1. Единство реализации обучающих, воспитывающих и развивающих средств.
2. Полнота реализации целей.
3. Логичность последовательности этапов урока.
4. Оптимальный набор методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся, соответствие их целям урока и содержанию учебного материала.
5. Мотивация учащихся к работе на уроке.
6. Вовлечение учащихся в активную познавательную и преобразующую деятельность.
7. Доля самостоятельной и творческой деятельности учащихся.
8. Использование возможностей современных информационных технологий.
9. Учет индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, склонностей.
Таблица 8
Класс_____________
Темапрограммы_________________________________________________________________________________________
Темаурока______________________________________________________________________________________________
Цели урока______________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Этапы урока | Задачи этапа | Дидактические средства | Межпредметные связи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Пример составления плана урока теоретического обучения
Класс: VII
Тема программы: Современное производство и профессиональное самоопределение
Тема урока: Сферы производства и разделение труда
Цели урока: | 1. Изучить понятия: «профессия», «специальность», «квалификация». 2. Изучить сферы современного производства; разделение труда на производстве. 3. Изучить классификацию профессий, модель профессиональной деятельности. 4. Научить классифицировать профессии по основным признакам профессиональной деятельности. 5. Научить выявлять тип своей будущей профессии. 6. Научить осуществлять самооценку своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации. 7. Формировать готовность к самоопределению в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности. 8. Развивать аналитические, прогностические и рефлексивные способности. 9. Воспитывать ответственность за правильный выбор профессии. |
Дидактические средства: мультимедийные презентации, кейс-задание, ПК, интернет ресурсы с тестовым материалом: Интернет ресурс «Дифференциально-диагностический опросник». – Режим доступа: https://www.profguide.ru/test/art-id-15.html. Интернет ресурс «МОЙ ТИП ПРОФЕССИИ». – Режим доступа: https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/39141612-5991-11da-8314-0800200c9a66/
index.htm.
Таблица 9
Этапы урока | Задачи этапа | Дидактические средства | МПС | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Проверка готовности учащихся к уроку | Проверяет организацию рабочих мест учащихся, готовность к уроку | Готовят конспекты, рабочие тетради | ||
Мотивация изучения темы. Сообщение темы и цели урока | 1. Развитие познавательного интереса. 2. Создание ориентировочной основы деятельности | 1. Постановка проблемы: «По каким признакам осуществляется выбор профессии?» 2. Обобщает ответы учащихся, формулирует тему и цели | 1. Решают проблему и выделяют ряд признаков. 2. Записывают тему в тетрадь | ||
Актуализация знаний | 1. Закрепить изученный ранее материал 2. Актуализировать знания, необходимые для изучения новой темы | Задает вопросы: С какими профессиями мы ранее знакомились? Чем занимаются люди этих профессий? | Отвечают на вопросы | ||
Изложение новой темы | 3. Изучить понятия: «профессия», «специальность», «квалификация». 4. Изучить сферы современного производства; разделение труда на производстве. 5. Изучить классификацию профессий. 6. Изучить модель профессиональной деятельности. 7. Формировать готовность к самоопределению в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности. 8. Развивать аналитические, прогностические и рефлексивные способности. 9. Воспитывать ответственность за правильный выбор профессии | Презентации: «Отрасли профессиональной деятельности»; «Профессии сфер материального и нематериального производства»; «Классификация профессий»; Интернет ресурс: «ДДО» | Политехнические знания из общеобразовательных предметов. Обществознание | 1. Излагает новый материал: 1) понятия «профессия», «специальность», «квалификация»; 2) сферы современного производства; 3) разделение труда, структура профессиональной деятельности; 4) типы и виды профессий. 2. Организует беседу. 3. Приводит примеры различных профессий. 4. Обобщает классификационные признаки и определяет классификацию по типам, классам, группам, отделам профессий. 5. Организует тестирование по опроснику «Дифференциально-диагностический опросник (Е.А. Климов)». 6. Организует обсуждение результатов тестирования | 1. Слушают, записывают основные понятия в тетрадь. 2. Зарисовывают предложенные схемы. 3. Сравнивают, определяют основные квалификационные признаки. 4. Проходят тестирование. 5. Записывают свои результаты в тетрадь |
Закрепление знаний | 1. Научить классифицировать профессии по основным признакам профессиональной деятельности. 2. Научить выявлять тип своей будущей профессии. 3. Научить осуществлять самооценку своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации. 4. Формировать готовность к самоопределению в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности. 5. Развивать аналитические, прогностические и рефлексивные способности | Кейс-задание: Устав предприятия (выдержки), данные о кадровом составе предприятия и уровне квалификации. Профессиограммы отдельных профессий | 1. Выдает задание: Изучить содержимое кейса. Классифицировать профессии, востребованные на предприятии в соответствии с типами. Человек-Человек, Человек-Техника, Человек-Художественный образ, Человек-Знак, Человек-Природа. 2. Контролирует, консультирует. 3. Организует обсуждение результатов работы, оценивает правильность выполнения задания | Анализируют материалы кейса, составляют классификацию профессий, отвечают на вопросы, обсуждают результаты работы. | |
Подведение итогов урока. Выдача домашнего задания | 1. Развивать аналитические, прогностические и рефлексивные способности. 2. Воспитывать ответственность за правильный выбор профессии | Интернет ресурс «МОЙ ТИП ПРОФЕССИИ» | 1. Организует обсуждение итогов работы на уроке. Делает выводы по содержанию и оценивает деятельность учащихся. Выдает домашнее задание: пройти тестирование: «Карта интересов», «Оценка профессиональных типов», «Определение направленности личности». Результаты записать в тетрадь | 1. Участвуют в обсуждении. 2. Записывают задание в тетрадь |
Таблица 10
|
|
|
|
Класс_________
Темапрограммы________________________________________________________________________________________________
Темаурока_____________________________________________________________________________________________________
Цели урока_____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы урока | Задачи этапа | Дидактические средства | Межпредметные связи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Таблица 11
Класс VII
Темапрограммы: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Темаурока: Снятие мерок
Цели урока | 1. Изучить особенности фигуры человека, типы фигуры, сущность процесса конструирования одежды, виды мерок. 2. Научить снимать мерки, определять тип и размер фигуры. 3. Научить выбирать силуэт одежды в зависимости от типа фигуры. 4. Научить строить выкройку плечевого изделия в масштабе 1:4 и в натуральную величину. 5. Развивать аналитические, прогностические и рефлексивные способности. 6. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. |
Дидактические средства: мультимедийные презентации, плакаты, манекен, интерактивная доска, индивидуальные инструменты и приспособления.
Этапы урока | Задачи этапа | Дидактические средства | МПС | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Организационный момент | Проверка готовности учащихся к уроку | Проверяет организацию рабочих мест и спец. одежду учащихся | Готовят конспекты, индивидуальные инструменты | ||||
Вводный инструктаж | |||||||
Мотивация, сообщение темы и целей урока | 1. Создание ориентировочной основы деятельности. 2. Развитие познавательного интереса | Плакаты, презентация, натуральные образцы | 1. Постановка проблемы: «С чего нужно начинать работу с заказчиком» 2. Задает вопросы: ‒ От чего зависит выбор модели? ‒ Какие силуэты одежды вы знаете? ‒ Обобщает ответы, формулирует тему и цели урока | 1. Решают проблему, определяют знания, необходимые для выбора модели и снятия мерок. 2. Отвечают на вопросы. 3. Записывают тему в тетрадь | |||
Актуализация знаний | Повторение и закрепление знаний | Интерактивная доска, презентации | Задает вопросы: ‒ От чего зависит размер одежды? ‒ Какие виды мерок использовались при изготовлении фартука и юбки? ‒ Какие условные обозначения применяются для обозначения мерок? | Отвечают на вопросы, работают у доски | |||
Изучение новой темы. Показ приемов работы | 1. Изучить особенности фигуры человека, типы фигуры, сущность процесса конструирования одежды, виды мерок. 2. Научить строить выкройку плечевого изделия в масштабе 1:4. 3. Развивать аналитические, прогностические и рефлексивные способности | Мультимедийная презентация, манекен, индивидуальные инструменты и приспособления, учебник | Математика Геометрия, Биология | 1. Объясняет новые темы: ‒ фигура человека и ее особенности; ‒ ТУ снятия мерок; ‒ типы фигур: верхний, нижний, и равновесный; ‒ прибавки: техническая и на свободное облегание. 2. Показывает приемы снятия мерок, правила записи и определение типа фигуры. 3. Показывает и объясняет последовательность построения чертежа плечевого изделия | Слушают, делают записи в тетради, участвуют в обсуждении проблем | ||
Проверка правильности усвоения | 1. Научить снимать мерки и определять тип фигуры. 2. Воспитывать аккуратность | Презентация, индивидуальные инструменты и приспособления | Математика Геометрия | Дает задание на измерение конкретной фигуры и определение типа фигуры | Выполняют задание, комментируют, отвечают на вопросы учителя | ||
Текущий инструктаж | |||||||
Организация самостоятельной работы учащихся | 1. Научить снимать мерки, определять тип и размер фигуры. 2. Научить выбирать силуэт одежды в зависимости от типа фигуры. 3. Развивать аналитические, прогностические и рефлексивные способности. 4. Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. | Манекен, плакаты, мультимедийная презентация, индивидуальные инструменты | Математика Геометрия | 1. Выдает задание: ‒ работая в парах снять мерки для построения чертежа плечевого изделия ‒ определить свой размер и тип фигуры; ‒ опираясь на инструкционную карту в учебнике построить основу чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом; ‒ Консультирует, контролирует. | Работа в парах: ‒ выполняют упражнения по снятию мерок ‒ определяют свой размер и тип фигуры; ‒ выполняют чертеж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом в масштабе 1:4; ‒ на основе чертежа 1:4 начинают построение чертежа в натуральную величину | ||
Заключительный инструктаж | |||||||
Подведение итогов урока | Подведение итогов урока, развитие рефлексивных способностей | Карточки-задания | Математика, Геометрия, ИЗО | 1. Организует обсуждение итогов работы, обобщает ответы, выставляет оценки. 2. Выдает домашнее задание: опираясь на инструкционную карту в учебнике закончить построение чертежа в натуральную величину, подобрать силуэты одежды на различные типы фигур: верхний, нижний, равновесный. К следующему уроку подготовить чертежные инструменты и миллиметровую бумагу | 1. Анализируют выполненную работу, определяют причины ошибок, делают вывод о том, где можно использовать полученные знания. 2. Записывают домашнее задание | ||
Таблица 12
|
|
Класс: VII
Темапрограммы: Технология обработки металла
Темаурока: Нарезание резьбы плашками
Цели урока: | 1. Научить определять диаметр стержня под резьбу. 2. Научить подготавливать поверхность к нарезанию резьбы. 3. Научить устанавливать и закреплять плашку в плашкодержатель. 4. Научить выполнять приемы нарезания резьбы. 5. Научить проверять качество работы. 6. Научить организовывать рабочее место и выполнять правила техники безопасности. 7. Развивать профессиональный интерес. 8. Воспитывать аккуратность. 9. Формировать культуру труда. |
Дидактические средства: мультимедийные презентации, слесарные верстаки; заготовки; плашки М8, М10; плашкодержатели; штангенциркули; резьбовые калибры; чертежи; инструкционные карты.
Этапы урока | Задачи этапа | Дидактические средства | МПС | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Проверка готовности учащихся к уроку | 1. Проверяет внешний вид учащихся на соответствие правил техники безопасности | 1. Подготавливают рабочие места, инструменты и принадлежности | ||
Вводный инструктаж | |||||
Мотивация, сообщение темы и целей урока | 1. Создание ориентировочной основы деятельности. 2. Развитие познавательного интереса | Натуральные образцы узлов, изделий с резьбой | 1. Постановка проблемы: «Где применяются резьбовые соединения? Почему они так распространены?» 2. Демонстрирует натуральные образцы резьбовых соединений. Делает вывод о распространенности и преимуществах резьбовых соединений. 3. Обобщает ответы, формулирует тему и цели урока | 1. Решают проблему. 2. Отвечают на вопросы. Приводят примеры использования резьбовых соединений в быту, в технике 3. Записывают тему в тетрадь | |
Актуализация знаний | Повторение и закрепление знаний | Презентации | Математика | Задает вопросы: Какие элементы резьбы вы знаете? Как обозначается резьба на чертежах? Какими инструментами нарезается наружная и внутренняя резьба? | Отвечают на вопросы |
Изучение новой темы. Показ приемов работы | 1. Научить определять диаметр стержня под резьбу. 2. Научить подготавливать поверхность к нарезанию резьбы. 3. Научить устанавливать и закреплять планку в плашкодержатель. 4. Научить выполнять приемы нарезания резьбы, проверять качество работы | Мультимедийная презентация, заготовки, штангенциркуль, плашки, резьбовые калибры | Математика, геометрия | Объясняет и показывает приемы работы: ‒ определение диаметра стержня; ‒ подготовка поверхности; ‒ установка плашки в плашкодержателе; ‒ приемы нарезания резьбы; ‒ приемы контроля; ‒ организация рабочего места и правила техники безопасности | 1. Слушают, записывают в тетради основные определения, инструменты, приемы. 2. Участвуют в обсуждении проблем |
Проверка правильности усвоения | Проверка правильности усвоения новой темы | Мультимедийная презентация, заготовки, штангенциркуль, плашки, резьбовые калибры | Математика Геометрия | Дает задание: ‒ определить диаметр стержня для м8, м10, м12; ‒ выбрать плашку для определенной резьбы и установить в плашкодержателе; ‒ показать приемы нарезания резьбы; ‒ проверить качество; | Выполняют задания, отвечают на вопросы. |
Текущий инструктаж | |||||
Организация самостоятельной работы учащихся | 1. Научить учащихся: 2. определять диаметр стержня под резьбу; 3. подготавливать поверхность к нарезанию резьбы; 4. выполнять приемы нарезания резьбы; проверять качество резьбы, 5. организовывать рабочее место и выполнять правила техники безопасности; 6. Развивать профессиональный интерес. 7. Воспитывать аккуратность, формировать культуру труда | Инструкционные карты, чертежи, заготовки, инструменты | Математика Геометрия | 1. Дает задание на выполнение упражнений. Контролирует: - организацию рабочего места; - правильность выполнения приемов; - выполнение правил техники безопасности; 2. Консультирует; 3. Принимает и оценивает работы | 1. Выполняют упражнения. 2. Определяют диаметр стержня под резьбу; 3. Устанавливают плашку в плашкодержателе; 4. Нарезают резьбу; 5. Контролируют резьбу резьбовым кольцом |
Заключительный инструктаж | |||||
Подведение итогов урока | Подведение итогов урока, развитие рефлексивных способностей | 1. Организует обсуждение итогов работы, подводит итоги урока, отмечает учащихся и сообщает оценки за выполненную работу. 2. Выдает домашнее задание: дать описание и выполнить технический рисунок двух–трех предметов с изученной резьбой | 1. Анализируют результаты работы, допущенные ошибки, выявляют причины ошибок 2. Записывают домашнее задание. |