, что человечество нашло наконец наиболее адекватную модель познания, а самим строем европейской\ментальности. Эти свойства «применяются» не только в области научного познания, они проявляются в любых сторонах жизни европейского человека. Своеобразие взгляда, ментальности европейца можно обнаружить повсюду. Приведем лишь один пример из обыденной жизни, подтверждающий безраздельное господство матезиса в сферах, которые прежде были ему недоступны.
В современном мире большое внимание уделяется физическим данным человека. Бесконечные конкурсы красоты, фитнее-центры, аэробика и пр. постоянно мелькают на страницах прессы и телеэкране и внедрены в круг обыденного существования. Все эти «красоты» не только преувеличены, но и сделаны. Сделаны как с помощью хирургии, так и посредством рационально «выстроенных» постоянных тренировок. Бесспорно, хотелось бы, чтобы фигура человека была прекрасной. Но что же такое «прекрасное» с точки зрения современной культурной традиции? Это не «томный взгляд» или румянец крестьянки, а предмет индустрии, т.е. предмет, поддающийся рациональному производству, объектом которого может стать почти всякий. Красота в нашей культуре оказывается математически выверенной и практически конструируемой с помощью той же математики тренировок. Подобное отношение невозможно в иной культурной традиции, например в мусульманской: диеты, тренировки, средства для похудения (особенно предназначенные для «слабого пола») в ней непредставимы, так как по мусульманским представлениям красота не может быть математически спроектирована, она дается от Бога.
Бесконечность Для современного человека идея бесконечности
пространства, пространства и времени представляется само со-
времени бой разумеющимся фактом, она проста и баналь-
и познания на и трудно даже вообразить, что человек иной
■ культурной традиции видел мир по-другому. Однако сама идея бесконечности пространства и времени не сразу стала общепризнанной. Еще И. Ньютон (1643—1727) и И. Кеплер
(1571 —1630) с трудом могли себе представить подлинную бесконечность мира и времени. Иначе и быть не могло, ведь прошло еще не так много времени со времен Средних веков, когда мир имел начало во времени (сотворение Богом) и даже предсказанный конец (Страшный, Последний Суд). То же относится и к бесконечности пространства. Несмотря на отдельные высказывания некоторых мыслителей (что, разумеется, не всегда отражает общий взгляд на мир, свойственный той или иной культурной традиции), мир представлялся ограниченным, имел достаточно большую, но вполне представимую и исчислимую величину. Например, в космологии античности он завершался сферой звезд. Можно задать вопрос: «Неужели античный человек никогда не задумывался о том, что может быть за этой звездной сферой?». Скорее всего античному человеку, как и представителю китайской традиции или индусу, была попросту непредставима бесконечность пространства и времени — та бесконечность, которая своей безмерностью и несоизмеримостью с крошечным человеческим существом способна породить лишь ужас. Античный грек так же не был способен представить бесконечный мир, как мы не можем вообразить мир конечный. Для античности бесконечность — это бесформенность, неоформленность; мир как космос не мог быть бесформенным, а потому бесконечным.
Взгляд на мир как на бесконечность связан со многими другими представлениями европейцев. Например, европейская живопись пользуется так называемой перспективой. Само открытие перспективы произошло во времена зарождения европейской культурной традиции, оно относится к эпохе Ренессанса. Лишь бесконечный мир, мир уходящей в бесконечность линии, может породить перспективу как способ организации бесконечного пространства на ограниченной плоскости.
Безграничность мира и пространства имеет другую коннотацию, а именно бесконечность познания. Европейская традиция «осуждена» «нести крест» идеала бесконечного познания. Познание никогда не будет окончательным и завершенным. В этом отношении к познанию и к миру проявляется некое «пассионарное» свойство европейской традиции, стремящейся осуществить не только конкисту познания мира, но и конкисту подчинения всей Вселенной.
Способность «видеть» бесконечность во многом содействовала формированию такой особенности европейской ментальности, как. открытость, признание бесконечного развития во всех сферах жизни человека и социума. Здесь кроются корни идеи прогресса, эволюции и — в иной сфере — корни возникновения идей «открытого общества», стремления к разрушению границ, созданию общего эко-
Глава 16. Современная мировая культура
16.2. Основные-черты современной мировой культуры
номического и политического пространства, освоению солнечной системы, и т.п.
Экспансионизм Европейской традиции свойствен определенного рода
европейской экспансионизм, который в конечном счете позво-
традиции лил ей занять доминирующее положение в мире.
Этот экспансионизм проявляется не только в политической сфере, хотя европейская цивилизация начиная с эпохи великих географических открытий, всегда старалась раздвинуть, как силой оружия, так и политическими средствами, свое влияние. Экспансионизм европейской культурной традиции проявлялся и проявляется в различных сферах жизни — от прозелитской деятельности христианских миссионеров до навязывания всему миру стандартов и ценностей европейской демократии. Экспансионизм, своеобразная «пассио-нарность» европейской традиции, обращается не только на подчинение всего земного шара или, в недалеком будущем, ближайших планет солнечной системы — он проявляется и в отношении к природе как таковой. Варварское уничтожение животных вплоть до полного исчезновения некоторых видов, истощение полезных ископаемых и т.д. являются звеньями одной цепи, тянущейся от внутреннего свойства европейского человека — желания утверждаться и властвовать, властвовать, как это можно увидеть в идее «воли к власти» Ф. Ницше (1844—1900), любой ценой. Властный процесс самоутвержения не имеет конца, как не имеет конца Вселенная, зримая европейским взглядом. В наше время именно эта черта стала характерной' особенностью нового мирового порядка. Страны, заимствующие западные технологии или западный комфорт, с необходимостью заимствуют как инфраструктуру, так и то социальное окружение, которое призвано ее поддерживать. Экспансия западного стиля жизни и западных ценностей в наше время осуществляется не силой оружия, но на основе «соблазна» комфорта и технических достижений.
Возможно, экспансионизм европейской традиции вызван определенной ментальной направленностью — безопорностью новоевропейского субъекта. Будучи сущностно безопорен, субъект стремится к утверждению и установлению себя самого любой ценой, ценой бесконечного движения, подчинения иного.
16.2. Основные черты современной мировой культуры
До сих пор мы рассматривали черты современной мировой культуры, заимствованные ею от предшествующей европейской тради-. ции, которая во многом и сформировала мировую культуру. Однако
современное состояние мировой культуры — это не только заим ствование, развитие и традирование прошлого, т.е. некий этап развития единой культурной линии Запада. Оно обладает и чертами, свойственными ему одному. На их характеристике мы сейчас и остановимся, начав наш анализ с рассмотрения особенности, которая демонстрирует исток современной мировой культуры.
Вестернизация, Вестернизацией (от англ. West — Запад) приня-
европоцентризм то называть процесс экспансии экономической
мировой культур- модели развития, ценностей, стиля и образа жизни,
ной традиции свойственных западным промышленно развитым
странам. Сам термин «Запад» достаточно усло
вен и принадлежит к той общественно-исторической ситуации, ког
да еще можно было разделять мир на промышленно развитые за
падные страны и страны остального мира...
Несмотря на декларирование ценности каждого социума, каждой культурной традиции, современная ситуация в мировой культуре напоминает скорее утверждение и распространение ценностей европейской культуры. Именно поэтому мы можем говорить о так называемой вестернизации как о существенной черте современной мировой- культуры. В XX в. подобное явление еще называли европоцентризмом, это имело смысл лишь в те времена, когда США еще не являлись ведущей мировой державой. По своей сути вестернизация и европоцентризм тождественны. Они генетически связаны ^естественными процессами жизни любого социума, и в этом отношении и вестернизация, и европоцентризм — вполне «обычные» разновидности так называемого этноцентризма. Этноцентризмом (термин этнологии) называют то «нормальное мироощущение» любого этноса, когда его ценности, традиции, установления осмысливаются его представителям как единственно истинные и верные. В этом отношении мировая культура представляет собой этап развития европоцентризма до мирового масштаба, когда по своей сути и происхождению европейские ценности, нормы, сам стиль жизни начинают претендовать на роль общечеловеческих ценностей. Стремление к утверждению европейской системы ценностей, модели государственного устройства и т.п. сочетается с экономическим, технологическим и военным превосходством, в силу чего европоцентризм и вестернизация оказываются стержнем мировой
культуры в целом.
Следует упомянуть и такое явление современности, как американизм, т.е. экспансию норм, ценностей американской культуры, являющийся характерной особенностью мирового процесса. Но сам по себе
Глава 16. Современная мировая культура
16.2. Основные черты современной мировой культуры
американизм есть логическое следствие и продолжение европейской культурной традиции. Поэтому, когда говорят об американизме, нужно понимать не только и не столько экспансию американской традиции, сколько процессы общей вестернизации мировой культуры.
Вестернизация и американизм не всегда и не всеми приветствуются. Исчезновение иных культурных традиций вызывает у представителей этих культур яростное неприятие европейских и американских ценностей, порождая подчас такие уродливые явления, как терроризм. Терроризм возникает лишь тогда, когда нет возможности открытого и действенного противостояния. Реалии современного мира таковы, что любое открытое выступление против западного стиля жизни и ценностей, даже если идет речь о внутренних делах суверенного государства, вызывает жестокий силовой и экономический отпор со стороны большей части мирового сообщества, ориентированной на западные ценности. В этой ситуации терроризм оказывается единственным «действенным» средством борьбы против экономической, политической и религиозной экспансии Запада. Но угроза терроризма — это лишь обратная сторона той доминанты мирового развития, которая нивелирует мир под единый стандарт западного образа жизни и западных ценностей.
Трансформация Одной из существенных черт современности яв-
знания ляется смена самой модели познания. Мы мо-
в информацию жем констатировать постепенный отказ от традиционной ориентации на знание и переход к модели информации. Ориентация на модель информации является по своей сути тенденцией постмодернизма и вызвана стремлением к переосмыслению знания как такового. Знание, которое всегда было связано с его носителем — человеком, а потому не являлось нейтральным и передавалось с потерями и искажениями, уже не представляется той абсолютной ценностью, каковой оно было на протяжении тысячелетий истории человечества. Сейчас предпочитают говорить не о знании, а об информации. Тенденция последних десятилетий — это попытка трансформации знания в унифицированную и обезличенную информацию, которая в большей степени, нежели знание, поддается хранению и передаче без искажения. В самом деле, знание как таковое не может быть без потерь переведено в цифровой вид, ибо оно предполагает целостность, которая во многом сочленена с субъективными факторами. Знание как таковое изначально ориентируется не на потребление и использование — хотя понятно, что оно может быть достаточно просто использовано, — но на понима-
ние и включение в совместную ситуацию. Современная модель информации более отвечает насущным требованиям и тенденциям, поскольку именно информация может быть без искажения транслирована в единую кодовую систему, а потому — потреблена, использована, передана и сохранена. Модели знания соответствуют книга, беседа, письмо, модели информации — компьютерная база данных, Интернет.
Переход к модели информации позволяет многим исследователям именовать современное общество информационным. Концепция информационного общества определяет его как постиндустриальное общество, новый этап развития цивилизации, в котором главным продуктом производства является информация. Отличительные черты информационного общества — увеличение роли информации в жизни общества, возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте и создание глобального информационного пространства.
Трансформация знания в информационные потоки ставит перед потребителями информации много задач. Прежде всего информа-( ция должна быть понята, т.е. для того, чтобы быть воспринятой, она должна пройти не только процедуры дешифровки, приводящие ее в традиционный для человека вид, но и те же процедуры понимания, которые осуществляют обратный процесс перевода информации в знание. Информационная модель в этом отношении оказывается, с одной стороны, перед необходимостью использования прежней модели (т.е. знания), а с другой — перед необходимостью использования дополнительных процедур-посредников. Другая достаточно сложная задача — само использование информации, общее количество которой растет в геометрической прогрессии. Информационная вселенная — а это именно вселенная — безгранична и даже хаотична. Конкретная информация может «потонуть» в общем информационном потоке. Несмотря на декларируемую в демократии доступность информации, она оказывается менее доступной из-за своего все возрастающего количества.
Прагматическая Современная действительность достаточно безжа-направленность лостна — жесткий контроль и соизмерение с результативностью являются необходимым требованием, свойственным всем сферам жизни. Все, что ни делается, планируется и даже «мечтается», обязательно'должно иметь прак-. тическую направленность, приносить реальные, осязаемые плоды и Доходы. Такое явление можно назвать прагматической тенденцией современной культуры.
Глава 16. Современная мировая культура
16.2. Основные черты современной мировой культуры
Эта тенденция затрагивает почти все стороны жизни человека —■ от семьи и религиозной сферы до политики и производства. Все, что происходит, все, что делает человек, имеет в этом отношении единую меру, с которой необходимо соизмерение. Мера, с которой соизмеряется современность, — не спасение (как в религиозно ори-■ ентированных социумах), не выживание (как в примитивных обществах) и уж тем более не ценности нравственности (хотя подобные ориентиры могут признаваться на словах или быть побудительной причиной для части населения), но расчет, польза и выгода. В реальной жизни мы иногда руководствуемся нашими желаниями., эмоциями, но вынуждены их соизмерять с возможностями и с той жесткой ситуацией современности, когда любое поведение, выходящее за рамки допустимого минимума, необходимого для нормального воспроизводства «живой силы», жестко карается социумом.
Последствия своеобразного прагматизма больше всего проявляются в социальной сфере и в сфере межличностных отношений. Тысячелетиями человечество мерило окружающий мир и людей — социальную сферу, сферу межличностных отношений — иными мерками, выстраивало иную ценностную шкалу. Смена ценностных ориентиров приводит к определенной дезориентации человека, он ощущает себя одиноким в мире, где нет места простым человеческим эмоциям, где «правят бал» расчет и барыш и где даже традиционные ценности семьи оказываются под угрозой.
По своим истокам и содержанию прагматизм современного мира — это прагматизм, свойственный буржуазной морали и буржуазному стилю и модели поведения. В индустриальном и тем более в постиндустриальном обществе прагматическая направленность оказывается внутренним формующим началом того «единственно истинного» и «неоспоримого» строя и способа организации человеческого социума, с которым ассоциирует себя западная демократия. Следствием подобного прагматизма можно считать следующую характерную черту современной мировой культуры — примат экономики и производства.
Примат экономи- Современной европейской культуре свойствен ки и произвол- определенного рода экономикоцентризм, т.е. ства, техницизм стремление видеть в экономических процессах и процессах производства самое существенное, что происходит в человеческом обществе. Подобное отношение к процессам производства и экономики не всегда являлось доминирующим ориентиром человечества. История знала и другое отношение к производственной сфере — абсолютной ценностью признавались,
например, Бог, нравственные ориентиры, идеалы государства и пр. В античности производство было уделом рабов и беднейших слоев населения. Можно вспомнить, что в христианской доктрине труд — это проклятие, но никак не доминирующая ценность. Однако именно признание труда нравственной ценностью во многом позволило европейской культуре стать не только культурой с высокоразвитыми экономикой и производством, но и притягательной силой для других культурных традиций, своеобразной «приманкой» для внедрения европейского стиля и образа жизни.
Другая особенность современности тесно связана с приматом экономики и производства. Ею является признание абсолютной и бесспорной значимости техники и технического прогресса, а также их взаимосвязь. Сочлененность техники и производственной сферы обеспечивает все убыстряющийся научно-технический и производственный прогресс. Некоторые западные аналитики считают постиндустриальное общество обществом технократии, т.е. обществом, в котором власть принадлежит технологам и менеджерам. Аргументация, которая оправдывает подобные доктрины, отчасти верна: в принятии решений в современном мире в той или иной мере задействованы технологи и ученые. Но преувеличивать их влияние не стоит, ибо в конечном счете выбор стратегического направления и распределение прибыли выходят за рамки компетенции ученых, хотя они и участвуют в выработке решений.
Европейская и американская культура XX столетия, особенно второй его половины, ориентировалась прежде всего на прогресс и развитие техники, признавая ее своеобразной «панацеей» от всех бед и средством решения всех проблем. Действительно, стремительный взлет технической мысли и параллельное практическое внедрение ее достижений достаточно быстро изменили не только привычную жизнь европейца или американца, но и сам ландшафт, территорию их обитания. Во многом благодаря развитию техники, технологии и мгновенной практической реализации вырабатывавшихся технических знаний был достигнут ошеломляющий прогресс, произошли изменения в жизни человечества в целом.
Признавая значимость техники и научно-технической революции, подчеркнем (об этом, кстати, говорили и говорят многие ученые), что техническое развитие тем не менее таит в себе угрозу человечеству. В недавней истории имеется масса примеров: мирный атом породил события в Чернобыле, развитие производства и автотранспорта может ввергнуть в экологическую катастрофу, эксперименты в сфере генной инженерии — привести к массовым заболеваниям и вырождению человечества, и т.п.; список можно
Глава.16. Современная мировая культура
16.2. Основные черты современной мировой культуры
продолжать долго. Признание примата техники и производства и, как следствие, их бурное развитие ставят перед людьми ряд новых неизвестных проблем. Речь пойдет о так называемой экологической проблематике.