Партийные системы и их основные типы

В большинстве стран мира существуют не одна (как в недавнем прошлом у нас в Советском Союзе), а несколько или даже много политических партий. Их совокупность в каждой данной стране и образует партийную систему. Такая система (особенно если она состоит не из одной партии и, значит, есть выбор) - важный элемент жизни общества: она * дает выход различным запросамграждан, * поддерживает равновесие между социальными группами и представляющими их политическими силами, * позволяет многим людям реально участвовать в политике.

Наиболее распространенная типология партийных систем основана на количественном критерии - числе партий, реально борющихся за власть или оказывающих на нее влияние. В ходе исторического развития сформировались четыре основных типа партийных систем.

О первой из них ♦ одно­партийной системе - как о системе можно говорить лишь условно, поскольку здесь существует только одна партия, монополизировавшая всю поли­тическую власть в стране и ли­шившая избирателей какого бы то ни было выбора. Однопар­тийный бесконкурентный и застойный режим характерен для тоталитарных и авторитарных го­сударств. Партия и государство там - по сути одно целое (как, на­пример, в сегодняшней Кубе с се единственной Коммунистической партией или в Корейской Народно-Демократической Республике, где Трудовая партия Кореи - тоже фактически монополист).

В условиях ♦ двухпартийной системы власть оказывается у одной из двух партий. Классический пример - британская система с консервативной и лейбористской партиями, которые с той или иной степенью очередности имеют в парламенте абсолютное большинство и формируют правительство. При этом не исключено наличие дру­гих партий, но не имеющих реальных шансов прийти к власти.

Система двух с половиной партий - по существу разно­видность двухпартийной модели, но заслуживает отдельного разъяснения. Она имеет место, когда рядом с двумя основными партиями появляется третья - относительно слабая, но способ­ная помочь первой или второй получить власть. В этом случае одна из основных партий и третья образуют коалицию, которая обеспечивает обеим (в сумме) большее число голосов на выборах пли непосредственно в парламенте.

Хорошей иллюстрацией здесь может послужить ФРГ 1969-1982 гг. - периода коалиционного правления двух партий: Социал-де­мократической партии Германии (СДПГ) и Свободной демократичес­кой партии (СвДП). Возьмем, например, выборы 1976 г. Две основные партии страны - СДПГ и блок ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз) - получили тогда соот­ветственно 42,6% и 48,6% голосов избирателей. И если бы не коали­ция с «маленькой» партией - СвДП (7,9% голосов), СДПГ не получи­ла бы власть. Недаром в октябре 1982, когда свободные демократы вышли из данной коалиции, в стране разразился правительственный кризис, и власть после досрочных парламентских выборов перешла к ХДС/ХСС (правда, опять-таки с коалиционной помощью СвДП).

Тот же принцип создания партийных коалиций для прихода к власти действует и при ♦ многопартийных системах, т. е., когда в стране существуют три и более партий, каждая из которых со­бирает на выборах значительное число голосов. Таким образом, если обобщить, то получается, что коалиционные правитель­ства - признак системы с более чем двумя партиями, а однопартий­ные правительства - одно- или двухпартийных систем.

Наиболее распространенными в демократическом мире явля­ются системы двух- и многопартийные. • Первые обычно харак­терны для устоявшихся, идеологически более однородных и кон­солидированных обществ с богатым опытом демократии (Вели­кобритания, США). • Вторые, - для обществ с большей степенью фрагментации, т. е. разобщенности, разделенности групп населе­ния по национальным, социально-экономическим, религиозным или мировоззренческим признакам (Бельгия, Израиль, Швейца­рия, Швеция и др.).

У каждой из этих систем, естественно, существуют свои плю­сы и минусы. Так, ■ наличие многих партий создает, с одной стороны, живительную конкуренцию политических сил, стимули­руя поиск путей более эффективного управления обществом. Но, с другой стороны, она же способствует «размельчению» и раздроб­лению интересов людей, затрудняя согласование игармонизацию их позиций. Это может обострять противоречия в обществе и вести к политической нестабильности.

В свою очередь ■ двухпартийная схема, обеспечивая подчас большую устойчивость политической жизни, порождает свои не­достатки. Так, идеологии только двух партий могут оказаться слишком крайними и однотонными - без необходимых, идущих от многоцветности жизни, нюансов. Это лишает политический спектр1 общества уравновешивающих интересы людей, компро­миссных, партийных позиций, обедняя выбор для избирателей. В результате может стимулироваться либо (а) так называемое про­теста ос голосование (не за одного из кандидатов лишь двух партий, а против другого), либо (б) по принципу выбора из двух зол меньшего, либо (в) полное игнорирование выборов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: