Феодальное чиновничество

Во Вьетнаме в первой половине XIX в. чиновничество государ­ственного аппарата делилось на две категории: гражданское чи­новничество (куан ван) и военное чиновничество (куан во).

Обе категории чиновников делились на девять рангов, кото­рые, в свою очередь, имели два класса: первый, или высший (тянь), и второй, или низший (тонг)[416].

Обладание определенным местом в табели о рангах давало чи­новникам право на ряд привилегий. Основными из этих привиле­гий являлись обладание наследственным титулом и получение зе­мельного пая в общине.

Распределяя титулы по рангам и классам, верховная власть с 20-х годов XIX в. проводила в определенной мере дискримина­ционную политику в отношении военных чиновников, но это каса­лось только средних и низших ступеней табели о рангах, у пер­вых же трех сохранялось полное равенство с гражданскими. Сни­жая к середине XIX в. в общей массе социальную значимость военных чиновников по сравнению с гражданскими, верховная власть в то же время стимулировала низший состав военных чи­новников к проявлению повышенной активности и эффективности выполнения отдаваемых приказаний.

Наряду с наследственными титулами феодальное служилое со­словие получало и значительную долю централизованно пере­распределенной ренты в виде денежного и рисового жалованья. Определенную роль играли в 20—30-е годы и общинные паи, но их реализация все более подрывалась в связи с сокращением ко­личества общинных земель в центре и на севере и почти полным отсутствием таковых на юге. В связи с этим в 1839 г. все чинов­ничество было переведено на денежное жалованье, а семье чинов­ника был оставлен лишь один пай под дом и приусадебный уча­сток.

Рост численности бюрократического аппарата на всем протя­жении первой половины XIX в., а в связи с этим и усиление фео­дальной эксплуатации тяжким бременем ложились на плечи кре­стьянства и трудового городского населения, вызывая периодиче­ские восстания крестьян, солдат и беднейшей части горожан.

Высшее чиновничество центрального государственного аппара­та в столице — гражданские чиновники и военные — входило в группу чиновников императорского двора, присутствующих на им­ператорских аудиенциях и принимающих решения по всем важ­ным вопросам, естественно, с последующим одобрением или от­клонением императором. Круг этих чиновников был довольно узок. Они занимали важнейшие посты во всех ведомствах.

Во главе каждого ведомства стоял глава (тхыонг тхы), долж­ность которого была введена еще при императоре Зя Лонге. На эту должность назначались чиновники первого класса второго ранга. Кроме этого в каждом министерстве существовали долж­ности двух первых советников (чиновников второго класса второго ранга); двух вторых советников, двух третьих советников, а так­же штат чиновников различных рангов и классов. В провинциях действовали местные государственные чиновники различных рангов.

С 1831 г. на севере (в Бактхане) и с 1832 г. на юге (в Зядине) вместе с новым административным делением была установле­на новая структура провинциального чиновничьего аппарата. Император Минь Манг учредил должности тонг дока (генерал-гу­бернатора двух либо трех провинций) и туан фу (губернатора непосредственно одной провинции). Будучи генерал-губернатором двух или трех провинций, чиновник в этой должности мог высту­пать в роли туан фу (непосредственного губернатора) одной из этих провинций, а другой или другими управлять по совместитель­ству. Туан фу мог быть по совместительству и бо тинем (на­чальником налогового управления). В компетенцию генерал-губер­натора входило руководство всеми военными и гражданскими делами, поддержание в порядке состава всех гражданских и военных чиновников в провинции.

Налогообложением и финансами провинции ведал чиновник, занимающий должность бо тиня.

Судебные функции осуществлял начальник судебного управ­ления (ан шат). В его функции входило ведение судебных уго­ловных дел в провинции, совершенствование нравов и обычаев, дисциплины, наказание и поощрение чиновников.

Провинциальные войска возглавлялись военачальником — лан бинем и его заместителем — фо лан бинем, на должности которых назначались чиновники третьего и четвертого рангов.

Вопросами образования в провинциях ведал чиновник четвер­того или пятого ранга, занимающий должность док хока.

Заменяя на местах весь центральный специализированный ап­парат, провинциальные власти могли во всех вопросах проводить свою собственную политику, ориентируясь на нужды своих районов, а не на формальные указания свыше. Однако это касалось в основном частных практических дел, а в глобальных вопросах политико-стратегического характера местные власти были вынуж­дены следовать предписаниям сверху.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: