Франциск Скорина

Предъсловие доктора Франъииска Скорины с Полоцька во всю Бивлию рускага языка1

Бивлиа — греческим языком, по-рускии сказуется — книги, тако убо святый Матфей починаеть Христово благовествование: «Бивлос генезеос Исусу Христу», то ест по-рускии — «Книга родства Исуса Христова». А можете тым именем называти вси книги ветхаго и нова-го закону для достойности его, понеже Бивлия зуполная все то в собъ замыкаеть.

0 сей книзе пишеть евангелиста, наперстник Христов, во Узъявле-нии своем, глаголя: «И видех во десници седящего на престоле книги, написаны внутрь и зовнутрь». Написаны суть воистинну сие книги внутрь духовне е разумеющим о тайнах превеликих божиих, яко же пи­шеть апостол: «О глубино богатества премудрости и разума божия, яко неиспытаны суть судове его и неизследованы пути его». Написаны теж и зовнутрь, понеже не толико докторове а люди вченые в них разуме-ють, но всякий человек простый и посполитый, чтучи их или слухаю-чи, можеть поразумети, что ест потребно к душному спасению его самому спасителю глаголющу: «Исповъдаю ти ся, отче, господи небеси и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открил еси тая младенцем». Прото ж добре Григорей Великий, учитель вселенский, о сей книзе пишеть, глаголя; «Святое писмо все иные науки превышаеть, понеже егда бываеть чтено, под простыми словы замыкаеть тайну».

И тако младенцем и людем простым ест наука, учителем же и лю-дем мудрым подивление. Яко река дивная мелка — по ней же агнець брести можеть, а глубока — слон убо пливати мусить.

В сей книзе всее прироженое мудрости зачало и конецъ; бог все­держитель познавай бываеть. В сей книзе вси законы и права, ими же люде на земли справоватися имеють, пописаны суть. В сей книзе вси лекарства душевные и телесные зуполне знайдете. Ту навчение фило-зофии добронравное, яко любити бога для самого себе и ближнего для

1 Францыск Скарына. Творы. Мн., 1990. С. 45-50. Текст оригиналь­ный, шрифт современный.

ПО

Период Велико го княжества Литовского, Русского и Жемайтского

бога, имамы. Ту справа всякого собрания людского и всякого града, еже верою, соединением ласки и згодою посполитое доброе помноже­но бываеть. Ту научение седми наук вызволеных достаточное.

Хощеши ли умети граматику или, по-руски говорячи, грамоту, еже добре чести и мовити учить, знайдеши в зуполной Бивлии, Псал-тыру, чти ее. Пак ли ти ся любить разумети логику, она же учить з доводом розознати правду от кривды, чти книгу светого Иова или По­слания светого апостола Павла. Аще ли же помыслиши умети ритори­ку, еже ест красномовность, чти книги Саломоновы. А то суть три науки словесные.

Восхощеш ли пак учитися музики, то ест певници, премножество стихов и песней светых по всей книзе сей знайдеши.

Любо ли ти ест умети аритметику, еже вократце а неомылне счи-тати учить, четвертый книги Моисеевы часто чти.

Пак ли же имаши пред очима науку геометрию, еже по-руски ска­зуется землемерение, чти книги Исуса Наувина.

Естъли астрономии или звездочети — найдеш на початку книги сее о сотворении солнеца и месеца и звезд; найдеш во Исусе Наувине, яко стояло солнеце на едином месте за целый день; знайдеш во книгах Царств, еже солнеце воспять поступило неколико ступнев; знайдеш во светом Еувангелии о новосотвореной звезде часу нарожения нашего спасителя Исуса Христа.

Более воистинну чудитися превеликой божией моци мусиш, нижли учитися. А то суть седм наук вызволеных.

Аще ли же кохание имаши ведати о военных а о богатырских де-лех, чти книги Судей или книги Махавеев, более и справедливее в них знайдеш, нежели во Александрии или во Тройи.

Пак ли же вократце сведати хощеши много тысещей лет лътопи-сець, чти книги Паралипомена. Там, поченши от Адама даже до Седе-хии, останочного царя Иудина, роды положены суть.

Потребуеши ли науки и мудрости добрых нравов, часто прочитай книги Исуса Сирахова а Притчи Саломоновы.

Надо все над то мы, хрестиане, ведаючи все науки быти минущие, потребуем речи вечное душного спасения. Чтимы ж уставичне светое Еувангелие, а, чтучи е, наследуимы делы нашего избавителя Исуса Христа. А тако с помощию его вниидем в живот вечный и в царство небесное, уготованное избранным божиим.

Раздел I!

Потреба теж ест ведати, иже Бивлия делиться на двое: у Ветхий закон и у Новый. Закон Ветхий имать в собъ двадесеть и четыре книг. Книги первые Моисеевы, суть Бытья. В них же пишеть о сотворении света, о зачале людского поколения, о розделений языков и земли, и о роде еврейском и вниитии их даже до Египту.

Вторыи книги — Исход, еже суть написаны о нарожении Моисе­еве, о десети язвах фараоновых, о выштии из Египту сынов израиле-вых, о десятеру приказании божием и о многих иных судех его.

Третие книги — Леувит пишуть о храме божием, о ризах Аароно-вых, о жертвах и о службах леувитских.

Четвертые книги — Числа кажуть о считании сынов израилевых, о дарех князей, о пророцестве Валаамове и о четырехдесяти а о дву-станех и где же отпочивали суть на пустыни.

Пятые книги Моисеевы, рекомые Вторый закон, вызнаменають бо светое Еувангелие, и что у предних книгах положено ест широце, то сие кратце в собе замыкають. То ест Пентатеухон гречески или Пятеры книги Моисеевы.

О сих пяти книгах апостол пишеть, глаголя: «Но во церкви хощу пять словес умом моим глаголати, да иных научу, нежели тьму словес языком».

Затым книги светого Иова — зерцало долготерпения; вси слова в нем полны суть розуму. Стихами и гаданием е пишеть и о воскресе­нии тел наших из мертвых наясней пророкуеть.

Потом Исус Наувин преходить Иордан, уводить сынов израиле­вых в землю обетованную, приемлеть Ерихон-град, поразив царей многих, землю людем по жребних розделил.

Книги пак Судей: Офонииля, Аиофа, Барака, Гедеона, Ептая и Самсона, — мужей пресилных и богатырев смелость выписуеть. При них книжка Руф, прабабы царя Давыдовы, положена ест.

По сей книги четырех Царств сынов Израилевых у Бивлии поло­жены суть. Передние двое называются от еврей Шмуел. В тых пишеть о нарожении Самуилове, о помазании на царство Саулове, о боех и о царстве Давыдове.

Задние пак двое называють евреи Млохим. В них же знайдеши, поченши от Саломона-царя даже до Ехонии и от Еровоама, сына На-вафова, царя даже до Осии, его же плениша до Асирии, — царем Иудиных и царей Израилевых четырьдесети справу выписану.

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского

Затым двое книги Паралипоменона, еже опущеное во книгах Царств. И к тому, поченши от Адама даже до пленения Ерусалимля Навходносором-царем, премногие роды еврейские почитаеть.

К тому двое книги Ездры о вылущении з неволи перское людей еврейских, о ставлении удругое Ерусалима и храму светая светых, роз-делне по народех жиждущих, что который делали суть, и о леувитах вышедших выписуеть.

Потом книжка Товиф науку отцем, яко имають учити сыны своя, кажеть.

Паки книжка Юдифа-вдовици. Она же для высвобожения отчиз­ны, взор на собе мужем даючи, не лютовала ест живота своего.

По ней иная книжка Есфира-царице, еже с Мардохеем збавили от побитий людей Израилевых.

За ними суть Песни царя Давыдовы, книги рекомые по-гречески Псалтирион, а по-еврейскии — Тилим, еже имають, в собе кафизм дваде­сеть, псалмов полтораста, стишков или припелов две тысещи и шестьсот.

По Псалтыри кладутся трое книжки Саломоновы: Притчи, Екле-зиаст и Песни песнем. В первых науку младенцем, во вторых — му­жем, во третих — старым выписуеть.

За тыми суть книги Исуса, сына Сирахова, рекомые Церковник, всю науку о добрых нравех в собе замыкающе. Подле них ест книга Премудрость божия, понеже наиболей пишеть в ней о страсти муче­ник божиих и о житии светых его.

Потом суть книги шестьнадесети пророков господьних. Исайя первый. Сей не толико пророчество пишеть о Христе, но подобен ест в нем евангелистом.

Вторый пророк божий — Еремиа, во утробе материне посвяще-ный, во младости своей начал пророковати. К тому теже написал книжку, еже словеть Плачь Еремиин.

Третий пророк великий — Езекииль. Сей на початку книг своих пророковал о четырех евангелистах Христовых и на конци о храме бо­жием, а то велми сокрите.

Четверты пророк болший — Даниил, времен познаватель и всего света царств исказатель, час истый пришествия на землю Христова и смерть его ясней иных ознамуеть.

Пророци пак меньшие суть: Осия, сын Вериин, — первый; Иоиль, сын Фатуилев, — вторый, о сошествии светого духа на апостолы явля-

Раздел II

еть; Амос, пастырь и пророк господень, — третий; Авдей, он же иска-зуется раб господень, — четвертый; Иона, сын Амафов, той три дни сущи во чреве китове, тридневное Христово воскресение преобразо­вал, — пятый; Михей от Морасхи — шестый пророк посреди менши-ми, о том пишеть во книгах Царств; Наум — седмый, пророкуя о Христе, глаголеть: «Се на горах ноги исповедующего и благовествую-щего мир»; Аввакум — осмый, пророкуеть, глаголя: «Бог от полудня приидеть и святый от горы Фарам. Прикрила ест небеса слава его, и хвалы его полна ест земля»; Софония, сын Хузиев, — девятый; Агей — десятый, пишеть: «Сь еще мало, и порушу небо и землю, и море и сушу, и погну всеми народы, и приидет чааный всем языком»; Заха-рия — одиннадесятый, пришествие господьне во Ерусалим, седящего на ослята, пророкуеть; Малахия — дванадесятый, а останочный от пророков менших.

На конци же Ветхаго завета положены суть двое книги Махавеев. А тако имате первую часть Бивлии высловену.

Другая пак часть Бивлии, еже ест Новый закон спасительный, — суть книги четырех еувангелистов или светое благовествование Мат­фея, Марка, Луки, Иоана, по четырех странах света имя господьне несуще, яко колесница, и престол живоначалное троици.

Затым — Павел-апостол ко седма церквам пишеть послания, ос-мое ко евреем, Тимофея, и Тита и Филомона научаеть, — сосуд из­бранный и вчитель всех народов.

Потом — Деания апостолская о церкви Христове множащейся святый Лука-евангелист, лекарь к душному здравию, пиша, науку даеть.

Потом святый Яков, Петр, Иоан, Иуда седм соборных посланией написали краткими словами, великое поучение нам оставляюще.

На конци Бивлии — Апокалипсия или Возьявления, книга светого Иоана положена ест; колико слов имуще, толико тайн в собе замыкающе.

О сих книгах всея Бивлии, подле малости розуму моего, розделы пократце положих. А в чем бых ся омылих, разумнейшие поправте, прошу вас для бога и для посполитого доброго.

Конец предсловию всея Бивлии.

Период Великого княжества Литовского, Русского и Жемайтского


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: