Спасо-преображенский собор в Чернигове

Самый древний из дошедших до на­ших дней в своём былом облике хра­мов Киевской Руси находится не в Киеве, а в Чернигове.

Это Спасо-Преображенский собор, заложенный по приказанию могущественного князя Мстислава Владимировича в середи­не XI в. Когда этот черниговский князь, сын Владимира Святославича, задумал воздвигнуть каменный со­бор в своей столице, за образец он пожелал взять Десятинную церковь. Учёные полагают, что собор строи­ли константинопольские мастера. По словам летописи, в год кончины Мстислава, погребённого в ещё недостроенной церкви в 1036 г., сидящий на коне всадник мог рукой до­стать верх стены собора. Как и все киевские храмы того времени, он был возведён из плинфы и необра­ботанного камня, редкими рядами вкраплённого в кладку. Кирпичи об­разовывали полосы на поверхности стены благодаря особой технике, применявшейся в Константинополе: кладке «с утопленным рядом». Слой раствора скрывал ряды плинфы, чуть сдвинутые в глубь степы. Эти так на­зываемые «утопленные ряды» чере­довались с обычными. Храмы тогда не штукатурили, и кирпичный орна­мент, выполненный с помощью чуть розоватого раствора из-за добавленного в него толчёного кирпича, помимо нарядности придавал храму неповторимую лёгкость. Кирпичный орнамент изящно огибал оконные проёмы, стелился по стене крестами или поясами меандра. На стенах ап­сид мастера выкладывали высокие полукруглые плоские ниши (тремя и двумя ярусами соответственно на центральной и боковых апсидах).

В своей основе это был пятигла­вый храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью и нартексом — притвором, помещением с западной стороны храма. Из-за не­го храм получался вытянутым, прямоугольным. Нартекс обязательно отделялся от наоса центральной части храма — стеной, но с арочными проёмами, ведущими соответст­венно в каждый из нефов.

Один из самых красивых элемен­тов архитектуры Спасо-Преображенского собора — тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Сами арка­ды — очень древний архитектурный мотив, встречающийся в византий­ских храмах с V в. Вторящие друг другу широкие и торжественные арочные дуги придают пространст­ву храма зрительные единство.

Внутреннее пространство Спасо-Преображенского собора об­ладает необычным свойством, кото­рое называют пластикой архитекту­ры. В покое стен чувствуется перетекание тяжести от одной опо­ры к другой, перед глазами выстра­ивается всё сложное многообра­зие арочных переходов. Русская архитектура начиналась здесь три­умфом света, величия и необычай­ной гармонии. Стены храма задают ритм внутреннему пространству и, построив объём, создают красоту крупных, весомых и как бы кругля­щихся объёмов.

В Спасо-Преображенском соборе явлено в рукотворном творении торжество небесной власти. Муд­рое и высокое наследие Византии, может быть, нигде более так не ощу­щается в архитектуре Древней Руси.

 
 

 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: