К субъектам маркетинга относятся:
· производители;
· потребители: организации потребитель и конечный потребитель;
· продавцы (оптовая и розничная торговля);
· конкуренты;
· организации;
· СМИ и т.д.
Основной субъект маркетинга потребитель, причем потребителем может быть каждый, а покупателем только тот, кто может оплатить.
На совершаемые потребителем покупки оказывают влияние: экономические, культурные, социальные, личные и психологические факторы.
Потребительская панель – выборочная стоимость потребителей, предназначенная для систематических наблюдений по за ранее разработанным программам, одна и та же группа опрашивается неоднократно, как правило, в течение длительного времени.
Классификация потребителей по поведенческому признаку:
1. Индивидуальные потребители.
2. Семьи домохозяйства.
3. Посредники.
4. Снабженцы.
5. Чиновники-представители общественных учреждений.
По быстроте реакции на товар-новинку можно выделить 6 основных типов:
1) искатели приключений (сдвинутые) 2-5% покупают новый товар с ущербом для здоровья;
|
|
2) активисткой – 10-15% лидеры мнений в своей среде, делают товар модным;
3) прогрессисты – 25-35% обеспечивают массовый сбыт на стадии роста;
4) материалисты – 35-45% обеспечивают сбыт на стадии насыщения;
5) консерваторы – 12-18% новинку употребляют, когда она уже стала традиционным товаром;
6) ригористы – 12-18% не приемлют новые товары, тормозят развитию общества.
Модель потребительского поведения:
· Осознание необходимости покупки.
· Поиск информации.
· Оценка информации.
· Решение о покупки.
· Покупка.
Виды организационной структуры управления:
- функциональная;
- товарная;
- географическая;
- рыночная.