В начале XIX в. возрастает интерес к белорусской национальной культуре. В этом отношении большую роль играл Вилен-ский университет. В конце 1817 - нач. 1818 гг. студенты университета Осип Ежовский, Франтишек Малевский, Ян Че-чот, Адам Мицкевич, Фома Зан, Игнатий Домейко и др. (всего — 12 человек) учредили общество филоматов (любителей знания). Президентом общества был избран О. Ежовский. Сначала члены общества ставили перед собой только национально-просветительские цели. По окончании университета они мечтали учительствовать в Виленском учебном округе, воспитывать молодежь в духе польской культуры.
Филоматы считали, что изучение наук должно приносить пользу родине. Под пользой понималось освобождение отечества. Для этого необходимо хорошо знать гуманитарные науки, ибо только они в состоянии дать ответы на вопрос, что приводит к возникновению деспотизма.
Филоматы часто критиковали ректора Я. Снядецкого, отдававшего приоритет естественным наукам; утверждали, что главное — знать предназначение человека. Само предназначение формулировалось как поиск путей, которые приведут родину к счастью. Для правильного определения путей к счастью надо знать потребности своего отечества и предвидеть его несчастья. Человек в этой теории рассматривался с нравственно-политической стороны.
|
|
В уставе филоматов писалось, что каждый должен иметь у себя сочинения философов, политиков, моралистов и историков для поиска истинных правил общественной жизни и внутреннего самосовершенствования личности. «Каждый, кто внес свою леп-
Раздел IV
ту вдело процветания страны или физическим, или нравственным трудом, - говорил Я. Чечот, - является благородным и полезным гражданином». Филоматы выступали за сохранение веротерпимости как в отношении вероисповедания, так и в отношении социальных групп и отдельных людей, занимающихся различными ремеслами. Единственное, что нетерпимо, считали они, так это безделье.
Для филоматов обязательными считалось изучение трудов философов - Платона, Вольтера, Руссо, Мабли, Гельвеция, Юма, историков — Джиллиса, Лакретеля, экономистов — Смита, Сэя, Сисмонди, литераторов — Скотта, Гейне, Шиллера, политических деятелей - Ришелье, Кольбера, Мазарини, Помбала, античных авторов — Полибия, Ливия, Плутарха, Софокла, Лукиана, Цицерона и др.
Они оригинально трактовали науку. Поскольку цель человека — счастье родины, то наука, по их мнению, должна быть «словом народа о его потребностях и путях спасения», т.е. тесно взаимосвязанной с жизнью. Поэтому они старались избегать отвлеченных философских рассуждений. Философская истина должна быть конкретной и научной. «Открытая истина, — писал Ф. Зан, — должна иметь близкую связь с пространством и временем, а также с той выгодой, которую дает ее применение. Ее выводы должны основываться на опыте или очевидности, но не на истине данной или долгосуществующей. Мышление должно замыкаться в пределах человеческого мира, мира физического» [7.С.48].
|
|
О. Ежовский увлекался философией Канта, которая была так нелюбима в Виленском университете. В исследовании философии Канта он обращал внимание на его этическое учение, нравственные требования к поведению человека в обществе. Это соответствовало идеалам филоматов и теоретически обосновывало их социальную практику. О. Ежовский сделал вывод, что-человеческое счастье заключается в познании себя и целей своего существования. Философия Канта увлекала и А. Мицкевича, который 4 февраля 1819 года на заседании общества филоматов сделал
Философская мысль Беларуси периода Российской империи
специальное сообщение о ней. А. Мицкевич отмечал, что главной заслугой Канта была постановка вопроса, что такое человек и что он может познать. Гуманитарная тематика в целом преобладает в философских взглядах филоматов.
Социально-политическая программа филоматов ставила вопрос об отмене крепостного права. Новое общество, утверждали они, можно создать на принципах естественного права, которое они определяют как науку об отношениях между людьми. Люди должны быть равны и свободны. Только при этом условии они могут принести пользу друг другу. Наилучшей формой правления является конституционная. Без свободы, подчеркивали филоматы, не может быть и речи о просвещении и общественном благе. Нравственное состояние общества они напрямую связывали с формой государственного управления: в государстве с плохим управлением не может быть хороших граждан. В формировании добродетелей велика также роль религии и права. Стремление рассматривать все вопросы общественной и государственной жизни сквозь призму нравственности — характерная черта мировоззрения филоматов. Причина всякого зла — только в нравственном зле. Таков их категоричный вывод.
Акцентируя внимание на общественной природе человека, они теоретически и на практике утверждали диалектическую взаимосвязь личного и общественного. Счастье человека следует искать в счастье общества, и наоборот.
Мечтая о восстановлении Речи Посполитой, они считали, что этого можно достичь на основе классового мира, солидарности, гармонии в отношениях между всеми классами и социальными группами.
С помощью филоматов (прежде всего Ф. Зана) весной 1820 г. рождается организация учащейся молодежи «променистых», которые своей главной целью считали «сохранять полезные отцов своих обычаи, любить природный язык и оному обучаться, иметь в памяти доблести и подвиги предков и подражать им по мере сил своих и состоянию» [З.С.20].
Раздел IV
Вскоре общество «променистых» по приказу местных властей было распущено. Сделал это ректор университета Маевский.
Взамен «променистых» через несколько месяцев было создано тайное общество филоретов (друзей добродетелей), которое, как и «променистые», идейно и организационно возглавлялось филоматами.
Филореты поставили себе задачу: дать «патриотически научное образование» молодежи Литвы и Беларуси, сохранить традиции польского языка и культуры. Позже на заседании следственной комиссии член общества филоретов Янковский заявлял, что «кроме обучения наукам, главнейшая цель общества была: соединение общих сил, дабы восстановить Польшу в прежнем ее блеске» [5.С.299].
В 1823 г. общество филоретов было запрещено, а 108 филоретов и филоматов арестовано, в том числе А. Мицкевич, Я. Чечот, Ф.Зан, И. Домейко.
|
|
Следствие длилось 11 месяцев и закончилось только в мае 1824 г. 9 филоретов и 11 филоматов, как гласил приговор, подписанный Александром I, «за распространение безрассудного польского национализма посредством науки» высылались во внутренние губернии России. Среди них - Ф. Зан, Я. Чечот, А. Мицкевич, Ф. Малевский, И. Домейко. Остальные были отданы в солдаты или отпущены.
Впоследствии О. Ковалевский стал ректором Казанского университета, а И. Домейко, эмигрировавший в Чили, избирался ректором университета в Сантьяго. Я. Чечот после 10-летней ссылки возвратился в Беларусь и до конца своей жизни трудился в знаменитой Щорсовской библиотеке Хрептовичей.
В 40-е годы близкие филоматам, филаретам и «променистым» взгляды развивали члены «Демократического общества» (Ф. Са-вич, К. Шалевич, М. Ловицкий). Примечательно, что М. Ловиц-кий, говоря о необходимости социально-политического переустройства общества, не принимал радикальных революционных взглядов. Правда, позднее члены общества переходят на позиции революционного демократизма, говорят о необходимости революционного освобождения крестьян.
Философская мысль Беларуси периода Российской империи
Что касается будущего государственного устройства, то члены «Демократического общества» обосновывали прогрессивность республиканской формы правления, основанной на разумных началах. Разум, подчеркивали они, в состоянии гармонизировать отношения между людьми, так как только с его помощью можно постичь истину. Поэтому в истории велика роль личностей, постигших истину и способных увлечь своими идеями других людей.
Если Ф. Савич и его сторонники выступали за необходимость антипомещичьей революции, то члены Виленского дворянского общества стояли на позициях классового мира.
Видным представителем Виленского дворянского общества был священник Л. Тринковский. Ему принадлежит концепция человеческой истории как истории человеческой мысли. История народа адекватна его интеллектуальной истории, которая вытекает из человеческих естественных потребностей и обстоятельств. Бедность в этой связи, на взгляд Л. Тринковского, является естественным состоянием людей и она может быть преодолена только в условиях социально-классовой гармонии.
|
|