Разборка, дефектация и подготовка электрических машин к ремонту

Перед разборкой надо проверить состояние корпуса, крепящих деталей, фланцев, колодок выводов, выводных концов, осмотреть подшипниковые щиты.

Конструкция съемников для съема шкивов и муфт с валов электродвигателей:

а — двухлапчагый съемник: / — захват; 2—рукоятка; 3—по­перечина- 4— ходовой винт; 5—вал электродвигателя; б — трехлапчатый съемник; / — захват; 2-фасонная гайка; 3-ходовой винт; в — гидравлический съемник; 1- захваты; 2 - траверса. 3— стойка; 4 -площадка; 5 - гидравлический цилиндр; 6 –рукоятка.

Приспособление для ввода и вывода ротора из рас­точки статора:

а — с помощью подъемных средств; б — без подъемных средств.

Разборку производят осторожно, избегая больших усилий, в следующей последовательности:

Отвинчивают и вынимают болты переднего и заднего подшипниковых щитов и фланцев переднего и заднего подшипников;

Снимают задний подшипниковый щит специальными съемниками или выколотками из цветного металла, а затем сдвигают с заточки передний подшипниковый щит. Чтобы не повредить железо и изоляцию обмоток при снятии щитов, предварительно в воздушный зазор между ротором и статором вкладывают лист плотного картона; вынимают из статора ротор вместе с передним щитом. На небольших электродвигателях операцию проводят вручную, а на средних и крупных – с помощью с помощью специального приспособления и грузоподъемного механизма;

Снимают с подшипника передний щит с помощью специального приспособления;

Вывешивают металлические бирки на основании детали.

Все детали тщательно очищают в моечной машине. Затем ротор электродвигателя с подшипниковыми щитами, подшипниками, фланцами и деталями крепежа отправляют на ремонтно-механический участок.

При дефектации выполняют тщательный осмотр всех узлов и деталей разобранной машины. При оценке состояния подшипниковых щитов легкими ударами молотка простукивают поверхность щитов, выявляя, нет ли в них трещин. Места, вызывающие сомнения, осматривают через лупу для обнаружения волосяных трещин. Границы трещин отмечают мелом.

В шарико– и роликоподшипниках не должно быть шелушения шариков или беговых дорожек, недопустимо также увеличение радиального и осевого зазоров. Величину зазора (люфта) у роликовых и шариковых подшипников определяют с помощью индикатора – прибора КИ– 1223, или на специальных стендах. Допустимые зазоры в подшипниках качения приведены в справочной литературе.

Приспособление для измерения радиального зазора в подшипниках электрических машин без съема с вала

а – конструкция приспособления; 1 – захват; 2 – основание; 3 – вертикальная стойка; 4 – ползун; 5 – горизонтальная стойка; 6 – индикатор; 7 – призма; 8 – регулируемый зажим; 9 – 9 – винт крепления; б – крепление приспособления на роторе кз электродвигателя: 1 – ротор; 2 – ползун; 3 – стойка индикатора; 4 – контролируемый подшипник.

Далее осматривают и тщательно проверяют щеткоподъемный механизм, щеткодержатели, пальцы, изоляторы, траверсы, крепеж. Обращают особое внимание на отсутствие пятен на статоре, характеризующих местные перегревы стали сердечника, и на места паек (сварки) стержней и торцевых колец короткозамкнутого ротора. На поверхности контактных колец не должно быть больших следов выработки, подгаров; на валу трещин; на шейках вала – раковин, шереховатостей, задиров, царапин.

При дефектации электрических машин проверяют диаметры посадочных мест, их овальность и конусность, состояние вентилятора и его крепление, сохранность паек петушков, коллектора, плотность прессовки коллекторных пластин и отсутствие на них подгаров, выбоин, дорожек и выступающей слюды. Измеряют величину сопротивления изоляции между коллектором и валом, обмоткой и контактными кольцами. Проверяют прочность бандажей и плотность бандажей, плотность посадки клиньев.

Увеличение воздушного зазора асинхронных двигателей влечет за собой повышение тока холостого хода и уменьшение КПД.

При дефектации особое внимание обращают на электрическую часть машины. Чаще всего встречаются три неисправности: обрыв обмотки, замыкание между фазными обмотками или обмотками и корпусом, межвитковое замыкание.

Обрыв обмотки можно определить при помощи прозвонки, омметр (мегаомметр) при обрыве покажет бесконечность.

Замыкание между фазными обмотками или обмоткой и корпусом определяют путем измерения сопротивления изоляции мегаоометром. При замыкании прибор покажет ноль.

Межвитковые замыкания можно определить:

1.Методом индуктированных напряжений.

Обмотки фаз разъединить и к одной из обмоток подвести напряжение, равное 36 В, а в других фазах вольтметром измерить индуктированные напряжения. Затем поочередно подать напряжение на две другие обмотки, а вольтметром измерить напряжение на свободных выводных обмоток.

 
 

В обмотках с межвитковым замыканием в замкнутом контуре возникает противо – ЭДС и индуктированное на пряжение уменьшится.

2. Методом измерения токов.

При соединении обмоток статора в звезду с тремя выводными концами невозможно определить витковые замыкания методом индуктированных напряжений. В этом случае используют «метод токов». В каждую фазу включают амперметр и производят замер тока на работающем двигателе. Наибольший ток покажет амперметр, включенный в фазу с поврежденными витками. При соединении обмоток в треугольник наибольший ток покажут два амперметра обмотки с короткозамкнутыми витками.

 
 

3.В разобранной машине витковые замыкания в цепи статора или якоря можно определить используя для этого электромагнит. В этом случае электромагнит помещают в расточку статора и передвигают по ней. Стальная пластинка, прикладываемая к пазам, начинает вибрировать, как только попадает на паз, в котором помещается поврежденная катушка обмотки.

. Определение витковых замыканий в обмотках статоров при помощи элек­тромагнита:

1—башмак; 2—магнитный по­ток

Обрыв в короткозамкнутом роторе находят методом симметрии токов в режиме короткого замыкания двигателя. Ротор затормаживают и к статору подводят напряжение в 5-6 раз ниже номинального. В каждую фазу включают амперметр. Если обмотки статора и ротора исправны, показания всех трех амперметров одинаковые и не зависят от положения ротора. При обрыве стержней показания приборов различны и изменяются, когда ротор поворачивают.

Различные показания приборов, не зависящие от положения ротора, указывают на неисправность статора (межвитковые замыкания, неправильное соединение катушек в обмотке статора и т.п.)

Также можно проверить исправность кз ротора можно по следующей схеме:

 
 

Отсутствие резких скачков тока при вращении ротора вручную указывает на исправность ротора.

В разобранной машине определяют обрыв в цепи короткозамкнутого ротора используя электромагнит. Ротор помещают на электромагнит и поворачивают вручную.

Стальная пластинка, прикладываемая к пазам ротора, вибрирует на неисправных пазах и не вибрирует на пазах, где размещены оборванные стержни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: