Типология 685

Logik, Leiden, 1936; Mao Kinney J. C., Constructive typology and social theory, Ν. Υ., 1996; Weber M., Metho­dologische Schriften, Fr./M., 1968; Voigt W., Homologie und Typus in der Biologie, Jena, 1973 (библ.). А. П. Огурцов.

ТИТЧЕНЕР (Titchencr) Эдуард Брэдфорд (11.1.1867, Чичестер, Великобритания,—3.8.1927, Итака, США), амер. психолог, представитель интроспективной пси­хологии. В 1904 основал Об-во экспериментальной психологии. Ученик Вундта, придерживался крайнего сенсуализма и атомизма в трактовке сознания, что нашло отражение в концепции «аналитич. интроспек­ции», а также в идее т. н. структуральной психологии. В полемике с вюрцбургской школой психологии мышле­ния отказывался признать за «значениями» самостоят. реальность, сводя их целиком к чувственно восприни­маемым элементам, что сближало его трактовку соз­нания с позицией Маха. Известен также эксперимен­тальными исследованиями по психологии ощущений, внимания и др. психич. функций.

• Experimental psychology, v. 1—2, N. Y,—L., 1901—06; Sy­stematic psychology, N. Υ., 1929; в рус. пер.— Очерки пси­хологии, СПБ, 1898; Учебник психологии, ч. 1—2, М., 1914.

ТКАЧЁВ Пётр Никитич [29.6(11.7).1844, с. Сивцово Псковской губ.,—23.12.1885 (4.1.1886), Париж], рус. революционер и мыслитель, идеолог революц. народ­ничества, публицист и лит. критик. Лит. работу начал в журн. «Время» (1862), с 1865 постоянный сотрудник демократич. журн. «Рус. слово» и «Дело». В 1869 опуб­ликовал рус. перевод Врем. устава 1-го Интернациона­ла. За революц. и лит. деятельность неоднократно подвергался адм., суд. и цензурным преследованиям, ок. 6 лет провёл в тюрьмах и ссылке. В 1873 бежал за границу, сотрудничал в журн. «Вперёд!» Лаврова, а затем издавал в Женеве журн. и газ. «Набат» (1875— 1881), в к-рых обосновывал бланкистскую программу политико-социальной революции в России, противо­поставляя её концепциям Лаврова и Бакунина.

Свои филос. воззрения, равно как и материализм своих учителей — революц. демократов, Т. называл «реализмом» или «рационализмом», понимая под этим «...строго реальное, разумно научное, а потому самому и в высшей степени человеческое миросозерцание» (Избр. соч., т. 4, 1933, с. 27). По Т., реалист берёт фак­ты действительности как они есть, «в науке — он из них строит свои принципы, выводит законы, в жиз­ни — он приспособляется к ним, стараясь изменить их и обратить их в свою пользу» (Соч., т. 1, М., 1975, с. 160). Реализм Т. противопоставлял идеализму, к-рый он отождествлял в онтологич. и гносеологич. планах с «метафизикой», а в социальном — с идеологич. аполо­гетикой существующего строя. Эта позиция вела к опре-дел. теоретич. потерям, напр. к отрицанию философии Гегеля как «чепухи». В 1860-х гг. Т. выступал против увлечения позитивизмом, а в 1870-х гг. был первым критиком неокантианства и эмпириокритицизма (по­лемика с В. В. Лесевичем в ст. «О пользе философии», 1877, «Кладези мудрости росс. философов», 1878, и др.).

Социологич. взгляды Т.— концепция «экономич. ма­териализма», построенная им под влиянием нек-рых ра­бот Н. Г. Чернышевского и К. Маркса. «Я полагаю,— писал Т.,— что все явления политического, нравствен­ного и интеллектуального мира в последнем анализе сводятся к явлениям экономического мира и "эконо­мической структуре" общества..., как выражается Маркс» (там же, т. 1, 1932, с. 445). Пропагандируя этот тезис и отстаивая объективный характер законов истории, Т. критиковал фатализм, провиденциализм, органицизм, социал-дарвинизм и особенно субъектив­ный метод в социологии (см. Субъективная социология) Лаврова и Михайловского, их теории социального про­гресса («Что такое партия прогресса», 1870; «Роль мысли в истории», 1875, и др.). Механизм действия в истории «экономич. прогресса» Т. видел в борьбе экономич.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: