Краткий словарь бизнес-терминов

Абсолютная экономическая эффективность – показатель за определённый промежуток времени, характеризующий общую величину экономического эффекта в сопоставлении с размером затрат и ресурсов в совокупности.

Автономные некоммерческие организации – это организации, созданные гражданами или юридическими лицами на основе добровольных взносов.

Активная система – система, в которой каждый из её элементов обладает определённой свободой.

Акционерное общество – хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на определённое количество одинаковых долей, выраженных ценными бумагами – акциями, а его участники (владельцы акций – акционеры) не отвечают по долгам общества и несут лишь риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерный капитал (или собственный капитал компании) – капитал, предоставляемый держателями акций в виде основных производственных фондов, оплаченной части акционерного капитала, нераспределённой прибыли и иногда некоторых резервов.

Акция – это ценная бумага, которая удостоверяет тот факт, что её владелец, акционер, внёс определённый вклад в капитал акционерной компании. Она может быть пред­метом купли-продажи, дарения, залога. Акция может приносить доход в виде доли прибыли (дивиденда), получаемой акционерным обществом, и даёт право на участие в управлении.

Автоматизированная система управления (АСУ) – ряд технологий производства, позволяющих осуществлять управление работой оборудования и контроль за работой оборудования при помощи ЭВМ.

Автоматизированное проектирование – применение ЭВМ для проектирования новой продукции. Отказ от черчения вручную экономит время и позволяет легко изменять проект.

Автоматизированные складские системы – управляемые ЭВМ погрузочно-транспортные устройства для складирования и выдачи изделий по команде. ЭВМ следит также за местонахождением каждого изделия на складе. Эти системы называют также автоматизированными складами.

Адаптивная структура – организационная структура, позволяющая гибко реагировать на изменения в окружающей среде, и тем самым принципиально отличающаяся от механистической (или бюрократической) структуры. Называется также органической структурой.

Административные полномочия – форма полномочий, передаваемая административным функциям и руководителям, в отличие от линейных полномочий, когда последние передаются подчинённым.

Аккордная система оплаты это разновидность сдельной оплаты труда, сущность которой заключается в том, что расценка устанавливается на весь объём подлежащих выполнению работ с указанием срока их выполнения.

Амортизация основных фондов – процесс постоянного перенесения стоимости основных фондов по мере износа на производимую продукцию, превращение её в денежную форму и накопление финансовых ресурсов в целях последующего воспроизводства основных фондов.

Амортизационные отчисления – денежное выражение стоимости износа основных фондов. Используются на воспроизводство изношенных основных фондов.

Амортизационный срок – срок полного погашения стоимости средств производства за счёт амортизационных отчислений.

Амортизационный фонд – особый денежный резерв, предназначенный для воспроизводства или расширенного воспроизводства основных фондов.

Анализ внешней среды – процесс стратегического планирования, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации, с целью определения возможностей и опасностей.

Анализ временных рядов – анализ, основанный на предложении, согласно которому случившееся в прошлом служит достаточно надёжным указанием на то, что произойдет в будущем. Называется также проектированием тенденций.

Анализ производственных операций – определение производственных заданий, социальных и личных характеристик с целью повышения эффективности труда.

Анализ содержания работы – определение задач, которые должны быть выполнены, а также индивидуально-социальные характеристики такой работы для обеспечения более эффективного и целесообразного найма работников.

Анализ чувствительности – методика анализа риска, при которой изменяются ключевые переменные и в результате этого изменяются ИДС и коэффициент окупаемости капиталовложений.

Антикризисное управление – это применение антикризисных процедур на микроуровне, применительно к конкретному предприятию:

ñ предварительная диагностика причин возникновения кризисной ситуации на предприятии;

ñ анализ внешней среды и потенциала конкурентных преимуществ предприятия для выбора стратегии его развития;

ñ бизнес-планирование повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия;

ñ разработка процедур финансового оздоровления предприятия и системы контроля за их реализацией.

Антикризисный процесс – применение к предприятию-должнику реорганизационных или ликвидационных процедур. Начинается с комплексной оценки его финансово-экономического состояния.

Антикризисный управляющий – специалист, получивший соответствующее образование и имеющий аттестат управляющего, представляющего интересы государства в органах управления акционерных обществ.

Аутплейсмент – «outplacement» – то есть «вывод персонала за пределы фирмы» может означать всё, что угодно, вплоть до банального увольнения.

Аутсорсинг – «outsourcing» англоязычный неологизм, появившийся в американских толковых словарях только в начале 80-х гг. – можно встретить следующие определения:

ñ использование внешней организации (поставщика) для обработки банковских и других финансовых данных при осуществлении коммерческих операций;

ñ использование временного работника без заключения с ним трудового договора при посредничестве специализированного агентства;

ñ кооперация;

ñ отказ от собственного бизнес-процесса и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у другой организации;

ñ перенос IT-компаниями части операций за рубеж с целью дистанционного использования труда программистов.

Аутсорсинг – это передача сторонней фирме деятельности, которая ранее осуществлялась в рамках данной организации, или как вынесение любых вспомогательных или даже основных бизнес-процессов за организационные и физические границы компании.

Аутсорсинг – всегда означает привлечение ресурсов специализированных организаций вместо развития собственных компетенций в конкретных видах и направлениях деятельности.

Аутсорсинг бизнес-про­цессов («business process outsourcing», BPO ) – передача аутсорсеру вза­имосвязанных функций и видов производственной деятельности, управления ими, а также полной ответственности за их выполнение.

Аутсорсинг сферы основного производства – представляет собой стратегическое решение, направленное на глобальную интеграцию предприятия в национальную и/или транснациональную производственную сеть.

Аутсорсинг сферы вспомогательного производства – представляет собой стратегическое решение, направленное на выполнение функций, которые обеспечивают нормальное функционирование основного производства, и их передачу внешней организации – аутсорсеру.

Аутсорсинг логистических функций и бизнес-процессов – состоит в передаче частично или полностью отдельных логистических функций либо комплексных логистических бизнес-процессов внешней организации – аутсорсеру.

Аутсорсинг сферы управления предприятием – обеспечивает возможность широкого распространения но­вых методов, инструментов и технологий управления, повышения квалификации менеджеров среднего звена.

Аутсорсинг функций маркетинга – представляет передачу функций маркетинга компании, специализирующейся на предоставлении маркетинговых услуг.

Аутсорсинг информационных технологийIТ-аутсорсинг») – это передача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями.

Аутсорсинг управления проектами – передача управления своими проектами компании, специализирующейся на услугах проект-менеджмента.

Аутсорсинг-проект – целенаправленное изменение конфигура­ции бизнес-системы на основе методологии аутсорсинга – разра­батывается для конкретного предприятия с целью повышения его эффективности и конкурентоспособности.

Ауттаскинг – это перенос на плечи сторонней организации ответственности за выполнение строго определённой задачи, управление вполне определённой технологией или предоставление конкретной услуги. Данная модель отличается от аутсорсинга меньшими масштабами; задачи, как правило, распределяются между несколькими малыми фирмами, а не отдаются на попечение одной крупной организации.

Ауттаскинг«outtasking» – передача во вне отдельных задач организации.

Аутстаффинг – «outstaffing» – это привле­чение персонала – человеческих ресурсов внешней организации (или «professional employer organization»).

Базовая процентная ставка – единица плюс процентная ставка за период. Математически это выражается следующей формулой: Б (i + i), где Б – это база; i – процентная ставка за период.

Базовые оценки основных фондов – первоначальная, остаточная, восстановительная.

Бизнес-план – документ, на основе которого осуществляется пла­нирование предпринимательской деятельности. В зависимости от цели разработки бизнес-плана его структура, состав, количество и содержа­ние разделов могут быть различными. Бизнес-план разрабатывается для обоснования нового проекта, организации нового бизнеса; для привлече­ния инвестора, обоснования целесообразности и выгодности вложения средств в развитие данного бизнеса; для восстановления платёжеспособ­ности и финансового оздоровления предприятия; для планирования дея­тельности функционирующего предприятия.

Структура бизнес-плана включает: введение (цели и задачи разработки); резюме, которое содержит краткую характеристику предпринимательского проекта, его преимущества и особенности, позволяющие рассчитывать на успех дела; характеристика предприятия; товар, рынок и конкуренция; маркетинг; сбыт; производственная программа; финансовый план.

Бизнес-процесс – это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами

Бизнес-единица – отдельно управляемое подразделение комплекса, юридически самостоятельное или несамостоятельное, полностью или частично экономически обособленное, ответственное за всю свою деятельность, необходимую для осуществления функций, возложенных на него в комплексе.

Бизнес-система по своей сути представляет собой систему взаимодействия инвестиционной, хозяйственной и финансовой деятельности.

Валовые инвестиции – сумма амортизационных отчислений и чистых инвестиций, направляемая на увеличение реального капитала.

Вертикальное комбинирование имеет место в том слу­чае, когда осуществляется последовательная переработка сырья в полу­фабрикат или готовую продукцию.

Вложения в человеческие ресурсы – в современных условиях становится долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы.

Вмененные издержки на основной капитал – ставка доходности по данным инвестированным решениям. Предприятие вместо данного инвестиционного проекта может вложить капитал в другой проект или купить ценные бумаги, приносящие другую прибыль.

Внешние издержки представляют собой денежные платежи поставщикам ресурсов: оплату сырья, материалов, топлива, заработную плату, начисление износа и другие. Эта группа издержек составляет бухгалтерские издержки, соответствующие затратам предприятий.

Внутренние издержки предприятий имеют неявный, имплицитный характер. Они отражают использование в производстве ресурсов, принадлежащих владельцам предприятий: земли, помещения, их личного труда, нематериальных активов, за которые они формально не платят.

Внешние обязательства предприятия – это обязательства перед фискальной системой: обязательства по налогам, пеням, штрафам перед бюджетами; обязательства перед финансово-кредитной системой – обязательства перед банками, финансовыми компаниями в случае, если предприятие взяло ссуду или займ в денежной форме или в виде ценных бумаг на основе кредитного договора; обязательства перед кредиторами за поставленные ими товары, выполненные работы или услуги.

Внешняя неопределённость – это функция объёма доступной информации в отношении фактора окружающей среды и относительной уверенности в точности этой информации.

Внутренние пользователи экономической информацией – это руководители предприятия, а также привлекаемые ими консультанты.

Внутренняя (предельная) норма окупаемости инвестиций – коэффициент, при котором текущая величина денежных доходов равна сумме текущих инвестиций, а величина чистой текущей стоимости равна нулю.

Внутренняя ставка дохода – ставка, при которой дисконтированные доходы от инвестиций равны дисконтированным инвестиционным затратам. Синоним внутренней нормы окупаемости.

Внутрифирменный суммарный общий риск – риск, не учитывающий эффекты от диверсификации, он измеряется воздействием проекта на изменчивость доходов фирмы.

Воспроизводство основных фондов это непрерывный процесс их обновления путём приобретения новых, реконструкции и технического перево­оружения, модернизации и капитального ремонта существующих фондов.

Выручка от перепродажи активов предприятия за вычетом налога – денежная сумма, которую продавец собственности получит от продажи активов после вычета затрат на осуществление сделок, налога на продажу активов и других расходов. Обычно это цена продажи минус сумма соответствующего долга, налоги на доход от продажи активов и расходы на продажу.

Выручка от реализации продукции – основной источник платежа по обязательствам – по сути является обезличенным денежным поступлением, которое может использоваться для возмещения текущих затрат, быть помещенным в банк, использоваться на капитальное строительство.

Главная задача стандартизации состоит – в подтверждении соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта и выдаче документа соответствия.

Главные целевые функции предприятия – состоят в удовлетворении потребностей и получении прибыли.

Горизонтальное комбинирование предполагает комплексную переработку сырья.

Группа – два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.

Группировка затрат по экономическим элементам – отражается в смете затрат на производство и реализацию продукции(работ, услуг). В ней собираются затраты по общности экономического содержания, по их назначению:

ñ сырьё, основные материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия (за вычетом возвратных отходов);

ñ вспомогательные и прочие материалы;

ñ топливо со стороны;

ñ энергия со стороны;

ñ заработная плата основная и дополнительная;

ñ отчисления на социальные нужды;

ñ амортизация основных фондов;

ñ прочие денежные расходы.

Движущий мотив развития экономики предприятия – это наличие неудовлетворённой потребности.

Диагностика предприятия – комплексный анализ и оценка производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Диагностика охватывает все стороны деятельности предприятия во взаимной связи и включает:

ñ анализ производственной деятельности;

ñ анализ инвестиционной деятельности;

ñ анализ внешнеэкономической деятельности;

ñ финансовый анализ.

Диагностика производственной деятельностипредприятия – заключается в оценке выполнения производственной программы, договоров заказчиками, конкурентоспособности продукции. При этом определяется влияние отдельных факторов на объём производства и реализацию продукции, даётся оценка технико-организационного уровня и других условий производства. Наиболее обстоятельному анализу подлежат затраты на производство и реализацию продукции.

Диагностика функциональная – диагностика деятельности предприятия, проводимая по функциям управления: диагностика орга­низационной деятельности, маркетинговая диагностика, диагностика производственной деятельности, диагностика научно-исследователь­ской и опытно-конструкторской деятельности, диагностика управления персоналом, организации труда и его оплаты, диагностика управления затратами на производство и производственные цели, финансовая диа­гностика и другие.

Единого стандарта функциональной диагностики не существует, она проводится в соответствии с потребностями предприятия (фирмы) и имеет целью проверку, анализ и оценку деятельности функциональных подразделений и служб, её соответствия требованиям обеспечения кон­курентоспособности предприятия, его загрузки заказами, получения не­обходимой прибыли. При наличии на предприятии положений, определя­ющих функции каждого отдела, службы, в первую очередь оцениваются полнота и уровень выполнения каждым из них возложенных на него функций, организация деятельности и, главное, её результативность, влияние на конечные результаты деятельности предприятия.

Цель диа­гностики – повышение эффективности деятельности всех функциональ­ных подразделений, выработка предложений по устранению выявленных недостатков, а при необходимости – по структурной реорганизации сис­темы управления.

Диверсификация – расширение номенклатуры товаров и услуг, проникновение в новые сферы бизнеса.

Деловой риск – риск, связанный с прогнозом будущего дохода от основной деятельности компании.

Демократический руководитель – руководитель, который старается не навязывать свою волю подчиненным и исходит из предпосылки, что люди мотивированы потребностями высшего уровня. Сам он мотивирует своих подчинённых, создавая климат, где люди мотивируют себя сами.

Дифференциация продукции – означает специфическое сочетание качества продукта (товара или услуги) и его цены, согласованные со спросом и структурой затрат, соответствующих тому или иному рынку сбыта.

Добавленная стоимость в аутсорсинг-проекте – это разница между валовым доходом, полученным от продажи продукции или услуг конечному потребителю, и суммой затрат на приобретение услуг аутсорсеров.

Доход предприятия – все денежные притоки о производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Емкость рынка – общий объём спроса на товар, услугу. Информация о рынке – широкий круг специально собранных, обработанных и проанализированных сведений, используемых при принятии управленческих решений.

Задания – предписанная работа, серия рабочих функций, которые должны быть завершены в определённой форме в рамках ограниченного периода времени.

Заработная плата – вознаграждение работников за труд и его конечные результаты.

Заработная плата это выраженная в денежной форме часть национального дохода, которая распределяется по количеству и качеству тру­да, затраченного каждым работником, и поступает в его личное потребление.

Заявление на объявление конкурса – подаётся должником, кредитором, иным лицом (по специальному закону).

Издержки производства – представляют собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Износ основных фондов – частичная или полная утрата основными фондами потребительских свойств и стоимости, как в процессе эксплуатации, так и при их бездействии. Различают физический и моральный износ.

Инвестиции – капиталовложения с целью получения доходов за длительный период.

Инвестиционный капитал – сумма обязательств собственного капитала компании, рассматриваемая в долгосрочном периоде.

Инновации – процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства.

Инновационная деятельность предприятия – её основным принципом является ориентация на рынок, а не на товар.

Инновационные стратегии – различаются следующие их модификации: традиционная, оппортунистическая, имитационная, оборонительная, зависимая, наступательная.

IT-outsourcing – это такой вид услуг, который подразумевает передачу заказчиком своих текущих функций по поддержке IТ-систем в специализированную IТ-компанию.

Инсорсинг – означает выполнение собственными силами предприятия тех функций или бизнес-процессов, которые раньше час­тично или полностью поставлялись извне.

Интернализация – представляет собой процесс сокращения или устранения отрицательных внешних эффектов путём превращения внешних факторов во внутренние.

Имущество предприятия – материальные и нематериальные элементы, используемые предприятием в производственной деятельности. Оно может увеличиваться в процессе деятельности фирмы.

Источники финансирования – собственный и заёмный капитал. Лизинг, факторинг, траст и другие.

Copy General Outsoursing – это комбинация процессов изготовления документов на «сайте» (территории заказчика), нацеленных на создание офисной документации и изготовления документов вне «сайта», позволяющая быстро печатать, создавать более сложные и качественные документы, поставляемые затем одним поставщиком.

Кадровая политика на кризисном предприятии – составная часть стратегии вывода предприятия из кризиса. Кадровая политика определяет характер взаимоотношений руководства предприятия с его персоналом. Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Составными частями кадровой политики являются: разработка общих принципов и установление приоритетных целей, организационно-штатная политика, информационная политика, финансовая политика, политика развития персонала, оценка результатов деятельности. В зависимости от стратегических целей руководства и имеющихся инструментов кадровой работы могут быть реализованы следующие типы кадровой политики: пассивная; реактивная; превентивная; активная.

Канал связи – применительно к обмену информацией – средство передачи информации: письменной, устной, формальной, неформальной, пригодной для электронных средств связи.

Канал распределения (сбыт) совокупность предприятий или отдельных лиц, помогающих продать товар или услугу.

Качество как экономическая категория – это общественная оценка, характеризующая степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления той совокупности свойств, которые явно выражены или потенциально заложены в товаре.

Качество продукции (услуги) – это потенциально полезный эффект для групп потребителей, измеряемый в натуральном или денежном выражении; совокупность полезных свойств объекта.

Качество соответствия – концепция качества, отражающая ту степень, с которой продукция или услуги, предоставляемые организацией, соответствуют внутренним спецификациям организации.

Категории персонала:

1. Рабочие: лица непосредственно занятые созданием материальных ценностей или работами по оказанию производственных услуг и перемещению грузов. Основные: работники, непосредственно создающие товарную (валовую) продукцию предприятия и занятых осуществлениемВспомогательные:рабочие, занятые обслуживанием оборудования и рабочих мест.

2. Специалисты: работники, имеющие высшее или среднее специальное образование, а также работники, не имеющие специального образования, но занимающие определенную должность.

3. Служащие: работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (агенты, кассиры, делопроизводители и т.д..

4. Руководители: работники, занимающие должности руководителей предприятий (директора, главные специалисты).

Качество трудовой жизни – степень удовлетворения важных личных потребностей через деятельность в трудовой организации.

Коллективная собственность – это собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам, с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляются по соглашению всех собственников.

Классификация предприятий по организационно-правовым формам – Хозяйственные товарищества и общества. Полное товарищество. Товарищество на вере. Общество с ограниченной ответственностью. Общество с дополнительной ответственностью. Акционерное общество. Производственные кооперативы. Унитарные предприятия.

Классификация затрат по статьям калькуляции – объединяет их по направлениям использования, по месту возникновения. Она позволяет определить себестоимость единицы продукции, распределить затраты по ассортиментным группам, выявить резервы их снижения.Различают плановую, нормативную, сметную и фактическую калькуляции. При расчёте себестоимости единицы продукции прямые затраты включают исходя из установленных норм, цен и тарифов, а косвенные распределяют в соответствии с избранной базой.

Комбинирование это процесс соединения труда определённых, орга­нически связанных между собой, специализированных производств в хозяйственный единый комплекс. Комбинирование возникает на опре­делённой стадии развития специализации.

Команда – это тщательно сформированный, хорошо управляемый, самоорганизующийся коллектив, быстро и эффективно реагирующий на любые изменения рыночной ситуации, решающий все задачи как единое целое.

Коммерческое предпринимательство – характеризуется тем, что его содержание состав­ляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции. В от­личие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет потребности в значительных производственных ресурсах, связанных с выпуском продукции.

Конечная цель производства – это улучшение уже имеющихся ресурсов в целях удовле­творения потребностей.

Концентрация производства это процесс, направленный на увеличение на предприятии выпуска продукции или оказания услуг.

Кооперирование – это форма производственных связей между предприя­тиями, совместно изготовляющими продукцию.

Ключевые компетенции – определяются:

ñ организационной культурой;

ñ нормами и ценностями, которые лежат в основе организационного поведения;

ñ отношением к изменениям;

ñ профессиональной квалификацией и мастерством в проектировании, анализе рынка;

ñ умением решать проблемы, относящиеся к стратегической деятельности;

ñ умением решать вопросы, относящиеся к проведению организационных изменений;

ñ мотивацией участия в стратегической деятельности и способностью преодолевать сопротивление.

Комплекс маркетинга – набор контролируемых переменных, обеспечивающих заданную реакцию на рынке.

Компьютеризированное интегрированное производство – применение гибких производственных систем, управляемых интегрированной системой управления производством.

Контракт или соглашениеоб аутсорсинге – определяет содержа­ние передаваемых функций или видов деятельности и регламентирует отношения сторон – предприятия-заказчика и исполнителя-аутсорсера.

Конверсионная система массового производства – тип конверсионного процесса, в ходе которого производятся большие количества относительно стандартизированной продукции.

Конкурентное отличие – высокая компетентность организации в какой-либо области, которая даёт организации наилучшие возможности привлекать и сохранять клиентуру.

Конкурентоспособность – полнота удовлетворения совокупных требований рынка к продукции, обеспечивающая предпринимателю получение определенной нормы прибыли.

Конкурентоспособность предприятия – понятие относительное, которое определяется, как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией.

Конкурентоспособность товара – совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Конкурентное преимущество – это положение организации на рынке, позволяющее ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.

Коммерческий кредит – такой кредит предприятие может получить при закупке товаров или создании производственного запаса поставщика.

Корпоративная культура – совокупность ценностей и убеждений, разделяемых работниками фирмы, которые предопределяют их поведение и характер жизнедеятельности организации.

Корпорация – экономическая организация, зарегистрированная в законном порядке властями, существующая независимо от срока жизни её владельцев, имеющая неограниченный срок жизни и ограниченную ответственность и легко передающая долю собственности.

Коэффициент капитализации – коэффициент капитализации дохода, который учитывает как доход от инвестиций, так и возврат самих инвестиций.

Коэффициент качества управления активами – ряд коэффициентов, с помощью которых определяется, насколько эффективно компания управляет своими активами.

Коэффициент независимости характеризует структуру капитала с позиции финансовой независимости предприятия от заемных источников капитала.

Коэффициент риска – показатель степени риска, определяемый отношением максимально возможного размера убытка к величине собственного капитала инвестора.

Коэффициент финансирования – характеризует соотношение собственных и заёмных средств в структуре капитала предприятия.

Коэффициент финансовой устойчивости или доля средств, которые предприятие может использовать на долгосрочной основе во всем капитале предприятия.

Коэффициент оборачиваемости, длительность одного оборота оборотных средств и количество оборотов – характеризуют эффективность использования оборотных средств.

Кривая риска – график зависимости вероятности потерь от их величины.

Кризис – решение, поворотный пункт, тяжёлое переходное состояние.

Лизинг – вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлечённых финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определённого продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.

Лизинг – это долгосрочная аренда машин, оборудования и других товаров инвестиционного назначения, купленных арендодателем (лизингодателем) для арендатора (лизингополучателя) при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок аренды.

Лаг – временной разрыв между осуществлением того или иного действия и получением эффекта от него. Лаг принимается в расчёт при осуществлении различных видов экономической деятельности, принятия тех или иных технических решений. Так, между принятием и осуществлением решения о снижении ставок налогообложения предприятий (например, налога на прибыль, на добавленную стоимость) и получением эффекта в виде расширения налоговой базы и, соответственно, суммы собираемых налогов временной лаг составляет обычно 1,5-2 года.

Наиболее широко учитывается в расчётах эффективности и окупаемости капитальных вложений, поскольку от момента авансирования инвестиций и получения эффекта в форме прибыли и начисленной суммы амортизации проходит значительное время. Определение лага почти всегда носит вероятностный характер.

Ликвидность – показатель, отражающий способность физического лица, фирмы, предприятия погасить свои финансовые обязательства.

Логистика – система управления материальными потоками, их дви­жением от первичного источника до конечного потребителя, достижения поставленных целей (обеспечение непрерывности и эффективности про­изводства и удовлетворения запросов потребителей) при минимальных издержках. Логистика охватывает товарные и информационные потоки во всех звеньях от поставщика до потребителя, разрабатывает мероприя­тия по оптимизации процессов поставки материалов, сырья, топлива и др., хранения материалов и продукции, производства продукции, её реа­лизации и потребления. При этом под оптимизацией процессов имеется в виду достижение их эффективности при минимальных затратах.

Логистика – это форма оптимизации рыночных связей, гармонизация интересов всех участников процесса товародвижения и представляет собой совершенствование управления материальными и связанных с ними информационными и финансовыми потоками.

Логистический провайдер – это организация, которая оказывает комплекс логистических услуг на основе аутсорсинга.

Маркетинг – это комплексный подход к решению проблем рынка, охватывающий все стадии движения товара от изучения потребностей и спроса на него, разработки программ производства и оказания разного рода услуг, связанных с продажей и потреблением, вплоть до организации послепродажного обслуживания и формирования потребностей в новых изделиях.

Массовый тип организации производства – характеризуется постоянным выпуском строго организационной номенклатуры изделий, однородных по назначению, конструкции, технологическому типу, изготовляемых одновременно и направлено.

Менеджмент – совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, применяемых с целью повышения эффективности производства и получения прибыли.

Методы моделирования – способы разработки и оптимизации решений, основанные на использовании математических моделей: теории игр, управления запасами, линейного программирования.

Методы экспертных оценок – способы разработки и обоснования решении основанные на использовании обобщенных мнений специалистов-экспертов.

Метод инвестиционной группы – метод расчёта общего коэффициента капитализации, определяемого структурой финансирования инвестиционного проекта и уровнем доходности каждого из источников финансирования.

Метод критического пути – техника осуществления руководства проектом, основной целью которой является обеспечение соблюдения графиков производства и конечных сроков работ. В основе её лежит допущение того, что длительность событий поддаётся достаточно точной оценке.

Методы оценки запасов ЛИФО, ФИФО – запасы сырья и материалов могут получать различную оценку в связи с перенесением затрат на себестоимость продукции. Производственные запасы, списываемые на себестоимость, можно оценивать по средней цене закупленных сырья и материалов (традиционный метод в России), по ценам первых (ФИФО) и ценам последних (ЛИФО) покупок.

Методы ресурсосбережения – это конкретные технологические способы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по но­вому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом.

Метод безубыточности – даёт возможность сравнить размеры прибыли, получаемой при различных ценах.

Мотивация – это побуждение себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.

Мультипликатор – коэффициент, отражающий соотношение между ценой компании и её финансовыми показателями, такими как прибыль, денежный поток, выручка от реализации, дивидендные выплаты, чистые активы. Поскольку в компаниях-аналогах это соотношение должно быть достаточно сходным, мультипликатор используется для определения стоимости оцениваемого предприятия.

Мультипликатор «цена/выручка от реализации» – соотношение между ценой предприятия и стоимостью годового объема реализуемой продукции и услуг. Используется для оценки компаний с узкой номенклатурой продукции. Этот коэффициент может рассчитываться как отношение цены к фактическому объёму производства товаров или услуг.

Мультипликатор «цена/дивиденды» – соотношение между ценой акции и дивидендными выплатами либо реальными, либо потенциально возможными.

Мультипликатор «цена/прибыль» или «цена/денежный поток» – соотношение между ценой и доходом предприятия, рассчитываемого до или после учёта таких статей, как исчисление амортизации, выплата дивидендов, процентов, налогов, основной суммы долга.

Мультипликатор «цена/чистые активы» – соотношение между ценой предприятия и его чистыми активами.

Некоммерческие партнёрства – это организации, основанные на член­стве граждан и юридических лиц, которые их создают.

Нестабильная внешняя среда – внешнее окружение с высоким уровнем взаимосвязанности факторов, что влечёт за собою сложность, подвижность и неопределённость среды.

Номинальная заработная плата это начисленная и полученная работ­ником заработная плата за его труд за определённый период.

Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – предметы труда, вступившие в производственный процесс (детали, узлы и т.п.).

Оборотный капитал – это совокупность денежных средств, авансированных для создания и использования оборотных производственных фон­дов и фондов обращения для обеспечения непрерывного процесса производства и реализации продукции.

Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения; функционируют только в одном производственно цикле и полностью переносят свою стоимость на готовый продукт.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – организация, созданная по соглашению юридическими лицами и гражданами путём объединения их вкладов в целях осуществления хозяйственной деятельности. Общество является юридическим лицом.

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) – это общество, учреждённое одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделён на доли определённых учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственностьпо его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества.

Объём работы – количество различных операций, выполняемых одним рабочим, и частота их повторения.

Объединения юридических лиц – это ассоциации и союзы, которые создаются в целях: координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций; зашиты общих имущественных интере­сов коммерческих организаций; координации защиты интересов.

Объём управления – число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя.

Обязательные согласования – форма административных полномочий, при которой линейные руководители обязаны обсуждать соответствующие вопросы с персоналом, прежде чем предпринять действия или представить предложение высшему руководству.

Ограниченность ресурсов – дисбаланс между потребностью в определённом количестве товаров и услуг и средствами для удовлетворения потребностей.

Операционная система – общая система производственной функции организации, состоящая из трех подсистем: перерабатывающей подсистемы, подсистемы обеспечения и планово-контрольной подсистемы.

Операционное слияние – слияние, при котором фирмы-участницы интегрируются в надежде достичь синергетического эффекта.

Оптимальный объём производства, который обеспечивает выполнение заключённых договоров и обязательств по производству продукции (выполнению работ) в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью.

Организационная структура – логические соотношения уровней управления и функциональных областей, организованное таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

Организация по реализации проекта – временная структура, образуемая для выполнения конкретной, точно определённой цели.

Особенности рынков ресурсов связаны с их дефицитностью, ограниченностью объёма производства и предложения ресурсов.

Основные фонды предприятия – это стоимостное выражение средств труда, которые переносят свою стоимость на продукт частями, по мере износа. В зависимости от назначения в производственно-хозяйственной деятельности основные средства подразделяются на пассивные и активные.

Отличительная компетентность – задача или процесс, реализуемые организацией гораздо лучше, чем её конкурентами.

Оффшорный IT-аутсорсинг – представляет собой передачу услуг оффшорного программирования программистам из других стран, является одним из основных проявлений всеобщих тенденций экономической глобализации.

Передача риска означает, что инвестор передаёт ответственность за риск кому-то другому, например, страховой компании.

Перерабатывающая подсистема – подразделение в организации, которое выполняет производственную работу, непосредственно связанную с превращением поступающих ресурсов в выходную продукцию.

PR-аусорсинг – это ведение PR-агентством всей текущей работы по «public relations» и рекламе для предприятия.

Планирование – процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.

Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех работников предприятия к достижению общих целей.

Платёжеспособность – способность своевременно и в полном объёме выполнить свои платёжные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных или иных операций денежного характера.

Персонал предприятия – основной состав квалифицированных работников предприятия, фирмы или организации.

Производственный персонал – работники, занятые в производстве и его обслуживании (основная часть трудовых ресурсов предприятия).

Повременная формаоплаты труда – заработная плата работникам начисляется по установленной тарифной ставке или окладу за факти­чески отработанное на производстве время.

Подразделение – формальная группа в организации, отвечающая за выполнение конкретного набора задач для организации в целом.

Подсистема обеспечения – подразделение организации, которое выполняет функции, необходимые для работы производственной подсистемы.

Подсистема планирования и контроля – подразделение, которое получает информацию из производственной подсистемы о состоянии системы и незавершенном производстве. На основе комплексной информации, полученной из внешней и внутренней среды, подсистемы планирования и контроля принимает решения по перспективным целям и функциям.

Показатель результативности – специальный показатель, характеризующий уровень достижений на пути реализации поставленных целей. Используется в процессе контроля.

Политика ресурсосбережения – это комплекс принципов, факторов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное снижение расхода совокупных ресурсов на единицу валового нацио­нального продукта (в рамках страны) либо на единицу полезного эффекта конкретного товара при условии обеспечения безопасности страны, экосистемы, регионов, предприятий, человека.

Полное товарищество это коммерческая организация, уставной капитал которого состоит из долей (вкладов) учредителей.

Полномочия – ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия её сотрудников на выполнение заданий.

Полный аутсорсинг («full outsourcing») – представляет передачу аутсорсеру отдельных функций целиком, с возложением на него полной ответственности за их выполнение.

Поточное производство – метод организации производства, характеризующийся расчленением производственного процесса на отдельные относительно короткие операции, выполняемые на последовательно расположенных местах – поточных линиях.

Предприятие этосамостоятельный хозяйственный субъект экономики, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий ус­луги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприниматель это человек, который затрачивает все силы и берёт на себя весь риск деятельности в определённой сфере, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым результатом.

Предпринимательская деятельность ( предпринимательство) – представляет собой инициативную самостоя­тельную деятельность граждан и их объединений, направленную на по­лучение прибыли.

Прогнозирование – это метод, в котором используются как накопленный опыт в прошлом, так и текущие допущения насчёт будущего с целью его определения.

Проектная организационная структура – временная организационная структура, формируемая для достижения конкретной, чётко очерченной цели.

Производительность – в количественном выражении – это объём выпуска, делённый на объём потреблённых ресурсов. В широком смысле – относительная эффективность и экономичность организации.

Производственное предпринимательство это деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и услуг, сбор, обра­ботку и предоставление информации, создание духовных ценностей, подлежащих последующей реализации потребителям. Производ­ственные предприятия и учреждения, коммерческие, торговые заведе­ния, фондовые и товарные биржи, банки, население – всё это являет­ся основным полем приложения усилий.

Производственная функция – виды деятельности, которые производят товары или услуги, поставляемые организацией во внешнюю среду.

Производственный аутсорсинг – представляет собой передачу предприятием части своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней организации.

Производственный кооператив это добровольное объединение граждан для ведения совместной деятельности в таких сферах, как производство, переработка, сбыт, торговля, бытовое обслуживание, медицинские услуги и другие.

Производственные запасы – предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс (сырье, топливо, тара и т.д.).

Производственный левераж (производственный рычаг) – определяется степенью использования постоянных расходов предприятия. Расчёты показывают, что увеличение доли постоянных расходов в издержках предприятия повышает влияние прироста объёма производства на рентабельность.

Производственный (трансформационный) процесс – представляет процесс преобразования затрат (вход) в конечный результат (выход).

Производство по принципу «точно вовремя» – система управления материально-техническими запасами, в которой продукция, комплектующие изделия и материалы поступают только тогда и в таком количестве, когда и сколько их требуется. Основная цель системы заключается в том, чтобы сократить издержки капитала и издержки хранения.

Процедуры – предписание относительно того, какие действия предпринять в конкретной ситуации.

Процессный подход к управлению – подход к управлению, основывающейся на концепции, согласно которой управление есть непрерывная серия взаимосвязанных действий, операций или функций.

Проблема – расхождение между желаемым и реальным состояниями управ­ляемого объекта набор нерешённых вопросов.

Проект – идея, замысел.

Проект – представляет собой ограниченное по времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, с ограничениями расходования средств и ресурсов.

Программа – это совокупность проектов и различных мероприятий, которые объединены общей целью и условиями их выполнения.

Портфельные инвестиции – вложение средств в акции, облигации и другие ценные бумаги, выпущенные частными компаниями и государством.

Расходы будущих периодов – невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде, но относятся на продукцию будущего периода.

Развитие организации – долгосрочная программа усовершенствования возможностей организации решать различные проблемы и способностей к обновлению, в особенности путём повышения эффективности управления культурой организации. При этом активно используются теоретические и технологические новинки, достижения прикладных наук о поведении и теории операций.

Рациональное решение – выбор, подкреплённый результатами объективного анализа. Рациональное решение в отличие от основанного на суждении не зависит от опыта, накопленного в прошлом.

Реальная заработная плата – это количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную заработную плату.

Реальная зара­ботная плата – это «покупательная способность» номинальной заработ­ной платы.

Реинжиниринг (перестройка) – включает в себя: постановку задач, создание модели существующей компании, перепроектирование бизнес-процессов, разработку систем организационного взаимодействия персонала, разработки поддерживающих информационных систем, внедрение обновленных процессов.

Реинсорсинг (backsourciung) –означа­ет возвращение в число выполняемых самостоятельно, внутри предприятия функций или бизнес-процессов, которые однажды были вынесены за его пределы, то есть переданы аутсорсеру.

Рентабельность продаж – отношение прибыли (в процентах) к общей величине выручки от продаж.

Рентабельность чистого собственного капитала предприятия – отношение прибыли к общей сумме активов по балансу за вычетом всех обязательств.

Рентабельность всех активов предприятия – отношение прибыли к общей сумме бухгалтерских активов, сформированных за счёт как собственных, так и заёмных средств.

Ресурсы это факторы, используемые для производства экономических благ.

Реструктуризация предприятия – система мероприятий
по улучшению управления на предприятиях, повышению эффективности
производства и конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности. Реструктуризация
должна способствовать оздоровлению экономики предприятия, восстановлению платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости, согласованию интересов собственников, которым принадлежит значительная доля в уставном капитале, повышению самостоятельности подразделений, активизации их деятельности, расширению круга лиц, вовлекаемых в активную предпринимательскую деятельность.

К мерам внешней реструктуризации относятся различные формы реорганизации предприятия, а также создание дочерних предприятий на базе отдельных структурных подразделений или имущественных комплексов. Внешней реструктуризацией являются также различные формы интеграции предприятий.

К мерам внутренней реструктуризации относится создание на базе цехов, иных подразделений бизнес-единиц, центров затрат, центров финансовой ответственности и иных хозяйственных подразделений, обладающих высокой степенью самостоятельности, но без предоставления прав юридических лиц. Проводится, как правило, самостоятельно, изнутри, по собственной инициативе.

Реструктуризационный аутсорсинг – отказ предприятия от самостоятельного выполнения отдельных функций или бизнес-процессов, сопровождаемый ликвидацией соответствующего подразделения, реструктуризацией активов, высвобождением имущества и капитала (декапитализацией).

Ресурсный эффект это высвобождение ресурсов на предприятии: материальных, трудовых и финансовых.

Реформирование организации – разработка комплексной программы развития и функционирования, на основе проведённой диагностики структуры и всех направлений деятельности, ориентированной на повышение конкурентоспособности, эффективности и финансовой устойчивости организации. Реформирование, как правило, осуществляется по инициативе внешних субъектов управления (государства, местных органов власти, вышестоящей организации).

Риск – вероятность потери ресурсов или неполучения доходов, связанная с конкретной альтернативой решения.

Риск-менеджмент (управление риском) – одна из функций современного ме­неджмента, связанная с анализом возможного риска при осуществлении ком­мерческих операций и разработкой мер по его снижению и компенсации.

Сдельная форма оплаты труда стимулирует улучшение объёмных, коли­чественных показателей работы. Она применяется на участках производства с преобладанием ручного или машинно-ручного труда: именно в этих условиях, возможно, учесть количество и качество произведённой продукции, обеспечить увеличение объёма производства и обоснован­ность устанавливаемых норм труда.

Сетевой анализ – техника планирования и контроля за реализацией проекта, предусматривающего выполнение ряда взаимосвязанных операций. Цель анализа состоит в разделении проекта на его составные элементы-операции и расположения их в правильном порядке с последующей разработкой скоординированного графика выполнения каждой операции. Также оценивается продолжительность каждой из операции. Сетевой анализ может выполняться двумя альтернативными способами: методом критического пути и методом поэтапного контроля за реализацией проекта.

Синергетический эффект – положительное влияние осуществления одного из проектов на поток доходов от первых инвестиций и увеличение общей суммы доходов от обеих инвестиций.

Синергия – условие, состоящее в том, что общий результат превосходит сумму сложенных эффектов; при синергетическом слиянии стоимость после слияния превосходит сумму стоимостей отдельных компаний до слияния.

Система производства по типу проектов – вид производственного процесса, в котором каждая выпускаемая единица продукции уникальна по свей конструкции, выполняемым задачам, месторасположению или по каким-либо другим важным признакам.

Система с фиксированной периодичностью – метод периодического восстановления уровня материально-технических запасов, например, раз в две недели. Объём заказа при этом зависит от объёма наличия на момент заказа.

Система с фиксированным количеством – метод, при котором осуществляется постоянный контроль уровня материально-технических запасов. Заказы размещаются только тогда, когда этот уровень падает ниже заданной и неизменной величины.

Система ускоренного возмещения стоимости (СУВС) – система начисления амортизации, которая даёт возможность компаниям списывать стоимость активов за более короткий период, чем сроки их службы.

Смешанное комбинирование имеет место,когда из одного вида сырья, последовательно перерабатывая его, получают ос­новные полуфабрикаты или готовые изделия, а из образовавшихся от­ходов – побочные полуфабрикаты или готовые продукты.

Собственный капитал – основной рисковый капитал предприятия, средства, которые предприятие может с наибольшей уверенностью инвестировать на долгосрочной основе и подвергнуть наибольшему риску. Их потеря по какой-либо причине не обязательно подвергнет риску способность предприятия выплатить фиксированные долги.

Совместный аутсорсинг (co-outsourcing) – представляетвовлечение в решение проблемы, поставленной перед аутсорсером, ресурсов и способностей заказчика (клиента).

Соотношение целей и средств – модель руководства, согласно которой руководители должны реализовывать тот тип руководства, который наиболее подходит для данной ситуации.

Социальная адаптация в организации – процесс знакомства новых работников с правилами, практикой и культурой организации в ходе официальной подготовки и неофициального общения.

Социальный эффект это повышение материального и культурного уровня жизни граждан, более полное удовлетворение их потребностей в товарах и услугах, улучшение условий и техники безопасности труда, снижение доли тяжёлого ручного труда и других.

Стандартизация – использование в процессе производства и сборки однородных взаимозаменяемых деталей и узлов.

Списочный состав работников предприятия это работники, принятые на постоянную и временную работу, связанную с основной и не основной деятельностью, на срок один день и более.

Специализация производства – это процесс сосредоточения выпуска определённого вида продукции в отдельных отраслях промышленности, на отдельных предприятиях и их подразделениях, то есть это процесс производства однородной продукции или выполнения отдельных технологических операций.

Сравнительная экономическая эффективность – показатель, характеризующий условий экономический эффект, полученный в результате сравнения и выбора лучшего варианта, который может быть определен как отношение экономии от снижения себестоимости или повышения рентабельности продукции к разности капитальных вложений и других авансированных затрат между различными вариантами.

Стратегическое планирование – выступает как совокупность решений и действий, предпринятых руководством компании, обеспечивающих разработку конкретных стратегий, практическая реализация которых обеспечивает возможность достижений поставленных целей; основная составляющая инновационной политики предприятия.

Стратегический менеджмент – процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которых является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать, как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь её целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

Стратегическое управление – программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей возможностей предприятия и интересов владельцев и работающих.

Стратегия (предприятия, фирмы, корпорации) – определённая конкретная программа организации, в соответствии с которой осуществляются её деятельность, дальнейшее совершенствование и управление.

Страхование риска – способ компенсации вероятных потерь, заключающийся в создании специальных денежных фондов, формирующих за счёт страховых взносов.

Сценарный анализ – методика анализа риска, при которой наборы «плохих» и «хороших» финансовых обстоятельств сравниваются с наиболее вероятными обстоятельствами или обстоятельствами базового состояния.

Тактика – краткосрочная стратегия для достижения цели, разрабатываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: