Е) отношение Бога к деятельности падших духов

Отношение Бога к злым духам кратко можно выразить 2мя словами: попускает и ограничивает. Почему Бог попускает злым духам действовать в мире и искушать человека? По этому вопросу у отцов Церкви имеется полное согласие. Свт. Иоанн Златоуст, напр, пишет: «Если кто спросит: "Почему Бог не уничтожил древнего искусителя?" Мы ответим, что это Он сделал не почему-либо иному, как по великой попечительности о нас, ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел нек-рую основательность. Но т.к. он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод заслугам и отвергаешь средства к достижению венцов? Диавол зол для себя, а не для нас, потому что если мы захотим, можем приобрести для себя много и добра, конечно, против его воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу».

Не отнимая свободы действия падших духов, Бог, тем не менее, ее ограничивает. Прп. Серафим Саровский говорит: "Будучи по природе ангелами, они (т. е. бесы) обладают необъятым могуществом. Малейший из них мог бы уничтожить землю если бы Божеств. благодать не делала бы бессильным их ненависть против Божия творения".

Как человек может ограничивать действия злых духов? В дохристиан. мире это был нравств. закон, закон сердца у язычников и Моисеев ветхозаветный закон у иудеев. У христиан имеются особые средства для противостояния бесовским искушениям. Из Свщ. Писания мы знаем, напр, о призывании имени Иисусова. Сам Господь перед Своим Вознесением сказал: "именем Моим будут изгонять бесов" (Мк. 16, 17).

Затем - это пост и молитва: "Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста" (Мк. 9, 29).

Дух. бодрствование и трезвение: "Трезвитесь и бодрствуйте", - говорит ап. Петр (1 Пет. 5, 8). Из аскетической литературы мы знаем многие другие способы борьбы с нечистой силой: это почитание Животворящего Креста, участие в церковных таинствах, использование св. воды и других священных предметов и священнодействий.

Б.32. В.1. СОТВОРЕНИЕ БОГОМ ЧЕЛОВЕКА. ДВУЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ. СОСТАВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ: ДИХОТОМИЯ И ТРИХОТОМИЯ. БРАК. ЗАПОВЕДИ, ДАННЫЕ В РАЮ

Человек


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: