Специальные социологические теории

концепции, объясняющие функционирование и развитие частных социальных процессов.

В марксистской социологии С. с. т. строятся на мето­дологич. основе материалистич. диалектики, историко-материалистич. понимания общества. Вместе с тем эти теории представляют собой обобщение эмпирич. мате­риала, полученного в рамках т. н. отраслевых направ­лений в социологии: социологии труда, социологии семьи, социологии права, социологии культуры и т. д. Развитие этих направлений социологии обусловлено потребностями науч. управления социальными про­цессами, вместе с тем оно стимулирует теоретич. мыш­ление, требует упорядочения, классификации, анализа и обобщения материала, выяснения природы внутр. свя­зей в развитии исследуемых сфер обществ. жизни, объ­яснения, обоснования и интерпретации констатируемых эмпирич. закономерностей. Поскольку в С. с. т. изуча­ются частные социальные процессы, характеризующие многообразные отношения между личностью и общест­вом, постольку в построении этих теорий неправомер­ны методы экстраполяции общетеоретич. положений. В каждом отдельном случае речь идёт об интерпретации конкретного материала, раскрывающего те или иные стороны сложной системы взаимоотношений человека и общества.

По своей логич. структуре С. с. т. могут быть истори-ко-генетическими или структурно-функциональными. Важным стимулом в их развитии являются методологич.

идеи системного анализа, ориентирующие теоре­тич. мышление на поиск оснований целостности иссле­дуемых объектов, выявление системообразующих при­знаков, установление внутр. субординации и иерархии во взаимодействии всей совокупности факторов, воздей­ствующих на исследуемый процесс. По объективным основаниям С. с. т. различаются в зависимости от содер­жания исследуемых и интерпретируемых частных соци­альных процессов.

Необходимые компоненты С. с. т. в рамках марксист­ской социологии — совокупность гипотез, возникаю­щих на стыках теоретич. анализа проблем и практич. мышления; накопленный эмпирич. материал; зафикси­рованные эмпирич. закономерности; более или менее богатая разработка спец. понятийного аппарата; изу­чение специфич. социальных потребностей и интересов, действующих в рамках исследуемого процесса; критич. анализ используемых в данной области показателей зрелости социальных явлений; разработка социально-психологич. типологии устойчивых и динамичных ви­дов отношений, способов восприятия действительно­сти и практич. действия; обоснование наиболее вероят­ных прогнозов развития изучаемых частных процессов.

В сов. социологии наиболее развиты С. с. т. мотива­ции трудовой деятельности и факторов, её обусловлива­ющих; социализации личности; функционирования, распространения и эффективности воздействия массовой информации.

В немарксистской социологии С. с. т. рассматрива­ются как теории «среднего уровня». Идея теорий «сред­него уровня» была выдвинута в 50-х гг. Мертоном, ут­верждавшим что состояние социологич. науки пока ещё не позволяет принять к.-л. общую теорию развития об­щества в целом и что для создания такой теории необ­ходимо начать с построения теорий «среднего уровня».

Выдвижение Мертоном теорий «среднего уровня» имело двойств. смысл. Во-первых, они противопостав­лялись господствовавшей в 50-х гг. теории социального действия — общей социологич. теории, развивавшейся Парсонсом. Во-вторых, концепция теории «среднего уровня» имела ярко выраженную позитивистскую ори­ентацию и была направлена также против материа­листич. понимания истории. В сов. социологич. лит-ре взгляды Мертона были подвергнуты всесторонней кри­тике. Подчёркивая определяющую методологич. роль общесоциологич. теории, социологи-марксисты исхо­дят из того, что знание общих закономерностей историч. процесса должно дополняться знанием частных соци­альных процессов. Для их анализа и разрабатывают-

ся С. с. т., что способствует творческому развитию историч. материализма и науч. коммунизма.

• Андреева Г. М., Совр. бурж. эмпирич. социология, М., 1965; Здравомыслов А. Г., Методология и проце­дура социологич. исследований, М., 1969; Ядов В. А., Со­циологич. исследование, М., 1972; Методологич. проблемы

обществ. наук, М., 1979; M e r t o n R. К., On theoretical socio­logy, N. Υ., 1967; его же, Social theory and social structure N. Y., 1968. А. Г. Здравомыслов, О. М. Здравомыслова.

СПИНОЗА (Spinoza, d'Espinosa) Бенедикт (Барух) (24.11.1632, Амстердам,— 21.2.1677, Гаага), нидерл. философ-материалист, пантеист и атеист. Род. в семье купца, принадлежавшего к евр. общине. Возглавив по­сле смерти отца (1654) его дело, С. одновременно завя­зал науч. и дружеские связи вне евр. общины Ам­стердама, особенно среди лиц, оппозиционно настроен­ных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Большое влияние на С. оказал его наставник в лат. яз. ван ден Энден — последователь Ванини, а также У. Акоста — представитель евр. воль­номыслия. Руководители евр. общины Амстердама подвергли С. «великому отлучению» — херем (1656). Спасаясь от преследований, С. жил в деревне, вынуж­денный зарабатывать средства к существованию шли­фовкой линз, затем — в Рейнсбурге, предместье Га­аги, где и создал свои филос. произведения.

В борьбе против олигархич. руководства евр. общи­ны С. стал решит. противником иудаизма. По своей идейно-политич. позиции был сторонником респ. прав­ления и противником монархии.

Филос. воззрения С. складывались первоначально под влиянием евр. ср.-век. философии (Маймонид, Крес-кас, Ибн Эзра). Её преодоление явилось результатом усвоения С. пантеистическо-материалистич. воззрений Бруно, рационалистич. метода Декарта, механистич. и математич. естествознания, а также философии Гоббса, оказавшего влияние на гносеологич. и социологич. док­трину С. Опираясь на механико-математич. методоло­гию, С. стремился к созданию целостной картины природы. Продолжая традиции пантеизма, С. сделал центр. пунктом своей онтологии тождество бога и при­роды, к-рую он понимал как единую, вечную и беско­нечную субстанцию, исключающую существование к.-л. другого начала, и тем самым — как причину са­мой себя (causa sui). Признавая реальность бесконечно многообразных отд. вещей, С. понимал их как сово­купность модусов — единичных проявлений единой субстанции.

Качеств. характеристика субстанции раскрывается у С. в понятии атрибута как неотъемлемого свойства субстанции. Число атрибутов в принципе бесконечно, хотя конечному человеч. уму открываются только два из них — протяжение и мышление. В противополож­ность Декарту, дуалистически противопоставлявшему протяжение и мышление как две самостоят. субстан­ции, монист С. видел в них два атрибута одной и той же субстанции.

При рассмотрении мира единичных вещей С. высту­пал как один из наиболее радикальных представителей детерминизма и противников телеологии, что было вы­соко оценено Ф. Энгельсом (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, с. 350). Вместе с тем, выдвигая механистич. истолкование детерминизма, отождествляя причин-ность с необходимостью и рассматривая случайность только как субъективную категорию, С. приходит к т. зр. механистич. фатализма. Он был убеждён в том, что весь мир представляет собой математич. систему и мо­жет быть до конца познан геометрич. способом. По за­мыслу С., бесконечный модус движения и покоя связы­вает мир единияных вещей, находящихся во взаимодей­ствии, с субстанцией, мыслимой в атрибуте протяжён­ности. Другим бесконеяным модусом является бесконеч­ный разум (intellectus infnitus), к-рый связывает мир


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: