Сущность конкуренции, ее формы и методы

Конкуренция (позднее лат. concurrentia от лат. сoncurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) свойственна товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства. Она представляет собой борьбу между производителями товаров и услуг за наиболее выгодные условия их производства и сбыта, получения наивысшей прибыли. Она выступает как внешняя принудительная сила, стимулирующая производство, рост профессионализма, техники, технологии, заставляющая товаропроизводителей повышать производительность труда на своих предприятиях, расширять производство, насыщать рынки лучшими товарами и услугами, увеличивать накопление капитала, т.е. способствовать развитию производительных сил общества. Она ведет к вытеснению мелкого производства крупным, разорению одних и обогащению других, к устранению с рынка неэффективных товаропроизводителей. Конкуренция является объективной закономерностью рыночной экономики.

Частные интересы предпринимателей, их стремление получить большую долю произведенного в обществе дохода (прибыли) неизбежно обусловливает ожесточенную конкурентную борьбу между ними. Зарождение и возникновение конкуренции исторически относится к простому товарному производству. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка, рыночных колебаний цен на производимые товары и услуги конкурентная борьба усиливается.

В современных условиях конкуренция является важнейшим элементом рыночного механизма. В то же время она является: во-первых, формой взаимодействия рыночных субъектов; во - вторых, экономическим соперничеством обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибылей, получения заказа и, в-третьих, механизмом регулирования пропорций общественного воспроизводства.

Для возникновения конкуренции необходимы объективные экономические условия, совпадающие по существу с объективными условиями возникновения рыночных отношений вообще, а именно;

¨ хозяйственная обособленность товаропроизводителей, как полноправных субъектов рыночных отношений, являющихся собственниками всех ресурсов и произведенных на основе их использования товаров и услуг;

¨ экономическая и юридическая независимость всех хозяйствующих субъектов, наделенных всей полнотой прав и ответственности за результаты своей деятельности в сфере производства товаров и услуг;

¨ одинаковая полная зависимость всех субъектов рынка от его конъюнктуры;

¨ объективная необходимость борьбы за покупательский спрос всех товаропроизводителей.

С точки зрения участников конкурентной борьбы, выделяют следующие виды конкуренции. Конкуренция продавцов обусловлена избытком реализуемого ими блага, вызванного относительно высокой розничной ценой, и представляет собой борьбу между продавцами за более выгодную продажу своих товаров и услуг. Выигрывает тот, кто реализует их по более низким ценам, наращивающим потребительский спрос. Исходным, при этом, в нарушении рыночного равновесия выступает предложение, которое в силу изменения ожиданий продавцов вызывает сдвиг предложения вправо - вниз.

Конкуренция покупателей – это конкуренция за возможность приобретения данного конкретного товара или услуги. Она возникает на рынке дефицитных товаров и услуг. Вследствие этой конкуренции происходит увеличение их розничных цен. Исходным в нарушении рыночного равновесия и, следовательно, возникновении данной конкуренции является рост спроса в силу увеличения дохода, который покупатели и расходуют на покупку данного, конкретного блага. Вследствие этого произойдет сдвиг кривой спроса вправо – вверх.

Конкуренция между продавцами и покупателями: следствием этого является установление равновесной рыночной цены на однородные и однокачественные товары и услуги на определенный временной период.

По формам выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая - это борьба между производителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, за наилучшие условия их производства и сбыта, за сверхприбыль. Она приводит к образованию единой рыночной цены на однородные, однокачественные товары. Выигрывает тот, у кого индивидуальная стоимость ниже общественной, находящейся в основе рыночной цены.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между производителями разных отраслей и видов производств, т.е. производящих различные товары и услуги. Она приводит к переливу капиталов из отрасли с меньшей нормой прибыли в отрасль с более высокой нормой. Происходит выравнивание нормы прибыли в среднюю норму. Механизмом ее получения является реализация произведенных благ по цене производства, которая включает в себя издержки производства и среднюю прибыль. Вокруг этой цены производства и осуществляются колебания рыночных цен.

На рынке устанавливают нормы и правила конкурентной борьбы. Поэтому с учетом этого выделяют конкуренцию добросовестную и недобросовестную. Первая основана на соблюдении указанных норм и правил. Вторая - недобросовестная конкуренция, связанная с нарушением принятых норм и правил конкурентной борьбы. Она имеет следующие виды:

¨ продажа продукции по бросовым демпинговым ценам, которые ниже себестоимости (собственных издержек);

¨ установление контроля над хозяйственной деятельностью конкурента с целью прекращения его деятельности;

¨ злоупотребление своим господствующим положением на рынке;

¨ установление дискриминационных цен или коммерческих условий.

Несмотря на то, что в развитых странах эта конкуренция защищена законом, она имеет место. По методам осуществления выделяют конкуренцию ценовую и неценовую.

Конкуренция ценовая – это конкуренция, которая основывается в основном на снижении цены блага. Она может быть прямой, когда производит широкое информирование о снижении цены, и скрытой – в случае выпуска нового блага с лучшими потребительскими качествами при незначительном увеличении цены.

Что касается неценовой конкуренции, то это конкуренция, в ходе которой решающую роль в борьбе за покупателя играют: качество товара и услуг; их надежность, новизна; оформление, упаковка, последующее техническое обслуживание; более эффективные операции по продвижению товаров и услуг, реклама; дополнительные меры по привлечению клиентов; характер предоставляемых услуг и гарантия условия оплаты; экономический шпионаж и т.д.

В современных условиях наблюдается наличие и монополистической конкуренции, имеет место широкое использование различных форм неценовой конкуренции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: