Святость и свет

Святость означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Т.к. Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит и в тварях добро и ненавидит зло.

Слово "Святый", как имя Бога, в Св. Писании встречается неоднократно, напр, в Исх. 31, 13, в Евр. 2, 11. Пророк Исайя в Иерусалимском храме в видении созерцал Серафимов, непрестанно славословящих Бога: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф"... (Ис. 6, 2).

Требование святости от твари (1 Пет. 1, 16): "...будьте святы, потому что Я свят". О том, что Бог нетерпим к проявлениям различного рода зла говорится в Притч. 11, 20: "Мерзость пред Господом - коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути".

Само слово "святый" - по-еврейски "кадош" - означает отделенный, несоизмеримый, т. е. несоизмеримый ни с чем тварным. Но для библейского образа мысли характерно приписывать свойства святости и всему, что причастно Богу, тому, что соприкасается с Ним. Поэтому свято также и имя Божие, и слово Божие, и закон и храм, а также люди, всецело посвятившие себя служению Богу и творящие Его волю.

Божеств. святость проявляет себя в мире как Божеств. свет или, по-другому, Божеств. слава. Ап. Иоанн Богослов в 1 Ин. 1, 5 говорит, что "Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы".

Именно потому, что Бог есть Свет и не причастен тьме, Он требует святости от тех, кто желает общения с ним: "...святы будьте, ибо свят Я" (Лев. 19, 2). О том, что Бог открывает Себя в мире как Божеств. свет, свидетельствует опыт правосл. подвижников. Напр, прп. Симеон Новый Богослов так говорит о своем опыте видения Бога: "Бог есть свет, и те, кто получили Его, как свет Его получили, потому что шествует перед Ним впереди Его свет Его славы и без света невозможно Ему явиться и не видевший свет Его и Его не видели, потому что Он есть свет."..

Это видение подвижниками нетварного Божеств. света явл-ся залогом будущего прославления, предвкушением славы будущего века, когда, по слову Христа Спасителя, "...праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их". (Мф. 13, 43).

Когда мы говорим, что Бог свят, то также имеем в виду, что Он не желает зла. Как в таком случае понимать нек-рые высказывания Св. Писания, в к-рых говорится, напр, что Бог гневается на кого-то, или о том, что Бог ожесточил сердце фараона и т. д.

Правосл. экзегеза объясняет такие места, где говорится об искушении человека во зле, следствием богооставленности. Бог не склоняет неким активным действием человека ко злу, а, наоборот, отнимает у человека, по его грехам, Свою спасительную благодать, и тем самым человек приходит в состояние ожесточения.

Пример такого понимания мы имеем и в самом Св. Писании. В II Пар. 32, 31 речь идет о иудейском царе Езекии: "оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть все, что у него на сердце". То состояние искушения, в к-рое был поставлен Езекия, являлось следствием оставления Богом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: