Совокупность неценовых факторов может оказывать воздействие на спрос, трансформируя его в условиях, например, стабильных цен.
То, что можно отнести к разряду неценовых факторов, отражено в схеме 3?
Рассматривая воздействие неценовых факторов, следует отметить, что принято отмечать два типа их воздействия: стимулирующее и дискриминирующее. Степень же влияния того и другого типа может быть отражена с помощью трех вариантов: на шкале предложения, в виде функционального
НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА | |
• Денежные доходы потребителей • Вкусы потребителей (на изменение которых влияет рекла ма, мода, перемена времен года и т. д.) • Ожидаемые в будущем цены • Цены взаимосвязанных (взаимозаменяемых или взаимодо полняемых) товаров • Экономическая политика правительства (прямое и косвен ное налогообложение, социальные пособия) • Реклама • Число покупателей (конкуренция потребителей) |
значения, в форме кривой на графике. С методической точки зрения наиболее удобная форма отражения степени изменения - графическая.
В последнем случае наблюдается изменение не формы кривой, а изменение ее расположения по отношению к первоначальной позиции. При позитивном воздействии данных факторов кривая сдвигается на графике вправо вверх, при отрицательном влиянии перемещение следует влево вниз (рис. 1).
Рис. 1. Положительное (а) и отрицательное (б) влияние неценовых факторов на спрос |
Действие неценовых факторов не опровергает наличие закона спроса. Данные экономические процессы обусловливают лишь более многогранные аспекты его проявления. Вместе с тем, интересно отметить случаи, когда экономическое поведение покупателей происходит не в рамках традиционного «сце-
Завершая разговор о категории спроса, отметим, что в курсе экономической теории данное понятие используется в нескольких ракурсах (см. схему 5): |
нария». В итоге возникают своего рода «исключения» из сферы действия закона спроса (схема 4).
Схема 4
АНОМАЛЬНЫЕ СЛУЧАИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА | ||
«Парадокс Гиффена» D | Спрос на товары, потребление которых составляет основу жизни малоимущих слоев населения, проявляет нетипичную функциональную зависимость от цены данных товаров. Повышение общего уровня цен приводит к увеличению спроса на них. Объясняется это тем, что удорожание жизни побуждает определенную часть населения изменять структуру своего потребления. Сокращается потребление более дорогих товаров в пользу более дешевых, низкокачественных благ. Данная закономерность была сформулирована английским экономистом Робертом Гиффеном (1837-1910), изучавшим особенности спроса бедных слоев населения в Англии | |
Эффект присоединения к большинству1 | Проявляется в желании каждого быть не хуже других, не отставать от моды. Эффект обусловлен увеличением рыночного спроса и, как следствие этого, с ростом цены индивидуальный спрос также повышается | |
Эффект сноба | Наблюдается уменьшение спроса индивидуума сноба на товар вследствие того, что его покупают другие. В данном случае взаимосвязь между ценой и объемом спроса подтверждает содержание закона спроса, но причина поведения покупателя объясняется не экономическими интересами, а желанием «выделиться из толпы» | |
Эффект Веблена
| Речь идет о феномене демонстративного потребления, характеристику которого впервые дал в своей работе «Теория праздного класса» основоположник американского институционализма Т. Веблен. В определенных условиях цена товара становится показателем его престижности. Отсюда и возникло противоречащее закону спроса явление: снижение цены на определенные товары побуждает некоторых потребителей отказываться от покупок данных товаров |
1 Понятие «эффект» было предложено американским экономистом Х.Лай-бенстайном, обобщившим случаи нетрадиционных вариантов поведения потребителей.
Схема 5
КАТЕГОРИЯ «СПРОС»: АСПЕКТЫ ПОДХОДА | ||
Область анализа | Характеристика подхода | |
Теория микроэкономики | Анализ категории «спрос» осуществляется применительно к условно рассматриваемому определенному, локальному рынку. Данная категория номинально отражает поведение покупателей, осуществляющих через рынок удовлетворение своих потребностей | |
Теория макроэкономики | Анализ рассматриваемой категории реализуется в позиции всей национальной экономики. Обозначение данного термина приобретает новый вариант: «совокупный спрос». Понятие используется для изучения макроэкономи ческих закономерностей (общее равновесие и его нарушение) | |
Теория политики экономической | Макроэкономический анализ категории «спрос» проводится с целью выявления альтернативных возможностей государственного воздействия на экономику (на общее равновесие, конъюнктуру экономики). Данное влияние может быть осуществлено путем стимулирования совокупного спроса (или же - совокупного предложения) |