Основные возражения против действительности Промысла

Эти возражения аналогичны возражениям против идеи творения мира Богом из ничего. Во-1-х, это наличие в мире физического и нравственного зла. Но нравственное зло явл-ся следствием злоупотребления разумными существами своей свободой. Что же касается зла физического, то оно не явл-ся злом в строгом смысле слова. Наводнения, различные катастрофы, землетрясения и т. п., суть явления, к-рые субъективно человеком воспринимаются как зло, но не суть зло сами по себе, а лишь по отношению к человеку.

Несмотря на то, что в мире существует нравственное и физическое зло, очевидно, что мир устроен таким образом, что нормой его существования явл-ся добро, а зло на всем протяжении истории человечества всегда воспринималось во всех культурах и у всех народов как отклонение от нормы, некая аномалия. Напр, всегда считалось естественным состоянием человека - здоровье, а болезнь воспринималась как отклонение от нормы, а не наоборот.

Во-2-х - это наличие в мире постоянных и неизменных законов. Т.к. в мире имеются строгие законы, то Промысл в мире - это неуместное вмешательство в раз и навсегда установленный порядок. Такое воззрение характерно для деистских учений, в к-рых Бог присутствует только как причина мира, некий Геометр, Архитектор Вселенной, Который проектирует, создает этот мир, сообщает ему движение, и после этого полностью устраняется от вмешательства в его жизнь. Дальше мир живет и развивается по присущим ему законам.

Что можно на это возразить? Законообразность этого мира сама по себе несамобытна.

Кроме того, сами по себе законы не объясняют протекающие в мире процессы. Сами по себе законы ничего не приводят в движение. Поэтому мнение о том, что присущие миру законы объясняют его развитие, равносильно утверждению: если поезд едет по рельсам, следовательно, рельсы явл-ся причиной его движения. Из того, что все в мире протекает согласно законам, вовсе не следует, что законы явл-ся причиной движения мира и направляют его развитие.

Промысл не нарушает физические законы. Для Бога премудрого и преблагого было бы странно нарушать то, что Он Сам создал. Божеств. Промысл не нарушает законы, а препобеждает их. Как и говорится в великом покаянном каноне прп. Андрея Критского: "идеже хощет Бог, побеждается естества чин". Также и человек способен побеждать низшие силы с использованием высших сил. Напр, психический мир, имеющий свои законы, может в значит. степени влиять на процессы, протекающие в мире физическом. А человек, к-рый обладает к тому же еще разумом и свободной волей, может в значит. степени изменять характер естественно протекающих в мире процессов. Так же и Промысл представляет собой препобеждение естественных законов Божеств. силой.

3-е возражение сводится к след: если Бог всемогущ и всеведущ, то Он не может Себя поправлять, в Его расчетах и планах не может быть ошибки. Но христиан. богословие не понимает Промысл, как исправление Богом Своих собственных ошибок, Бог не поправляет Себя. Через Свое промыслительное действие Бог, во-1-х, сохраняет бытие твари, а во-2-х, исправляет уклонения свободных разумных существ от установленного Им порядка. Т.к. по воле Бога в мире есть свободные существа, и эти существа могут злоупотребить своей свободной волей, необходимо действие Промысла, направленное на устранение этих ошибок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: