Об обрядах, следующих за погребением правосл. христианина

Останки почившего преданы земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но не иссякает любовь Матери-Церкви к своему детищу, ушедшему из этой жизни. Как чадолюбивая мать, в известные дни совершает Церковь моления об умершем христианине и приносит Святейшую Бескровную Жертву за упокоение его. Эти дни особых молений об умершем следующие:3, 9, 40 и годовой по кончине его (считая и сам день кончины).

Поминовение усопшего в эти дни освящено древним обычаем христиан. Церкви.

Поминовение умершего в 3 день после его смерти христиан. Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Далее христиан. Церковь совершает поминовение умерших в 9 день по их смерти в честь 9 чинов ангельских, к-рые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося.

Поминовение новопреставленного в 40 день по его кончине, по преданию апостолов, имеет основанием 40дневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что 40дневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого божеств. дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона по прошествии 40дневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через 40 дней. Израильтяне достигли земли Обетовáнной через 40 лет, после 40летнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в 40 день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, христиан. Церковь установила совершать поминовение усопших в 40 день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на св. гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Церковь совершает поминовение усопшии в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Самым большим литургическим циклом явл-ся годовой круг, по прошествии к-рого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается, хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православно верующего – это день рождения для новой, вечной жизни.

Церковное предание благовествýет нам со слов св. подвижников веры и благочестия, сподобившихся получить божеств. Откровение, о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые 2 дня, как повествует предание, душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом ходит по тем местам, к-рые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые 2 дня, в 3-й же день Господь, во образ своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему – Богу всяческих. Благовременно в этот день церковное поминовение души усопшего, представшей пред Лице Правосудного.

Потом душа, как бы на возвратном пути от Лица Божия, в сопровождении ангелов входит в райские обители и созерцает их несказáнную красоту. В таком состоянии душа пребывает 6 дней – от 3-го до 9-го. В 9-й день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Св. Церковь опять молится за усопшего, прося Милосердного Судию о водворении со святыми души своего преставившегося сына.

После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу во ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В 40 день по смерти душа в 3-й раз возносится к Престолу Всеблагого Господа. Теперь решается ее участь – ей назначается определенное место, к-рого она удостоилась по делам своим.

Потому особо благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаждаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.

Кроме этих дней, Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех умерших. Эти дни: суббота мясопустная, субботы 2, 3, 4 седмиц Великого поста, вторник Фоминой недели (Радоница), суббота пред днем Св. Пятидесятницы. Кроме того, в России установлено поминать «правосл. воинов, за веру и отечество жизнь на поле брани положивших» – в субботу перед днем вмч. Димитрия Солунского (перед 26-м октября) и 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя.

В 1-й день Пасхи и в день Рождества Христова панихида и погребение в храме до и после Литургии не совершаются, до вечера. Поминовение усопших на Литургии в праздники Пасхи, Рождества Христова и др. большие праздники, а также в воскресные дни должно быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Св. Даров во время пения «Достойно есть», заупокойной же ектении «ради торжества праздничнаго» в эти дни произносить не положено (Типикон, гл. 59, 169 и проч. Номоканон при Требнике).

На 1-й седмице Великого поста, Страстной и Пасхальной седмицах, а также в седмичные дни Св. Четыредесятницы панихиды в храме не совершаются. (Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.) Если в седмичные дни Велик поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленном служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на какой бы день он ни пришелся, совершается панихида в храме.

Сорокоуст не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от Недели ап. Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.

Чин панихиды, или парастáса

После обычного начала читается 90 пс. (вместо шестопсалмия), после к-рого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо «Бог Господь...» - «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости...»

Примечание. После «Аллилуиа» и тропарей на парастасе поются «непорочны», разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии – «Блажени непорочнии в путь...», припев: «Помяни, Господи, дýши раб Твоих (или душу раба Твоего)», на 2-й статии – «Твой есмь аз, спаси мя», припев: «Упокой, Господи, души (или душу раба Твоего) раб Твоих».

После тропарей на панихиде (а на парастáсе после «непорочных») поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обрéте источник жизни...» с припевом: «Благословен еси, Господи...»

Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш...», читается пс. 50 и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней).

На панихиде поется канон глас 6: «Яко по суху пешешествовав Израиль...» или 8 гласа: «Воду прошед...» На парастасе поется канон 8-го гласа: «Воду прошед...», вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: «Упокой (или – покой), Господи, души усопших раб Твоих». На парастасе тропари канона читаются с припевом: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Изрáилев». После 3-й песни поется седален, после 6-й – кондак «Со святыми упокой...» и икос: «Сам Един еси Безсмертный...»

После канона панихида, а также и парастас заканчивается литиёй: читается Трисвятое и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже...», после к-рой бывает отпýст, и поется «Вечная память».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: