Отпевание и погребение усопшего

Церковный Устав создавался в древние христиан. времена. И «Последование мертвенное мирских тел» Церковь сохранила с глубокой древности, когда монастыр. быт оказывал огромное влияние на жизнь христиан в миру. Правосл. Требник сохранил уставные указания и о порядке изнесения тела усопшего из дома и о перенесении его в храм. Оно, по Уставу, совершается с пением Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Несмотря на печальный характер, правосл. погребальная процессия отличается высокой торжественностью. Хотя родственники умершего бывают в траурных одеждах и священнослужители облекаются в темные (но не черные) ризы, Трисвятая песнь, звучащая непрерывно, знаменует верность усопшего Живоначальной Троице, его посмертную проповедь о Господе, с верой в Которого он скончался, и надежду быть сопричтенным ангелам, непрестанно славящим Начальника Жизни. Эта песнь составлена в подражание Серафимской песни, исполнена ее духом и в то же время проникнута нашей смиренной мольбой о помиловании. При выносе из дома тела усопшего архиерея или свящ-ка поются ирмосы Великого канона: «Помощник и Покровитель...», а при выносе тела монаха – стихиры: «Кая житейская сладость...»

Несут тело умершего его родные и близкие в сопровождении священнослужителей, «это потому, – говорит св. Дионисий Ареопагит, – что если усопший проводил боголюбивую жизнь по душе и телу, то вместе с праведной душой должно быть почтено и тело, сподвизавшееся ей в священных трудах. Божеств. Правосудие дарует душе заслуженные воздаяния вместе с ее собственным телом, как сподвижником и соучастником в делах жизни».

Звук колокола при перенесении тела усопшего в храм возвещает живым, что у них стало одним братом меньше, и одновременно служит прообразом трубного звука Архангела, к-рый раздастся в последний день мира и будет услышан во всех концах земли.

В древности погребальная процессия отличалась еще большей торжественностью. В «Постановлениях апостольских» предписывается провожать умерших правоверных христиан псалмопением: «Погребая умерших, износите их с псалмами, если они были верными в Господе, ибо честнá пред Господом смерть преподобных Его» (Кн. 6, гл. 5). Св. Иоанн Златоуст в одной Беседе приводит слова из нек-рых псалмов, к-рые пелись при погребении: «Ты покров мой; Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления» (Пс. 31:7). «Хранит Господь простодушных. Я изнемог, и Он помог мне» (Пс. 114:6). «Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной, Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс. 22:4).

Не позднее 5 в. берет начало обычай петь Трисвятое при выносе тела умершего христианина. Имп. Феодосий с сестрой своей Пульхерией распространил употребление Трисвятого на все богослужения.

С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несли зажженные свечи. Св. Иоанн Златоуст объяснял значение свечей, употребляемых при погребении, как выражение горячей веры, надежды и любви в молитве за усопшего.

В 4 в. многократно повторявшиеся голодные годы и эпидемии оставляли за собой многочисл. трупы бедняков и неизвестных путников. Пресвитеры не успевали погребать их. Тогда-то в многолюдных городах и возникли особые общества «декáнов», или «копателей», члены к-рых брали на себя все приготовления к погребению. Первоначально такое общество возникло в Константинополе, где число копателей достигало тысячи человек, а отсюда распространилось и по др. городам. Т.к. деятельность этого общества имела важное значение и требовала бескорыстного служения, то в него принимали только лучшие из христиан. Выбор копателей зависел от Патриарха или местного епископа. Копатели погребали тела бедняков, казненных преступников, никому не известных путников. Они же наблюдали за соблюдением чина погребения, обмывали и одевали тела умерших. Церковные писатели и даже язычники невольно удивлялись бескорыстию и самоотверженности копателей, их горячей любви к умершим, в к-рых те видели не бездушный труп, а живого брата, призванного к лучшей жизни.

Когда гроб с телом умершего приносят в храм, его поставляют на середине, против царских врат с открытым лицом, обращенным к востоку (то есть ногами в сторону алтаря), по подобию молящихся христиан, чтобы отошедшая душа молилась с братьями, еще живущими на земле.

О древности обычая полагать умершего в храме с открытым лицом, обращенным на восток, и совершать в этот день Божеств. Литургию мы имеем положительные свидетельства. В 4 в. св. Григорий Нисский, написавший Житие своей сестры Макрины, говорит, что девы, стоявшие в храме около ее гроба, прерывали псалмопение, чтобы посмотреть на ее излучаещее благодатный свет лицо. Блаж. Иероним пишет о христианке Павле, что ее тело было поставлено для отпевания посреди храма. В памятниках 4 в. находим определенные свидетельства того, что в день погребения христианина совершалась Литургия. Так, напр, погребение имп. Константина Великого было совершено после Литургии. Так же были погребены св. Амвросий Медиоланский и блаж. Августин.

В наше время отпевание усопших также совершается обычно после Литургии. В Правосл. Церкви есть особые чины отпевания: 1) для мирян, 2) для монахов, 3) для свящ-ков, 4) для младенцев. В Пасхальную седмицу все эти чины неск-ко изменяются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: