Выбор жестких шин

В закрытых РУ 6−10 кВ ошиновка и сборные шины выполняются жесткими алюминиевыми шинами. Стальные шины допустимо применять лишь при токах до 400 А. При токах до 3000 А применяются одно- и двухполосные шины. При больших токах рекомендуются шины коробчатого сечения.

Сечение жестких шин выбирают по нагреву (по допустимому току). При этом учитывают не только нормальные, но и послеаварийные режимы в период ремонтов и возможность неравномерного распределения токов между секциями шин. Условие выбора:

, (4.40)

где I доп – допустимый ток на шины выбранного сечения с учетом поправки при расположении шин плашмя или при температуре воздуха, отличной от принятой в таблицах ( °С). В последнем случае

. (4.41)

Для неизолированных проводов и окрашенных шин принято °С; °С, тогда

, (4.42)

где I доп. ном – допустимый ток по табл. 4.5 [11] при температуре воздуха °С; − действительная температура воздуха.

При расположении шин плашмя принятые по таблице значения допустимых токов должны быть уменьшены на 5 % для шин шириной полос до 60 мм
и на 8 % для шин с шириной полос более 60 мм.

Шины проверяют:

1. На термическую устойчивость по условию

, (4.43)

где − температура шин при нагреве током КЗ; − допустимая температура нагрева шин при КЗ (табл. 4.6).

При проверке токоведущих частей на термическую устойчивость пользуются понятием приведенного времени t п, в течение которого установившийся ток КЗ I выделяет то же количество теплоты, что и изменяющийся во времени ток КЗ, за действительное время τ t, определяемое по (4.11).

Приведенное время определяется составляющими времени периодической и апериодической составляющих тока КЗ:

. (4.44)

Таблица 4.5

Длительно допустимый ток для шин прямоугольного сечения

Размеры, мм Алюминиевые шины Стальные шины
Ток*, А, при количестве полос на полюс или фазу Размеры, мм   Ток*, А
       
15×3   16×2,5 55/70
20×3   20×2,5 60/90
25×3   25×2,5 75/110
30×4 365/370 20×3 65/100
40×4   −/855 25×3 80/120
40×5 540/545 −/965 30×3 95/140
50×5 665/670 −/1180 −/1470 40×3 125/190
50×6 740/745 −/1315 −/1655 50×3 155/230
60×6 870/880 1350/1555 1720/1940 60×3 185/280
80×6 1150/1170 1630/2055 2100/2460 70×3 215/320
100×6 1425/1455 1935/2515 2500/3040 75×3 230/345
60×8 1025/1040 1680/1840 2180/2330 80×3 245/365
80×8 1320/1355 2040/2400 2620/2975 90×3 275/410
100×8 1625/1690 2390/2945 3050/3620 100×3 305/460
120×8 1900/2040 2650/3350 3380/4250 20×4 70/115
60×10 1155/1180 2010/2110 2650/2720 22×4 75/125
80×10 1480/1540 2410/2735 3100/3440 25×4 /140
100×10 1820/1910 2860/3350 3650/4160 4150/4400 30×4 100/165
120×10 2070/2300 3200/3900 4100/4860 4650/5200 40×4 130/220
          50×4 165/270
          60×4 195/325
          70×4 225/375
          80×4 260/430
          90×4 290/480
          100×4 325/535

Таблица 4.6

Предельно допустимые температуры нагрева проводников

при коротких замыканиях

Вид проводника , °С
Шины алюминиевые  
Шины медные  
Шины стальные, не имеющие непосредственного соединения с аппаратами  
Шины стальные с непосредственным присоединением к аппаратам  
Кабели с бумажной пропитанной изоляцией на напряжение, кВ:  
   
6−10  
20−35  
110−220  
Кабели и изолированные провода с медными и алюминиевыми жилами и изоляцией  
из поливинихлоридного пластиката  
резины  
полиэтилена (номинальное напряжение кабелей до 35 кВ)  
вулканизированного (сшитого) полиэтилена (U ном кабелей до 35 кВ)  
Медные неизолированные провода при тяжениях, Н/мм2:  
менее 20  
20 и более  
Алюминиевые неизолированные провода при тяжениях, Н/мм2:  
менее10  
10 и более  
Алюминиевая часть сталеалюминиевых проводов  

Величину t пр при действительном времени τ t < 5 с находят по кривым зависимости , рис. 4.4, где

. (4.45)

При действительном времени τ t > 5 c величина , где t п5 приведенное время для τ t = 5 с.

Приведенное время апериодической составляющей

. (4.46)

При действительном времени τ t < 1 с величина t па не учитывается.

Рис. 4.4. Кривые приведенного времени периодической слагающей тока при питании от генератора с АРВ Рис. 4.5. Кривые нагрева токоведущих частей при коротких замыканиях

Токоведущие части рассчитывают на термическую устойчивость по кривым нагрева металлов, представляющих зависимость (рис. 4.5).

2. На электродинамическую устойчивость шины по условию

, (4.47)

где σрасч – расчетное напряжение на изгиб, возникающее в материале шин при протекании ударного тока трехфазного КЗ; σдоп – допустимое напряжение на изгиб материала шин (табл. 4.7) [9].

Таблица 4.7

Допустимые для шин изгибающие напряжения

Материал шины Допустимое напряжение σдоп, МПа
Медь МТ Алюминий АТ Алюминий АТТ Сталь  

Для определения σрасч однополосных шин прямоугольного сечения необходимо:

а) вычислить наибольшую силу F (3), Н, действующую на шины при протекании по ним ударного тока трехфазного КЗ:

, (4.48)

где k ф – коэффициент формы шин; i у(3) – ударный ток трехфазного КЗ, кА;
l – длина пролета, м; а – расстояние между осями шин, м (рис. 4.6).

а
б
  Рис. 4.6. Расположение шин на изоляторах: а − плашмя; б − на ребро

Коэффициент k ф, зависящий от формы, размеров шин и расстояния между ними, для прямоугольных шин находят по кривым (рис. 4.7) в зависимости от отношений и . Если отношение или шины с круглой площадью сечения, то k ф = 1;

 
 

б) найти момент сопротивления:

если шины расположены в одной горизонтальной плоскости и установлены на ребро или они расположены в одной вертикальной плоскости и установлены плашмя,

; (4.49)

если шины расположены в одной горизонтальной плоскости и установлены плашмя или они расположены в одной вертикальной плоскости и установлены на ребро,

; (4.50)

момент сопротивления круглых шин

, (4.51)

где d – диаметр шины, м;

в) определить расчетное напряжение σрасч, МПа, при изгибе:

при одном или двух пролетах

; (4.52)

при числе пролетов большем двух

. (4.53)

Шины открытых распределительных устройств напряжением 35 кВ и выше проверяют на коронирование. Наибольшая напряженность электрического поля Е у поверхности любого из проводников не должна быть больше 0,9 Е 0 (Е ≤ 0,9 Е 0), где Е 0 – начальная напряженность электрического поля у поверхности проводника, при которой появляется корона. Значения Е и Е 0, кВ/cм, определяют по формулам:

, (4.54)

, (4.55)

где U – линейное напряжение, кВ; r 0 – радиус проводника, м; D ср – среднее геометрическое расстояние между проводниками (шинами), см; m – коэффициент негладкости проводника (для многопроволочных проводников m = 0,82; для горных условий m = 0,7−0,75); δ – относительная плотность воздуха.

При расположении шин в одной плоскости на средней шине напряженность больше на 7−10 %. Во всех случаях значение Е не должно быть больше 28 кВ /см [9].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: