Инструменты мысли: интересный релятивизм против скучного

Если хотите, можете проверить, отличаете ли вы интересный релятивизм от скучного. Какие из следуюших примеров являются примерами интересного релятивизма? Ответ помешен ниже.

1. Я говорю «В Биндфорде есть банк», и вы говорите «В Биндфорде есть банк», но я высказываю истину, а вы — ложь. Это обусловлено тем, что мы по-разному употребляем слово «банк»: я говорю о финансовом банке, а вы — о речной банке.

2. Мэри утверждает, что Иисус является сыном Бога. Еврей Исаак отрицает это. Олаф настаивает на том, что, несмотря на расхождение, Мэри и Исаак оба правы: то, что Иисус сын Бога, истинно для христианина, но ложно для иудея.

3. Дик и Дэн разговаривают по телефону. Дэн находится в Дэнвере, а Дик — в Нью-Йорке. Оба утверждают: «У нас сейчас идет дождь», однако один говорит правду, а другой лжет.

Теперь мы подошли к вопросу о том, могут ли некоторые или даже все истины быть относительными в интересном смысле. С этого момента при употреблении слова «релятивизм» я буду иметь в виду только интересный вариант.

Ответ: интересным является только 2-й вариант.

Все ли истины относительны? Возражение Платона

Релятивизм имеет долгую историю. Например, в диалоге «Теэтэт» Платона (428—347 гг. до н.э.) древнегреческий философ Протагор (490—421 гг. до н.э.) представлен в качестве релятивиста. Протагор провозглашает, что «человек есть мера всех вещей», поэтому все личные мнения могут рассматриваться как равно «истинные».

Тот, кто считает все истины относительными, встречает серьезное и знаменитое возражение, также восходящее к Платону. Суть его состоит в следующем.


Подумайте чуть-чуть над утверждением о том, что все истины относительны. Считать ли само это утверждение лишь относительно истинным? Или оно представляет собой абсолютную, безотносительную истину?

Считать утверждение о том, что все истины относительны, абсолютной истиной значит впадать в противоречие. Поэтому такой релятивист, как Протагор, должен признать, что утверждение об относительности всех истин само является лишь относительной истиной. «Протагор... несомненно, должен признать, что мнение тех, кто считает его собственное мнение ложным, истинно» (Платон, Теэтэт»).

Иными словами, Протагор должен согласиться с тем, что. мнение тех, кто считает истину абсолютной, а утверждение Протагора вздором, верно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: