Второй тип целостной индивидуальности

(обладает противоположными особенностями)

· Мощное активирующее влияние ретикулярной формации на функциональные системы, в свою очередь, позволяет индивидам со слабой нервной системой хорошо переносить состояние монотонии, из-за высокой чувствительности (низких абсолютных порогов) быстро реагировать на слабые сигналы, хорошо запоминать логически оформленную информацию, повышать эффективность деятельности за счет тщательного планирования и развернутости планирующих, ориентировочных действий. В то же время, высокий уровень активации мозговых структур повышает вероятность выхода за пределы максимума работоспособности в периоды относительно продолжительных или интенсивных функциональных нагрузок. Данная типология обусловливает неустойчивость к стрессу, ухудшение работоспособности при высокой мотивации деятельности. Оптимальный индивидуальный стиль деятельности противоположен тому, который показан лицам с первым типом целостной индивидуальности.

Обладание синдромом признаков индивидуальности определенного типа не детерминирует однозначным образом эффективность и результативность действий индивида при выработке у него оптимального стиля профессиональной деятельности и – в целом – жизнедеятельности. Как отмечал В.С. Мерлин, «типологически обусловленный индивидуальный стиль операций наиболее отчетливо наблюдается у субъектов с активной мотивацией и положительной направленностью в деятельности», откуда следует, что «в отличие от индивидуального стиля моторики, он обусловлен не только свойствами общего типа нервной системы, но и более высоким иерархическим уровнем индивидуальности».

Противоречия между психофизиологическим и вышележащими уровнями индивидуально-типологической организации затрудняют или делают невозможным формирование деятельности по компенсаторному типу, что приводит к дисгармонии в экологических «нишах» индивидуальности (дезорганизует деятельность, провоцирует психосоматические расстройства на фоне экологического профессионального выгорания и т.д.).

4.2. Опросник структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ)

4.2.1. Теоретические основы конструирования ОСЦИ

Психодиагностика организации индивидуальности потребовала проработки новой типологической концепции, конструктивного обобщения экспериментальных фактов и системных способов воссоздания первичной целостности структуры разноуровневых свойств человека в поведении (Базылевич, 1994-2000). В процессе проработки темы создан новый метод оценки структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ), рассматривающийся как квазиэксперимент, то есть, отправляющийся от фундаментальной теории дифференциальной психофизиологии.

Конструирование ОСЦИ основано на следующих допущениях. Любой фрагмент организации психических процессов, свойств и состояний человека является частью целостности. Психика всегда целостна. Отдельные психические функции и свойства индивида и личности - это своеобразная абстракция. Каждый фрагмент может быть понят лишь в структуре целого. Живой, действующий человек наиболее полно анализируется только как целостность. Целостность - основная категория системного подхода в проблемах психологии (Ломов, 1983 и др.).

Системная ориентация психологических исследований потребовала от ученых создания новой методологии, новой психодиагностики и инновационных технологий воссоздания целостности объекта исследования Проведенные исследования открыли возможность конструирования системотехник " нового века", основывающихся на эволюционно-системных представлениях о генезе психики и фундаментальных теориях и законах. Одна из таких методик - оценки структуры целостной индивидуальности (ОСЦИ) - валидизирована в работах Т.Ф. Базылевич.

Данная психодиагностическая методика является новым инструментом изучения своеобразия целостной индивидуальности. ОСЦИ позволяет - по сопряженности связей между разноуровневми ее признаками при стабилизации развития деятельности - количественно диагностировать и качественно анализировать степень гармоничности экологических "ниш" индивидуальности.

Системотехника диагностики структуры целостной индивидуальности учитывает экспериментальные факты дифференциальной психофизиологии и психологии, где выделены способствующие эффективной жизнедеятельности компенсаторные и синергические связи типологических особенностей индивида и их психологических проявлений. Наличие таких отношений способствует комфортному для субъекта эмоционально-энергетическому фону текущей жизнедеятельности, ее результативности, оптимальному развитию задатков общих и частных способностей личности, что - в комплексе - способствует сохранению психического и соматического здоровья человека.

ОСЦИ - фиксирует эмоциональные предпочтения субъектом определенных ситуаций, в которых стабилизировано развитие индивидуальной деятельности. Методика выделяет устойчивые паттерны разноуровневых свойств индивида и личности, которые включены в "жесткие" звенья взаимодействия человека с миром. Опросник относится к методам диагностики достаточно устойчивых, конституциональных, природных различий между людьми, интегративность которых является инвариантной составляющей сколь угодно важных особенностей человеческой психики.

Шкалы ОСЦИ психометрически надежны, внутренне консистентны и валидны. На основе пятилетней работы над методикой разработано содержание шкал, нормативные данные и ключи. Методика предназначена для специалистов-психологов, социальных работников, социальных педагогов, работающих в психологических, медицинских и педагогических учреждениях.

Конструирование методики ОСЦИ начато лишь в последнее десятилетие уходящего века в связи с потребностью социальной практики в "коротких" методах диагностики типологических особенностей индивида и их психологических проявлений. Предполагали, что типичные для человека паттерны организмических, индивидных и общеличностных свойств поддаются объективному анализу по данным направленного самонаблюдения. Казалось возможным объективизировать, количественно и качественно оценить экспериментально выверенные типологические особенности высшей нервной деятельности человека в комплексе с их психологическими проявлениями.

Диагностическая ценность метода определялась фундаментальностью отечественных разработок в области теории, эксперимента и практики дифференциальной психологии и психофизиологии - лидирующими направлениями психологических наук в изучении индивидуальных различий. Это должно было обеспечить адекватность диагностического материала, достоверность используемых стандартов и валидность метода.

Однако, сложившиеся концепции индивидуальных различий, вычленяя лишь отдельные признаки, особенности, свойства инди-вида и личности, были ограничены линейными схемами анализа. В результате образовалось труднообозримое количество эмпирических типологий индивидуальности, в которых сделаны попытки - на основе отдельных характеристик человека – дифференцировать, например, такие группы людей, как объективные и субъективные (А.Бине и др.), экстраверты и интроверты (К.-Г.Юнг), рационалисты и эмпирики (В. Джемс), шизотимы и циклотимы (Э.Кречмер), висцеротоники, соматотоники, церебротоники (У.Шелдон), холерики, меланхолики, сангвиники, флегматики (Гиппократ, И.П.Павлов и др.) Большинство этих типологий представляет теперь лишь исторический интерес, поскольку основаны на вариативных, ситуативных проявлениях "мозаики" индивидуальности.

Накопленная необозримая многоаспектность индивидуальных различий вынуждала исследователей и практиков искать новые парадигмы типологических исследований, среди которых особое место принадлежит системному анализу своеобразия свойств индивида и личности в их целостности. Целостность индивидуальности наиболее полно раскрывается в единстве свойств организма, индивида и личности в деятельности. Психофизиологический ее уровень является референтным для изучения обобщенных характеристик психических процессов и свойств. Он опосредует влияние генотипа на психику, обладая выраженными кумулятивными качествами (Т.Ф.Базылевич,1970,1997 и др.).

Мысль о возможности изучения целостной индивидуальности с помощью психологического моделирования развивающейся деятельности и последующего детального исследования своеобразия " жестких звеньев" ее психофизиологических механизмов, зародилась в логике развития отечественной школы дифференциальной психофизиологии. В качестве репрезентанта психофизиологического уровня в структуре целостной индивидуальности использовали мозговые процессы антиципации. Моделировали достаточно широкий континуум ситуаций, в которых обычно осуществляются произвольные акты, органически включенные в решение значимой для человека задачи.

Оптимальную интеграцию данных о соотносимости разнообразных индивидуальных особенностей человека дает эволюционносистемный подход к целостной индивидуальности (Ломов, 1984 и др.). Такой подход к рассмотрению неизбежно ограниченных экспериментальных фактов в рамках дифференциальной психофизиологии и психологии создает новое проблемное поле, позволяющее перейти от постулирования "мозаичной" феноменологии индивидуальности к изучению закономерностей, связывающих разные ее уровни в субъекте психической деятельности.

Теория целостной индивидуальности дала возможность - в противовес "коррелятивным", "факторным" методам исследования индивидуальных различий на больших массивах испытуемых - создавать методики особого типа, которые рассматриваются нами как квазиэксперимент. Каждый человек многократно в своем личном опыте убеждается, что целый ряд ситуаций жизнедеятельности связаны с активизицией его эмоционально-энергетического потенциала, вызывают выраженные положительные чувства, развивают способности, здесь отмечается функциональная выносливость, работоспособность. Противоположные характеристики имеют другие ситуации. Психологическое моделирование развивающейся вероятностно-прогностической деятельности позволило выделить надситуативные координата данных ситуаций, которые дифференцируют предпочитаемые и неприятные для человека ситуации жизнедеятельности. Есть основания полагать, что в качестве таковых могут рассматриваться: степень сформированности стратегии решения задачи и субъективная вероятность успеха в последующем действии.

4.2.2. Содержание методики ОСЦИ

Методика оценки структуры целостной индивидуальности - ОСЦИ - является квазиэкспериментом, основанным на проанализированной выше фундаментальной типологической теории. ОСЦИ позволяет - по характеру связей между разноуровневыми параметрами индивидуальности при стабилизации развития деятельности - количественно диагностировать и качественно анализировать степень гармоничности экологических «ниш» целостной индивидуальности.

Методика ОСЦИ апробирована на практике, например, при решении проблем действия радиации на человека, опосредования ишемической болезни сердца индивидуально-типологическими особенностями человека (Базылевич с соавт., 1993, 1998). Было проведено несколько ротаций данных, полученных по методике из 120 типологических симптомов, с выделением более мощных 50 симптомов. Тем не менее, в некоторых случаях целесообразно включать в комплекс экспериментальных методик первый - наиболее полный вариант ОСЦИ (состоящий из 120 пунктов), поскольку специфика конкретных условий выборки может акцентировать значение тех симптомов, которые не столь важны для «нормы». Такой широкий «захват» делает работу достаточно трудоемкой, но содержит возможность получения более глубоких психологических фактов.

Приведем короткое описание выделяемых нормативных факторов и их содержание.

Название и содержание факторов методики ОСЦИ

a) Интегральный индекс гармоничности организации свойств индивидуальности (ее экологической «ниши»):

Примеры пунктов опроса:

1. Монотонная работа меня быстро раздражает.

2. На экзаменах я обычно отвечаю хуже, чем мог бы, исходя из знаний предмета.

3. Прием спиртного возбуждает меня, после я долго не могу успокоиться.

4. Задания я люблю готовить в определенной последовательности - от трудных к легким.

5. Я могу, выполняя работу, быстро отвечать по телефону.

6. У меня много друзей и знакомых, с которыми я поддерживаю контакты.

b) Функциональная выносливость к общению с людьми:

1. Я быстро устаю даже в приятной мне компании.

2. Я предпочитаю получать информацию из газет и журналов, а не из расспросов людей.

c) Функциональная выносливость к взаимодействию с объектом:

1. Сосредоточенное решение математической задачи скоро вызывает у меня усталость.

2. Энергичная продуктивная работа меня бодрит, наполняет радостью.

3. Мне нравится работа, которая требует от меня длительного внимания и сосредоточенности.

d) Импульсивность:

1. Обычно я говорю и поступаю быстро, не задумываясь.

2. Мне обычно легко выполнять дела, требующие мгновенной активности.

e) Планирование деятельности:

1. Любую работу я стараюсь спланировать заранее.

2. Мне нравится составлять планы на день, неделю, год.

f) Лабильность:

1. Я бы легко справлялся с работой жонглера.

2. Мне нравится выполнять разноплановые задания.

Особенность применения методики ОСЦИ заключается в возможности диагностировать широкий спектр индивидуальных проявлений, а последующая обработка данных предоставляет результаты в виде уникального сочетания симптомов в факторах, выделяемых для данной конкретной выборки.

Инструкция для проведения исследования по ОСЦИ:

“Вам предлагается 120 утверждений в виде вопросов, с которыми Вы можете согласиться, если это утверждение характерно для Вашего поведения (отметив слово “Да”), либо не согласиться (пометив слово “Нет”), если утверждение не отражает Ваших характерных индивидуальных особенностей.

Так как правильных или неправильных ответов не существует, старайтесь работать быстро, особенно не задумываясь. Первое, что придет Вам в голову, отражающее более типичное, чаще повторяемое, почти наверняка соответствует действительности”.

Текст методики ОСЦИ

1. Сосредоточенное решение математической задачи скоро вызывает у меня усталость.

2. Музыка мешает мне сосредоточиться на работе.

3. Монотонная работа меня быстро раздражает.

4. Я люблю быструю ходьбу.

5. Никогда в жизни я ничего не пугался.

6. Задание написать на доске длинную фразу, внимательно следя за каллиграфией, было бы мне неприятно.

7. Мне нравится знакомиться с новыми людьми.

8. Я хорошо запоминаю «белые стихи».

9. Выполнение однообразной работы ухудшает мое настроение.

10. Мне никогда не представляется, что с кем-нибудь из близких случилось несчастье.

11. На экзаменах я обычно отвечаю хуже, чем мог бы, исходя из знаний предмета.

12. Мне нравится вязать.

13. Сосредоточенно занимаясь умственной деятельностью, я быстро утомляюсь.

14. У меня повышенная чувствительность к боли.

15. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если Вам это невыгодно?

16. Мне не надо записывать новый телефон, так как я его сразу запоминаю.

17. Я хорошо умею вести беседу в компаниях.

18. Я часто меняю устойчивые контакты в случае новых знакомств и изменения условий жизни.

19. Если на меня накричат, я отвечаю мгновенно.

20. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, Вы выходите из себя.

21. Мне приятно быстро писать конспект.

22. Я способен «расслабиться» и вовсю повеселиться в компании.

23. Делая даже весьма продолжительный доклад, я не прерываюсь, чтобы выпить глоток воды.

24. В компаниях я часто играю роль лидера.

25. У меня иногда бывают такие мысли, которыми мне не хотелось бы делиться с другими людьми.

26. Я склонен поддерживать длительные контакты с людьми, с которыми общаюсь.

27. Прием спиртного возбуждает меня, после я долго не могу успокоиться.

28. Перед ответственным экзаменом меня то и дело «бросает в жар».

29. Мне обычно легко выполнять дела, требующие мгновенной активности.

30. Я всегда беру билет в общественном транспорте.

31. Любите ли Вы длительное время слушать громкую музыку?

32. Все исправления и дополнения я обычно делаю во время проверки работы.

33. Я чувствую даже мгновенное прикосновение.

34. Долгий разговор собеседником мне быстро надоедает.

35. У меня часто появляется чувство, что я в чем-то виноват.

36. Когда я смотрю телевизор, то настраиваю его на такую большую яркость, что другим людям она часто не подходит.

37. Во время предэкзаменационной «лихорадки» я плохо запоминаю.

38. Я обычно тщательно подготавливаюсь к работе.

39. Мне приятно работать под музыку.

40. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

41. Я устаю от длительного общения с людьми.

42. Я предпочитаю заниматься в течение учебного семестра, так как во время экзаменационной сессии память ухудшается.

43. Большинство исправлений и дополнений я делаю во время проверки работы.

44. Мне приятно находиться в большой компании, где подшучивают друг над другом.

45. Во время ответственного разговора у меня часто «сосет под ложечкой».

46. Я предпочитаю специально планировать и распределять во времени ход выполнения задания.

47. Обычно я говорю и поступаю быстро, не задумываясь.

48. Я делаю ошибки, когда спешно готовлю к сдаче ответственную работу (проект, статью, диссертацию…).

49. Мне нравиться работа, которая требует от меня длительного внимания и сосредоточенности.

50. Свои мысли я предпочитаю излагать в устной речи, а не на бумаге.

51. Я люблю рискованные поступки.

52. Обычно я легко отвлекаюсь от своих забот.

53. Я человек очень живой и подвижный.

54. Когда я волнуюсь, мне не хватает воздуха и приходиться дышать широко открытым ртом.

55. Я люблю подшучивать над другими.

56. В учебном процессе я легко усваиваю новый материал и скучаю при повторении пройденного.

57. Я часто думаю, что сделанное мною раньше сейчас я сделал бы лучше.

58. Энергичная продуктивная работа меня бодрит, наполняет радостью.

59. Мне нравится выступать перед публикой.

60. Я люблю длительное время размышлять.

61. Шум улицы снижает продуктивность моей работы.

62. Я предпочитаю браться за новую работу, лишь завершив прежнюю.

63. Меня раздражает, когда в компании длительное время говорят на одну и ту же тему.

64. Я ощущаю легкость и свободу в общении с незнакомыми людьми.

65. В ситуации напряжения (экзамен, переаттестация, зачет…) я обычно отвечаю лучше, чем на семинарах.

66. У меня много друзей и знакомых, с которыми поддерживаются контакты.

67. Я предпочитаю больше говорить, чем слушать.

68. В начале занятий я некоторое время «раскачиваюсь» и лишь постепенно втягиваюсь в работу.

69. Обычно я предпочитаю общаться с узким кругом хорошо известных мне людей.

70. Я плохо помню абстрактные символы.

71. В ходе решения сложной задачи мне нужны перерывы.

72. Я больше молчу, когда нахожусь в обществе других людей.

73. Обычно я действую мгновенно под влиянием момента.

74. Я могу, выполняя работу, быстро отвечать по телефону.

75. От испуга у меня холодеют пальцы рук и ног.

76. Я способен внести оживление в довольно скучную компанию.

77. Я бы легко справлялся с работой жонглера.

78. Мне доставляет мало настоящего удовольствия участие в вечеринках.

79. Выполняя работу, требующую повышенного напряжения, я замедляю дыхание.

80. Я с легкостью отвык бы от курения.

81. Я устаю от длительного общения с людьми.

82. Любую работу я стараюсь спланировать заранее.

83. Я предпочитаю не помнить и заботиться о многих поручениях одновременно, а исполнять задания последовательно, по плану.

84. Я предпочитаю углубленное изучение знакомой темы работе с новым материалом.

85. Мне нравится получать сведения из общения с людьми, а не из книг, газет, журналов и т.д.

86. Иногда мне хочется встретить человека, которому я ранее не симпатизировал.

87. Стрессовые ситуации способствуют улучшению моей умственной деятельности.

88. У меня широкий круг общения.

89. Иногда я замечаю, что вспоминаю детали моей жизни, на которые раньше не обращал внимания.

90. Мне нравилось бы учить стихи типа отрывков из Сергея Есенина.

91. Мне нравится выполнять разноплановые задания.

92. После занятий мне необходим специальный отдых.

93. Я быстро устаю даже в приятной мне компании.

94. Как бы я ни волновался, руки у меня остаются сухими.

95. Мне нравится быть деловым и кратким в письменной речи.

96. Мне свойственна инициативность в завязывании знакомств.

97. Обычно я долго размышляю, прежде чем что-нибудь предпринять.

98. Мне необходимы полное уединение и тишина для занятий.

99. Я люблю выполнять задания от трудных к легким.

100. Я предпочитаю выполнять задания не в абсолютной тишине, а вместе с товарищами.

101. Мне трудно запоминать бессмысленные словосочетания.

102. Задания я люблю готовить в определенной последовательности - от трудных к легким.

103. В свободное время я предпочитаю чтение книг общению с людьми.

104. В школе я готовил уроки «за один присест».

105. Обычно я сразу же «втягиваюсь» в работу.

106. Я быстро выучиваю отрывки прозы типа прозы Тургенева.

107. Я так и не стал заядлым курильщиком, хотя и пробовал курить.

108. Разговаривая с привлекательной малознакомой девушкой (молодым человеком) я чувствую, что у меня учащается сердцебиение.

109. Я так люблю поговорить с людьми, что стараюсь не упустить случая побеседовать с новым человеком.

110. Прием спиртного через некоторое время вызывает у меня сонливость.

111. Выступая перед аудиторией, я время от времени вытираю руки и лоб.

112. Я чувствовал бы себя несчастным человеком, если бы на длительное время был лишен общения с людьми.

113. Томительное ожидание важного известия вызывает у меня сухость во рту.

114. В моей письменной речи преобладают сложные конструкции.

115. Я предпочитаю составить планы занятий, работы на день, неделю и т.д. Это помогает мне успешно выполнять любую работу.

116. Мне хотелось бы быть членом нескольких клубов по интересам.

117. Я стремлюсь к разнообразным контактам с людьми.

118. Я люблю выражать свои мысли в письменной речи.

119. Я часто вбегаю в поезд метро перед самым закрытием дверей.

120. Я хотел бросить курить, но не смог этого сделать.

4.2.3. Обработка материалов исследования, проведенного

с помощью ОСЦИ

Ключ к опроснику ОСЦИ из 120 симптомов

1) Интегральный индекс индивидуальности:

4-8+9-11-12-14-16+17+ 18- 21- 23+24+27-28+32+33-

36-37-38- 39+ 42-43+ 44+ 45-46-48- 50+ 54-55+56+

57-59+ 61-62- 64+65+67+68+69-70- 71- 74+ 75-76+

78-84-87+88+94+95-98-99-100+ 101-102+104+ 105- 106-107+

108-109+110+111-112+ 114+ 115- 116+117+118-119- 120-

Большие индексы соответствуют большей выраженности синдрома: низкий уровень активированности, функциональная выносливость, высокие абсолютные пороги (низкая чувствительность), малая планируемость своей жизнедеятельности.

2) Лабильность, подвижность:

18+ 26- 52+ 53+ 66+77+ 80+ 86+ 89+90-91+92-105+

Большие индексы - более высокий уровень подвижности

3) Планирование деятельности:

38+ 46+82+ 83-115+

Большие индексы - большая планируемость своей жизнедеятельности

4) Импульсивность:

19+ 21+ 29+ 47+51+73+ 96+97- 119+

Большие индексы - большая импульсивность

5) Функциональная выносливость (предметная):

1- 2-3- 6- 9-13-12-31+ 32+39+42-49+58+ 60+ 62-

71-79-84- 92-95- 104+ 113-114+

6) Функциональная выносливость к общению:

7+ 22+ 34- 41- 44+ 48- 63- 64+ 65+72- 81-

85+ 93- 100+ 103-112+

Большие индексы - большая выносливость к ситуациям общения

7) Социальная желательность («желание понравиться», шкала лжи):

5+ 10-15+20-25-30+35-40-

Большие индексы - большая степень лжи.

Интерпретация материалов обследования по методу ОСЦИ основывается на соотнесении индивидуальных результатов с нормативной гармоничной структурой целостной индивидуальности, которая определяется эвлюционно-системными законами формирования типологических синдромов. При этом выделяются два "полюса", в которых значимость имеют не отдельные свойства, а их сочетания по гармоничному или дисгармоничному типу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: