Небесная иерархия

Слово "иерархия" (ierarchia) в соврем. языке употребляется не в собственном смысле. Иерархией называется всякое соподчинение, напр, гос. структура может называться иерархией. В непосредственном смысле греч. слово иерархия" означает "священноначалие", и его можно употреблять, говоря о церковной иерархии, небесной иерархии, но никак не по отношению к светским организациям.

Из Свщ. Писания следует, что ангел. мир имеет иерархическую структуру, что существуют различные чины ангелов. Так, мы знаем, что нек-рые ангелы называются просто ангелами, а другие - старшими ангелами, "архангелами". Уже отсюда виден иерархический принцип устройства ангельского мира. Видение ангел. лестницы патр. Иаковом также истолковывается в том смысле, что ангел. мир имеет иерархическое устроение.

В Свщ. Писании упоминается 9 ангел. чинов, к-рые были известны в древней Церкви. О 9-ти ангел. чинах говорят свт. Кирилл Иерусалимский ("Огласительные беседы"), свт. Иоанн Златоуст ("Беседы на Бытие"), все ангел. чины перечисляются в 8-й книге "Апостол. постановлений". Та классификация ангел. сил, к-рая явл-ся традиционной, впервые встречается на рубеже 5-6 вв. в произведениях неизвестного автора, произведения к-рого дошли до нас под именем Дионисия Ареопагита.

Прот. Иоанн Мейендорф пишет: "Несомненно, нек-рая тенденция к классификации ангелов существовала, но Дионисий сообщил ей систематическую форму и метафизическое обоснование". Псевдо-Дионисий, будучи платоником по философ. взглядам, удачно применял философ. принципы неоплатонизма в христиан. богословии, особенно в учении о Пресвятой Троице и в учении о богопознании. Но он излишне увлекался неоплатонистскими идеями космических посредников и по аналогии с ними "построил" христиан. небесную иерархию. Согласно Дионисию, 9 ангел. чинов разделяются на 3 триады. Высшая иерархия, "епархия", входящие в нее ангел. чины - это серафимы ("пламенеющие"), херувимы ("колесницы") и престолы. Средняя иерархия - метархия, в к-рую входят господства, силы и власти. И низшая иерархия, не имеющая особого названия, в нее входят начала, архангелы и ангелы.

Епархия: Серафимы, Херувимы, Престолы

Метархия: Господства, Силы, Власти

Начала, Архангелы, Ангелы

Отметим, где о различных ангел. чинах говорится в Свщ. Писании: серафимы (Ис. 6, 2), херувимы упоминаются в Быт. 3, 24, Исх. 25, 18-22, неоднократно упоминаются херувимы в псалмах (Пс. 47, 79, 98), а также в Ис. 36, 16, Иез. 1, 10, Откр. 4, 6-8 и т. д. Силы упоминаются в Еф. 1, 22, Рим. 8, 38.

Престолы, начала, господства и власти упоминаются трижды у ап. Павла (Кол. 1, 16), (Еф. 1, 21 и 3, 10). Архангелы упоминаются и 1 Фес. 4, 16 и Иуд. 9. Просто об ангелах говорится в Рим. 8, 38, 1 Пет. 3, 22. Неизвестно, исчерпываются ли все ангел. чины теми 9-ю чинами, к-рые упомянуты в Свщ. Писании, или существуют и другие ангел. лики, к-рые откроются в будущем веке. Сам Дионисий не претендовал на то, чтобы охватить своей системой все существующие ангел. лики. Он писал: "Сколько чинов неизвестных существ, какие они и каким образом совершается у них тайна священноначалия в точности знает один Бог, виновник их иерархии, знают и они сами, а нам можно сказать только, сколько Бог открыл нам через них же самих, знающих себя".

Свт. Иоанн Златоуст высказывал уверенность в том, что те 9 ангел. чинов, о к-рых говорит Свщ. Писание, не исчерпывают собой все чины ангел. мира.

Тем не менее, схема Дионисия была принята Преданием Церкви, но учение Дионисия об ангел. иерархии всегда принималось с определенными оговорками, это учение находится под сильным влиянием неоплатонистской философии, для к-рой свойствен строго иерархический взгляд на мир, и поэтому оно не способно удовлетворительно объяснить нек-рые факты Откровения.

Прот. Иоанн Мейендорф замечает: "Ветхозаветная ангелология сложна и никак не укладывается в иерархию Дионисия". С точки зрения Дионисия, все 3 иерархии находятся в жестком соподчинении, и низшие по иерархии ангелы могут общаться с Богом, получать от него просвещение только посредством вышестоящих. Соответственно, и человек может непосредственно общаться только с низшими ангелами, а с высшими ангелами через посредство низших. Нек-рые факты Свщ. Писания этому противоречат, в частности, книга пророка Исайи, 6 гл. К пророку был непосредственно послан Серафим, к-рый возвестил ему волю Божию. По идее, Серафим, посланный к пророку Исайе, должен бы был действовать по определенной инстанции: передать повеление Херувиму, тот - Престолу и т. д., пока дело не дошло бы до простого ангела. Дионисий, пытаясь выйти из этого затруднения, объясняет, что в действительности там был Серафим, но Исайе только казалось, что Серафим непосредственно с ним общается, но на самом деле это был кто-то из представителей низшей иерархии, через к-рого действовал Серафим.

С точки зрения христиан. учения, если еще и можно допустить нек-рые космические иерархии в качестве посредников между Богом и человеком до Воплощения, то после Воплощения соединение человека с Богом происходит непосредственно во Христе, минуя все посредствующие инстанции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: