Практические задания. 1. В различных концепциях сущности культуры, сложившихся в ХХ веке, она рассматривается как система символов

1. В различных концепциях сущности культуры, сложившихся в ХХ веке, она рассматривается как система символов. Вот что писал по данному вопросу Э. Кассирер: «У человека между системой рецепторов и эффекторов, которые есть у всех видов животных, есть и третье звено, которое можно назвать символической системой … По сравнению с другими животными человек… живёт как бы в новом измерении реальности…, не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия – части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, сложная ткань человеческого опыта».

Э. Фромм, анализируя данную проблему, писал следующее: «Что такое символ? Символ часто определяют как «нечто, являющееся обозначением чего-то другого…» Такой символ это нечто, находящееся вне нас и символизирующее нечто внутри нас… Язык символов – это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума..., можно выделить три типа символов: условные, случайные, и универсальные…» Опираясь на эти работы этих и других мыслителей ХХ века, объясните, почему они считали способность к символизации основополагающим признаком человеческой культуры? Делают ли они различие между символом и знаком? Каким образом через символ воссоединяаются окружающий мир, сознание и подсознание человека?

2. В ХХ веке в концепциях различных философов культура выступила как система знаков и значений, мир, в котором заключено и через который раскрывается смысловое содержание разнообразных способов человеческого существования. Ю.М Лотман освещал содержание культуры следующим образом: «…на фоне не-культуры культура выступает как знаковая система. В частности, будем ли мы говорить о таких признаках культуры, как «сделанность» (в антитезе «природности»), «условность» (в антитезе «естественности» и «безусловности»), способность конденсировать человеческий опыт (в отличие от природной первозданности) - во всех случаях мы имеем дело с разными аспектами знаковой сущности культуры…

Основная «работа» культуры… - в структурной организации окружающего человека мира. Культура – генератор структурности, и этим она создаёт вокруг человека социальную сферу…

Но для того, чтобы выполнить эту роль, культура должна иметь внутри себя структурное «штампующее устройство». Его-то функцию и выполняет естественный язык». Достаточно основательно данная проблема разрабатывалась западными мыслителями. «Существует всеобщая категория язык/речь, присущая любым знаковым системам, - пишет Р. Барт,- мы сохраним выражение язык и речь даже в тех случаях, когда будем говорить о системах, материал которых не является словесным». Раскрывая данную проблему, французский мыслитель пишет: «Что же такое текст?.. Это не совокупность замкнутых знаков, наделённая смыслом,… а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов». Весьма определённо высказывания по данному поводу Ж. Деррида: «Для меня текст безграничен. Это абсолютная тотальность. Нет ничего вне текста». Проанализируйте данные высказывания и объясните, какие идеи объединяют творчество представленных мыслителей и являются общими в их понимании культуры? В каких отношениях находятся понятия «язык», «знак», «символ», «текст»? Опираясь на них, сформулируйте своё понимание культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: