Кто-то однажды спросил Будду: "Что есть Истина?"
Будда ответил: "Это то,
что может быть использовано".
Известно, что христианство придерживается идеи об одной жизни, итоги которой подведет Страшный Суд, а индуизм — идеи вереницы жизней, через которые проходит душа, трансформируясь в облики от гиены до брахмана. Мне показалось любопытным, как причину этих разных выборов объясняет Раджнеш. Он говорит так:
– Перед религией всегда стояла задача: как угодно, поманив морковкой или дав пинок, но подвигнуть человека на путь восхождения, перевести его жизнь из горизонтальной плоскости в подъем по духовной вертикали. Задача одна, а культуры разные, соответственно чему религиозными лидерами искались и различные средства.
· Сочинялись разные сказки.
Грозные призывы Христа ("Это единственная жизнь! Быстрее спасайтесь, а то погибнете в страшном огне!") находили отклик в европейской цивилизации — в начале нашей эры цивилизации молодой, бодрой и желающей жить. На этом желании и шла игра, стимулируя к высокому подвигу восхождения. В Индии же такие проповеди, рассчитанные на желание жить, успеха иметь не могли. Индийская цивилизация — это старая, уставшая от жизни цивилизация, там люди ищут не вечной жизни (что с ней делать-то?), а возможности прекратить кручение колеса судьбы. И индуизм обещает именно это, требуя взамен усилий по личностному росту.
· Какая теория более верна — Христова, о необходимости спасения в течение одной жизни, или реинкарнации, о воплощении и перевоплощении душ? — Обе верны: до тех пор, пока работают, пока подталкивают. Это только способы. Если они помогают — они истинны. Не помогают — фальшивы. Препятствуют — ложны.
Каждая религия имеет свой день, свой зенит славы. Если религия рождается и цветет — надо упиваться ею, надо жить ею, а когда она состарится — с ней надо расстаться.
Но в этом разнообразии задач и функций главной и для религии, и для морали является, на мой взгляд, следующая.