Установки русской культуры 2 страница

Большую роль в становлении европейской культурной традиции и менталитета сыграли мыслители Нового времени. Наиболее известным представителем науки этой эпохи был Р. Декарт (1596—1650), по пра­ву считающийся одним из основателей новой модели научного знания. Р. Декарт полагал, что любое существующее может и должно быть познано через систему определенных процедур, получивших название метода. Всякое явление в этом мире с помощью метода может быть познано ясно и отчетливо. Сам же метод научного познания способен приносить достоверные и верифицируемые результаты тогда, когда опи­рается на математические операции познания, которые начиная с этого времени применяют как в естественно-научном знании, так и в гума­нитарной сфере. Подобный взгляд на мир и человека невозможен, на­пример, в средневековой культурной традиции, ориентированной на Бога. Примерно в это же время другой ученый, Ф. Бэкон (1561 —1626), сформулировал основные принципы совершенно новой методологии познания — индукции,-ставшей основой современного естественно­научного метода. Перу Ф. Бэкона принадлежит ставшая крылатой фраза «знание — сила», которая говорит не только о значимости науч­ного познания в современной культурной традиции, но и о властности, экспансионизме европейской культуры. Отношение к действительнос­ти, при котором все существующее может и должно подчиняться разу­му человека, вооруженному научной методологией, отражает тот экс­пансионизм, который не только способствует расширению и распрост­ранению европейской культурной традиции и приданию ей мирового статуса, но и имеет свою обратную «темную» сторону: от колониализма до варварского отношения к окружающей среде.

Субъективизм Субъективизмом принято называть особое отно-
европейской шение к миру, человеку, к любому явлению, при
традиции и его котором преувеличиваются и абсолютизируются
истоки роль и положение субъекта.

Можно сказать, что для европейской традиции абсолютной ценностью признается личность, человек. Понятно, что лишь при допущении абсолютной ценности индивида возможны фор­мальное равенство прав личности и современная модель демокра­тии. Конечно, в европейской традиции были периоды, когда происхо­дило умаление и, более того, забвение ценности человека, его индиви-



Глава 16. Современная мировая культура


16.1. Определяющая роль европейской культуроной традиции...




дуальности и даже его жизни. Тоталитарные режимы, в том числе коммунистический режим СССР, умаляли значимость отдельной лич­ности, заменяя ее так называемыми «всеобщими ценностями» (в СССР, например, личность должна была приносить себя в жертву во имя ценностей построения коммунистического общества). Однако подоб­ные «отступления» от общеевропейской магистральной линии не ха­рактерны для европейской культурной традиции. Мы можем обна­ружить проявления субъективизма европейской традиции в разных сферах и явлениях жизни: от признания абсолютных прав личности и ее свобод до стремления именно в человеке видеть единственного «виновника» и творца происходящих событий. Отголоски субъекти­визма европейской традиции присутствуют как в научном знании, где он принимает вид антропного принципа, так и в искусстве, где подлинным творцом произведения искусства признается художник (например, в Средние века художник, писавший иконы, мог претендо­вать на роль лишь медиума, посредника). Субъективизм может про­являться и в повседневной жизни, например, когда мы полагаем че­ловека ответственным за происходящие события.

Отношение к миру и к человеку, когда мир и познание этого мира центрируются на субъекте, не было свойственйо другим культурным традициям. В античности, например, человек мог стать «марионет­кой» судьбы, фатума. В средневековой культуре абсолютной ценнос­тью признавался лишь Бог, человек же представал существом твар-ным и грешным, не способным ни изменить мир, ни адекватно его познать. Возможно, истоки субъективизма европейской традиции следует искать в апропоцентризме эпохи Ренессанса, когда в слож­ных и жестоких общественно-политических условиях могла преус­петь лишь оригинальная и сильная личность. Во многом становле­ние и развитие субъективизма было спровоцировано Р. Декартом, видевшим именно в субъекте подлинную опору познания. В его знаменитом выражении «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно существую») заключено указание на опору всей европейской мен­тальной традиции: мыслящий субъект помещен в начало и центр познания и, по сути, всего сущего, обретающего представленность именно перед мыслящим субъектом. -

Субъект, являющийся центром и опорой познания и действия, также нуждается в опоре, точке отсчета. При ее отсутствии он вынужден «опираться» на самого себя или на объективные данные. В этом отношении новоевропейский субъект и субъективизм в целом, по сути, оказываются безопорными, стремящимися ликвиди­ровать собственную безопорность методом власти, через контроль и подсчет. Истоки субъективизма, воли к власти и методологии евро-


пейского научного познания лежат, таким образом, в одной и той же сфере — в особом ментальном строе европейского мышления.;

Отношение к Европейская культурная традиция обладает уникаль-миру представ- ным отношением к явлениям мира: европейский ленному и исчис- менталитет стремится представить действительность ляемому. Матезис как реально предстоящее перед ним, как представ­ление. Все существующее, если оно.претендует на существование, должно обрести «зримый» и подчиненный зрению вид. Зримость любого явления, любого сущего обеспечивает подручность существующего и возможный контроль над ним. Контроль же осуще­ствляется благодаря математическим научным процедурам. Подоб­ное отношение к миру было изначально заложено с момента возник­новения новоевропейского менталитета. Во многом эта установка по отношению к миру была сформирована традицией Нового времени и трудами Р. Декарта, Ф. Бэкона, Б. Спинозы и других его представите­лей. Отношение к миру как представлению вызвало субъективизм, сциентизм, ориентированный на математику. На последнем свойстве европейской традиции стоит остановиться особо.

Нам кажется само собой разумеющимся деление наук на гумани­тарное и научное знание, каждое из которых обладает своими соб­ственными процедурами и исследовательскими стратегиями. Есте­ствознание в нашей традиции ориентировано, как правило, на мате­матические методы и аппарат познания, которые в целом можно назвать матезисом. Идеал науки — это возможность исчисления с помощью математических процедур. При подобном подходе един­ство явлений удерживается и измеряется числом. Идеальной моде­лью знания оказывается при этом способе его выстраивания матема­тика, и все науки должны согласовываться с ней и использовать ее процедуры. Если в области естествознания подобное положение дел воспринимается как единственно возможное, то в сфере так называ­емых гуманитарных наук, т.е. наук, ориентированных на человека и его окружение, такая методология оказывается сомнительной. Конеч­но, мы можем вспомнить социологию, использующую статистику и математический аппарат, однако понятно, что возможности анализа и познания общества не исчерпываются одной статистикой. Между тем гуманитарное знание постоянно подвергалось попыткам мате­матизации, исчисления, особенно на протяжении XX в.

Разделение наук на гуманитарные и естественные не единствен­ный способ классификации. Подобное деление стало общепризнанной Нормой лишь начиная с XIX в. До этого времени человечество иначе классифицировало человеческое знание и координировало его части



Глава 16. Современная мировая культура


16.1. Определяющая роль европейской культуроной традиции..




между собой (например, в Средние века корпус знания венчала теоло­гия), а также использовало другие процедуры познания. Не стоит по­лагать, что лишь научное познание, вооруженное математическим ап­паратом, способно адекватно познавать мир и достигать впечатляю­щих практических результатов. Укажем на то обстоятельство, что самые величайшие достижения человечества были сделаны в эпоху господ­ства мифологического сознания, оперировавшего иными, нерациональ­ными, а иногда антирациональными «методами познания».

Итак, современная модель научного познания ориентирована на матезис, и это вызвано не тем обстоятельством, что человечество нашло наконец наиболее адекватную модель познания, а самим строем европейской\ментальности. Эти свойства «применяются» не только в области научного познания, они проявляются в любых сторонах жизни европейского человека. Своеобразие взгляда, ментальности европейца можно обнаружить повсюду. Приведем лишь один при­мер из обыденной жизни, подтверждающий безраздельное господ­ство матезиса в сферах, которые прежде были ему недоступны.

В современном мире большое внимание уделяется физическим данным человека. Бесконечные конкурсы красоты, фитнее-центры, аэробика и пр. постоянно мелькают на страницах прессы и телеэкра­не и внедрены в круг обыденного существования. Все эти «красо­ты» не только преувеличены, но и сделаны. Сделаны как с помощью хирургии, так и посредством рационально «выстроенных» постоян­ных тренировок. Бесспорно, хотелось бы, чтобы фигура человека была прекрасной. Но что же такое «прекрасное» с точки зрения современ­ной культурной традиции? Это не «томный взгляд» или румянец кре­стьянки, а предмет индустрии, т.е. предмет, поддающийся рациональ­ному производству, объектом которого может стать почти всякий. Красота в нашей культуре оказывается математически выверенной и практически конструируемой с помощью той же математики тре­нировок. Подобное отношение невозможно в иной культурной тра­диции, например в мусульманской: диеты, тренировки, средства для похудения (особенно предназначенные для «слабого пола») в ней непредставимы, так как по мусульманским представлениям красота не может быть математически спроектирована, она дается от Бога.

Бесконечность Для современного человека идея бесконечности
пространства, пространства и времени представляется само со-
времени бой разумеющимся фактом, она проста и баналь-

и познания на и трудно даже вообразить, что человек иной

■ культурной традиции видел мир по-другому. Од­нако сама идея бесконечности пространства и времени не сразу стала общепризнанной. Еще И. Ньютон (1643—1727) и И. Кеплер


(1571 —1630) с трудом могли себе представить подлинную беско­нечность мира и времени. Иначе и быть не могло, ведь прошло еще не так много времени со времен Средних веков, когда мир имел начало во времени (сотворение Богом) и даже предсказан­ный конец (Страшный, Последний Суд). То же относится и к бес­конечности пространства. Несмотря на отдельные высказывания некоторых мыслителей (что, разумеется, не всегда отражает об­щий взгляд на мир, свойственный той или иной культурной тради­ции), мир представлялся ограниченным, имел достаточно большую, но вполне представимую и исчислимую величину. Например, в космологии античности он завершался сферой звезд. Можно за­дать вопрос: «Неужели античный человек никогда не задумывался о том, что может быть за этой звездной сферой?». Скорее всего античному человеку, как и представителю китайской традиции или индусу, была попросту непредставима бесконечность пространства и времени — та бесконечность, которая своей безмерностью и несоизмеримостью с крошечным человеческим существом спо­собна породить лишь ужас. Античный грек так же не был спосо­бен представить бесконечный мир, как мы не можем вообразить мир конечный. Для античности бесконечность — это бесформен­ность, неоформленность; мир как космос не мог быть бесформен­ным, а потому бесконечным.

Взгляд на мир как на бесконечность связан со многими другими представлениями европейцев. Например, европейская живопись пользуется так называемой перспективой. Само открытие перспек­тивы произошло во времена зарождения европейской культурной традиции, оно относится к эпохе Ренессанса. Лишь бесконечный мир, мир уходящей в бесконечность линии, может породить перс­пективу как способ организации бесконечного пространства на ог­раниченной плоскости.

Безграничность мира и пространства имеет другую коннотацию, а именно бесконечность познания. Европейская традиция «осужде­на» «нести крест» идеала бесконечного познания. Познание никог­да не будет окончательным и завершенным. В этом отношении к познанию и к миру проявляется некое «пассионарное» свойство европейской традиции, стремящейся осуществить не только конки­сту познания мира, но и конкисту подчинения всей Вселенной.

Способность «видеть» бесконечность во многом содействовала формированию такой особенности европейской ментальности, как. открытость, признание бесконечного развития во всех сферах жиз­ни человека и социума. Здесь кроются корни идеи прогресса, эволю­ции и — в иной сфере — корни возникновения идей «открытого общества», стремления к разрушению границ, созданию общего эко-



Глава 16. Современная мировая культура


16.2. Основные-черты современной мировой культуры




номического и политического пространства, освоению солнечной системы, и т.п.

Экспансионизм Европейской традиции свойствен определенного рода
европейской экспансионизм, который в конечном счете позво-
традиции лил ей занять доминирующее положение в мире.

Этот экспансионизм проявляется не только в по­литической сфере, хотя европейская цивилизация начиная с эпохи ве­ликих географических открытий, всегда старалась раздвинуть, как си­лой оружия, так и политическими средствами, свое влияние. Экспанси­онизм европейской культурной традиции проявлялся и проявляется в различных сферах жизни — от прозелитской деятельности христиан­ских миссионеров до навязывания всему миру стандартов и ценно­стей европейской демократии. Экспансионизм, своеобразная «пассио-нарность» европейской традиции, обращается не только на подчинение всего земного шара или, в недалеком будущем, ближайших планет солнечной системы — он проявляется и в отношении к природе как таковой. Варварское уничтожение животных вплоть до полного ис­чезновения некоторых видов, истощение полезных ископаемых и т.д. являются звеньями одной цепи, тянущейся от внутреннего свойства европейского человека — желания утверждаться и властвовать, вла­ствовать, как это можно увидеть в идее «воли к власти» Ф. Ницше (1844—1900), любой ценой. Властный процесс самоутвержения не имеет конца, как не имеет конца Вселенная, зримая европейским взглядом. В наше время именно эта черта стала характерной' особенно­стью нового мирового порядка. Страны, заимствующие западные технологии или западный комфорт, с необходимостью заимствуют как инфраструктуру, так и то социальное окружение, которое при­звано ее поддерживать. Экспансия западного стиля жизни и запад­ных ценностей в наше время осуществляется не силой оружия, но на основе «соблазна» комфорта и технических достижений.

Возможно, экспансионизм европейской традиции вызван опре­деленной ментальной направленностью — безопорностью новоев­ропейского субъекта. Будучи сущностно безопорен, субъект стре­мится к утверждению и установлению себя самого любой ценой, ценой бесконечного движения, подчинения иного.

16.2. Основные черты современной мировой культуры

До сих пор мы рассматривали черты современной мировой куль­туры, заимствованные ею от предшествующей европейской тради-. ции, которая во многом и сформировала мировую культуру. Однако


современное состояние мировой культуры — это не только заим ствование, развитие и традирование прошлого, т.е. некий этап раз­вития единой культурной линии Запада. Оно обладает и чертами, свойственными ему одному. На их характеристике мы сейчас и остановимся, начав наш анализ с рассмотрения особенности, кото­рая демонстрирует исток современной мировой культуры.

Вестернизация, Вестернизацией (от англ. West — Запад) приня-
европоцентризм то называть процесс экспансии экономической
мировой культур- модели развития, ценностей, стиля и образа жизни,
ной традиции свойственных западным промышленно развитым
странам. Сам термин «Запад» достаточно усло­
вен и принадлежит к той общественно-исторической ситуации, ког­
да еще можно было разделять мир на промышленно развитые за­
падные страны и страны остального мира...

Несмотря на декларирование ценности каждого социума, каждой культурной традиции, современная ситуация в мировой культуре напоминает скорее утверждение и распространение ценностей ев­ропейской культуры. Именно поэтому мы можем говорить о так называемой вестернизации как о существенной черте современной мировой- культуры. В XX в. подобное явление еще называли евро­поцентризмом, это имело смысл лишь в те времена, когда США еще не являлись ведущей мировой державой. По своей сути вес­тернизация и европоцентризм тождественны. Они генетически свя­заны ^естественными процессами жизни любого социума, и в этом отношении и вестернизация, и европоцентризм — вполне «обыч­ные» разновидности так называемого этноцентризма. Этноцент­ризмом (термин этнологии) называют то «нормальное мироощуще­ние» любого этноса, когда его ценности, традиции, установления ос­мысливаются его представителям как единственно истинные и верные. В этом отношении мировая культура представляет собой этап развития европоцентризма до мирового масштаба, когда по своей сути и происхождению европейские ценности, нормы, сам стиль жизни начинают претендовать на роль общечеловеческих ценнос­тей. Стремление к утверждению европейской системы ценностей, модели государственного устройства и т.п. сочетается с экономи­ческим, технологическим и военным превосходством, в силу чего европоцентризм и вестернизация оказываются стержнем мировой

культуры в целом.

Следует упомянуть и такое явление современности, как америка­низм, т.е. экспансию норм, ценностей американской культуры, являю­щийся характерной особенностью мирового процесса. Но сам по себе



Глава 16. Современная мировая культура


16.2. Основные черты современной мировой культуры




американизм есть логическое следствие и продолжение европейской культурной традиции. Поэтому, когда говорят об американизме, нужно понимать не только и не столько экспансию американской традиции, сколько процессы общей вестернизации мировой культуры.

Вестернизация и американизм не всегда и не всеми приветству­ются. Исчезновение иных культурных традиций вызывает у пред­ставителей этих культур яростное неприятие европейских и амери­канских ценностей, порождая подчас такие уродливые явления, как терроризм. Терроризм возникает лишь тогда, когда нет возможнос­ти открытого и действенного противостояния. Реалии современно­го мира таковы, что любое открытое выступление против западного стиля жизни и ценностей, даже если идет речь о внутренних делах суверенного государства, вызывает жестокий силовой и экономи­ческий отпор со стороны большей части мирового сообщества, ори­ентированной на западные ценности. В этой ситуации терроризм оказывается единственным «действенным» средством борьбы про­тив экономической, политической и религиозной экспансии Запа­да. Но угроза терроризма — это лишь обратная сторона той доми­нанты мирового развития, которая нивелирует мир под единый стан­дарт западного образа жизни и западных ценностей.

Трансформация Одной из существенных черт современности яв-
знания ляется смена самой модели познания. Мы мо-

в информацию жем констатировать постепенный отказ от тра­диционной ориентации на знание и переход к модели информации. Ориентация на модель информации являет­ся по своей сути тенденцией постмодернизма и вызвана стремле­нием к переосмыслению знания как такового. Знание, которое всегда было связано с его носителем — человеком, а потому не являлось нейтральным и передавалось с потерями и искажения­ми, уже не представляется той абсолютной ценностью, каковой оно было на протяжении тысячелетий истории человечества. Сейчас предпочитают говорить не о знании, а об информации. Тенденция последних десятилетий — это попытка трансформа­ции знания в унифицированную и обезличенную информацию, которая в большей степени, нежели знание, поддается хранению и передаче без искажения. В самом деле, знание как таковое не может быть без потерь переведено в цифровой вид, ибо оно пред­полагает целостность, которая во многом сочленена с субъектив­ными факторами. Знание как таковое изначально ориентируется не на потребление и использование — хотя понятно, что оно может быть достаточно просто использовано, — но на понима-


ние и включение в совместную ситуацию. Современная модель информации более отвечает насущным требованиям и тенден­циям, поскольку именно информация может быть без искажения транслирована в единую кодовую систему, а потому — потреб­лена, использована, передана и сохранена. Модели знания соот­ветствуют книга, беседа, письмо, модели информации — компью­терная база данных, Интернет.

Переход к модели информации позволяет многим исследовате­лям именовать современное общество информационным. Концеп­ция информационного общества определяет его как постиндустри­альное общество, новый этап развития цивилизации, в котором глав­ным продуктом производства является информация. Отличительные черты информационного общества — увеличение роли информа­ции в жизни общества, возрастание доли информационных комму­никаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте и создание глобального информационного пространства.

Трансформация знания в информационные потоки ставит перед потребителями информации много задач. Прежде всего информа-( ция должна быть понята, т.е. для того, чтобы быть воспринятой, она должна пройти не только процедуры дешифровки, приводящие ее в традиционный для человека вид, но и те же процедуры понимания, которые осуществляют обратный процесс перевода информации в знание. Информационная модель в этом отношении оказывается, с одной стороны, перед необходимостью использования прежней мо­дели (т.е. знания), а с другой — перед необходимостью использова­ния дополнительных процедур-посредников. Другая достаточно слож­ная задача — само использование информации, общее количество которой растет в геометрической прогрессии. Информационная вселенная — а это именно вселенная — безгранична и даже хао­тична. Конкретная информация может «потонуть» в общем инфор­мационном потоке. Несмотря на декларируемую в демократии до­ступность информации, она оказывается менее доступной из-за сво­его все возрастающего количества.

Прагматическая Современная действительность достаточно безжа-направленность лостна — жесткий контроль и соизмерение с ре­зультативностью являются необходимым требо­ванием, свойственным всем сферам жизни. Все, что ни делается, планируется и даже «мечтается», обязательно'должно иметь прак-. тическую направленность, приносить реальные, осязаемые плоды и Доходы. Такое явление можно назвать прагматической тенден­цией современной культуры.



Глава 16. Современная мировая культура


16.2. Основные черты современной мировой культуры




Эта тенденция затрагивает почти все стороны жизни человека —■ от семьи и религиозной сферы до политики и производства. Все, что происходит, все, что делает человек, имеет в этом отношении единую меру, с которой необходимо соизмерение. Мера, с которой соизмеряется современность, — не спасение (как в религиозно ори-■ ентированных социумах), не выживание (как в примитивных обще­ствах) и уж тем более не ценности нравственности (хотя подобные ориентиры могут признаваться на словах или быть побудительной причиной для части населения), но расчет, польза и выгода. В реаль­ной жизни мы иногда руководствуемся нашими желаниями., эмоци­ями, но вынуждены их соизмерять с возможностями и с той жест­кой ситуацией современности, когда любое поведение, выходящее за рамки допустимого минимума, необходимого для нормального вос­производства «живой силы», жестко карается социумом.

Последствия своеобразного прагматизма больше всего проявля­ются в социальной сфере и в сфере межличностных отношений. Тысячелетиями человечество мерило окружающий мир и людей — социальную сферу, сферу межличностных отношений — иными мерками, выстраивало иную ценностную шкалу. Смена ценностных ориентиров приводит к определенной дезориентации человека, он ощущает себя одиноким в мире, где нет места простым человечес­ким эмоциям, где «правят бал» расчет и барыш и где даже традици­онные ценности семьи оказываются под угрозой.

По своим истокам и содержанию прагматизм современного ми­ра — это прагматизм, свойственный буржуазной морали и буржуаз­ному стилю и модели поведения. В индустриальном и тем более в постиндустриальном обществе прагматическая направленность ока­зывается внутренним формующим началом того «единственно ис­тинного» и «неоспоримого» строя и способа организации челове­ческого социума, с которым ассоциирует себя западная демократия. Следствием подобного прагматизма можно считать следующую характерную черту современной мировой культуры — примат эко­номики и производства.

Примат экономи- Современной европейской культуре свойствен ки и произвол- определенного рода экономикоцентризм, т.е. ства, техницизм стремление видеть в экономических процессах и процессах производства самое существенное, что происходит в человеческом обществе. Подобное отношение к про­цессам производства и экономики не всегда являлось доминирую­щим ориентиром человечества. История знала и другое отношение к производственной сфере — абсолютной ценностью признавались,


например, Бог, нравственные ориентиры, идеалы государства и пр. В античности производство было уделом рабов и беднейших слоев населения. Можно вспомнить, что в христианской доктрине труд — это проклятие, но никак не доминирующая ценность. Однако имен­но признание труда нравственной ценностью во многом позволило европейской культуре стать не только культурой с высокоразвиты­ми экономикой и производством, но и притягательной силой для других культурных традиций, своеобразной «приманкой» для вне­дрения европейского стиля и образа жизни.

Другая особенность современности тесно связана с приматом экономики и производства. Ею является признание абсолютной и бесспорной значимости техники и технического прогресса, а также их взаимосвязь. Сочлененность техники и производствен­ной сферы обеспечивает все убыстряющийся научно-технический и производственный прогресс. Некоторые западные аналитики счи­тают постиндустриальное общество обществом технократии, т.е. обществом, в котором власть принадлежит технологам и менед­жерам. Аргументация, которая оправдывает подобные доктрины, от­части верна: в принятии решений в современном мире в той или иной мере задействованы технологи и ученые. Но преувеличивать их влияние не стоит, ибо в конечном счете выбор стратегического направления и распределение прибыли выходят за рамки компетен­ции ученых, хотя они и участвуют в выработке решений.

Европейская и американская культура XX столетия, особенно второй его половины, ориентировалась прежде всего на прогресс и развитие техники, признавая ее своеобразной «панацеей» от всех бед и средством решения всех проблем. Действительно, стреми­тельный взлет технической мысли и параллельное практическое внедрение ее достижений достаточно быстро изменили не только привычную жизнь европейца или американца, но и сам ландшафт, территорию их обитания. Во многом благодаря развитию техники, технологии и мгновенной практической реализации вырабатывав­шихся технических знаний был достигнут ошеломляющий прогресс, произошли изменения в жизни человечества в целом.

Признавая значимость техники и научно-технической револю­ции, подчеркнем (об этом, кстати, говорили и говорят многие уче­ные), что техническое развитие тем не менее таит в себе угрозу человечеству. В недавней истории имеется масса примеров: мир­ный атом породил события в Чернобыле, развитие производства и автотранспорта может ввергнуть в экологическую катастрофу, экс­перименты в сфере генной инженерии — привести к массовым заболеваниям и вырождению человечества, и т.п.; список можно



Глава.16. Современная мировая культура


16.2. Основные черты современной мировой культуры




продолжать долго. Признание примата техники и производства и, как следствие, их бурное развитие ставят перед людьми ряд новых неизвестных проблем. Речь пойдет о так называемой экологичес­кой проблематике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: