¨ Качество идет первым. Чтобы достигнуть полного удовлетворения потребностей наших покупателей, качество нашей продукции и услуг должно быть нашим приоритетом номер один.
¨ Покупатели – это центр всего, что мы делаем. Вся наша работа должна строится с мыслью о наших покупателях с тем, чтобы обеспечить их высококачественной продукцией и услугами по сравнению с нашими конкурентами.
¨ Непрерывное совершенствование всех сторон нашей деятельности является обязательным условием в достижении нашего успеха. Мы должны стремиться к превосходству во всем, что делаем: в нашей продукции, ее безопасности и полезности, и в нашем обслуживании, наших человеческих отношениях, нашей конкурентоспособности и нашей прибыльности.
¨ Вовлечение работников в дела и планы компании становится нашим образом жизни. Мы – одна команда. Мы должны относится друг к другу с доверием и уважением.
¨ Диллеры и поставщики – наши партнеры. Компания должна поддерживать с ними взаимовыгодные отношения.
¨ Честность не терпит компромисса. Поведение нашей компании во всем мире должно быть социально ответственным и уважаемым за честность и позитивный вклад в решение проблем общества. Двери нашей компании одинаково открыты для всех без дискриминации по полу, этническому происхождению и личным убеждениям.
Р.Л. Кричевский приводит данные об этих элементах культуры корпораций Японии, полученные в результате исследований, проведенных Т.Коно на 269 предприятиях [12].
«Базовые цели японских компаний в основном выглядят так:
1. Служение обществу, организации.
1.1.Хороший продукт по разумной цене. Качество – в первую очередь.
1.2.Служение нации, народу. Совместное процветание.
1.3.Процветание корпорации.
2. Справедливая прибыль.
3. Неуклонный прогресс, завоевание доверия.
4. Благосостояние работников, уважение к работнику.
Общая политика определяется следующим образом:
1. Прогрессивность, активность, созидательность.
2. Аналитический, научный подход.
3. Высокая производительность.
5. Прогресс технологии корпорации.
Кодекс поведения сотрудников включает следующие группы критериев:
1. Отношение к компании.
1.1. Преданность.
1.2. Благодарность.
2. Отношение к работе.
2.1. Усердие.
2.2.Ответственность, исполнение долга.
2.3. Бережливость, аккуратность, терпеливость.
2.4. Чувство гордости за свою работу.
3. Отношение к старшим, коллегам, подчиненным.
3.1.Сотрудничество.
3.2.Приязнь и учтивость.
4. Отношение к себе.
4.1. Здоровье.
4.2. Прилежание.
4.3. Бодрость.
4.4. Моральная устойчивость.
Зададим вопрос: а как должна вести себя корпорация по отношению к сотрудникам, чтобы они были ей преданы и благодарны? Например, в компании «Мацусита электрик» на то, чтобы дать работникам техническую квалификацию, приобщить их к философии, целям и политике компании, тратится около восьми месяцев. Таков, собственно, адаптационный период для новичков, включающий и профессиональную, и социальную адаптацию, и интернализацию, т.е. включение в структуру собственных ценностей, целей, основных элементов культуры компании.
Это воспитание сочетается с прозрачным планированием и экономикой фирмы, с ритуалами, традициями, обычаями, мифами и другими факторами корпоративной культуры, способствуя проникновению корпоративной культуры в психику персонала, в его мотивацию к труду.
Приведем и деловое кредо компании «Мацусита электрик».
«Миссия»:
а) быть членом промышленного сообщества;
б) стремиться улучшить социальную жизнь людей;
в) изготавливать дешевые, «как вода», электробытовые приборы в изобилии.
Базовые цели:
а) рост благодаря взаимной выгоде компании и потребителей;
б) получение прибыли путем служения обществу;
в) честная конкуренция на рынке;
г) взаимная выгода для компании и поставщиков, посредников и акционеров;
д) участие всех работников в управлении компанией.
Кодекс поведения сотрудников (так называемые «Семь духов» компании «Мацусита»):
а) обеспечение высокого вклада фирмы «Мацусита» в промышленность;
б) честность и преданность;
в) гармония и сотрудничество;
г) борьба за улучшения;
д) учтивость и скромность;
е) адаптация и восприимчивость;
ж) признательность.
Поведенческая стратегия закрепляется с помощью различных форм воздействия на работников, в частности, через легенды, ритуалы, материальные символы.
Легенды. Легенды отражают историю организации. Они имеют в своей основе события, происходящие на предприятии, и в закодированной форме передают унаследованные ценностные ориентации.
Ритуалы. Они прямо и косвенно высвечивают образ предприятия и господствующие на нем ценностные ориентации. Ритуалы, выражающие признание, например юбилеи, празднование успехов (зачисление в ряды лучших продавцов, зачисление в перспективный резерв), публичные поощрения, участие в поощрительных поездках – должны продемонстрировать, в чем заключаются интересы компании, что вознаграждается и что торжественно отмечается.
Впечатляющей торжественностью отличаются ритуальные мероприятия преуспевающей компании «Мэри Кей косметикс». Материальное вознаграждение отличившихся сотрудников щедрое: норковые шубы, кольца с бриллиантами, роскошный отпуск и … фирменный розовый «Кадилак». Награждения происходят на годовом собрании компании в Далласе на церемонии, напоминающей конкурс красоты «Мисс Америка». Победители носят атласные ленты и тиары, им несут огромные букеты роз, и все это происходит под аплодисменты 25 тысяч присутствующих. Мэри Кей лично произносит поздравительную речь. Однако она считает, что не розовый «Кадиллак», меховые шубы и тиары, а именно аплодисменты и фанфары в честь отличившихся являются наиболее значимыми в мотивации работников.
Компания «Тандем компьютерс» регулярно устраивает пивные вечеринки, на которые приглашаются все работники. Косметическая фирма «Мерль Норман косметикс» каждую субботу организует для своих сотрудников и членов их семей бесплатные вечерние киносеансы и угощает зрителей мороженным в стиле 20-х годов. А компания «Голд стар оф Америка» известна своими успехами в деле организации спортивных соревнований между командами параллельных производственных участков (подразделений). Причем день соревнований объявляется сокращенным рабочим днем. Все это делается для того, чтобы периодически собирать своих сотрудников в нерабочей обстановке, в которой формируются теплые дружеские межличностные отношения, рождается лояльность к своей организации.