Во Вьетнаме в первой половине XIX в. чиновничество государственного аппарата делилось на две категории: гражданское чиновничество (куан ван) и военное чиновничество (куан во).
Обе категории чиновников делились на девять рангов, которые, в свою очередь, имели два класса: первый, или высший (тянь), и второй, или низший (тонг)[416].
Обладание определенным местом в табели о рангах давало чиновникам право на ряд привилегий. Основными из этих привилегий являлись обладание наследственным титулом и получение земельного пая в общине.
Распределяя титулы по рангам и классам, верховная власть с 20-х годов XIX в. проводила в определенной мере дискриминационную политику в отношении военных чиновников, но это касалось только средних и низших ступеней табели о рангах, у первых же трех сохранялось полное равенство с гражданскими. Снижая к середине XIX в. в общей массе социальную значимость военных чиновников по сравнению с гражданскими, верховная власть в то же время стимулировала низший состав военных чиновников к проявлению повышенной активности и эффективности выполнения отдаваемых приказаний.
|
|
Наряду с наследственными титулами феодальное служилое сословие получало и значительную долю централизованно перераспределенной ренты в виде денежного и рисового жалованья. Определенную роль играли в 20—30-е годы и общинные паи, но их реализация все более подрывалась в связи с сокращением количества общинных земель в центре и на севере и почти полным отсутствием таковых на юге. В связи с этим в 1839 г. все чиновничество было переведено на денежное жалованье, а семье чиновника был оставлен лишь один пай под дом и приусадебный участок.
Рост численности бюрократического аппарата на всем протяжении первой половины XIX в., а в связи с этим и усиление феодальной эксплуатации тяжким бременем ложились на плечи крестьянства и трудового городского населения, вызывая периодические восстания крестьян, солдат и беднейшей части горожан.
Высшее чиновничество центрального государственного аппарата в столице — гражданские чиновники и военные — входило в группу чиновников императорского двора, присутствующих на императорских аудиенциях и принимающих решения по всем важным вопросам, естественно, с последующим одобрением или отклонением императором. Круг этих чиновников был довольно узок. Они занимали важнейшие посты во всех ведомствах.
Во главе каждого ведомства стоял глава (тхыонг тхы), должность которого была введена еще при императоре Зя Лонге. На эту должность назначались чиновники первого класса второго ранга. Кроме этого в каждом министерстве существовали должности двух первых советников (чиновников второго класса второго ранга); двух вторых советников, двух третьих советников, а также штат чиновников различных рангов и классов. В провинциях действовали местные государственные чиновники различных рангов.
|
|
С 1831 г. на севере (в Бактхане) и с 1832 г. на юге (в Зядине) вместе с новым административным делением была установлена новая структура провинциального чиновничьего аппарата. Император Минь Манг учредил должности тонг дока (генерал-губернатора двух либо трех провинций) и туан фу (губернатора непосредственно одной провинции). Будучи генерал-губернатором двух или трех провинций, чиновник в этой должности мог выступать в роли туан фу (непосредственного губернатора) одной из этих провинций, а другой или другими управлять по совместительству. Туан фу мог быть по совместительству и бо тинем (начальником налогового управления). В компетенцию генерал-губернатора входило руководство всеми военными и гражданскими делами, поддержание в порядке состава всех гражданских и военных чиновников в провинции.
Налогообложением и финансами провинции ведал чиновник, занимающий должность бо тиня.
Судебные функции осуществлял начальник судебного управления (ан шат). В его функции входило ведение судебных уголовных дел в провинции, совершенствование нравов и обычаев, дисциплины, наказание и поощрение чиновников.
Провинциальные войска возглавлялись военачальником — лан бинем и его заместителем — фо лан бинем, на должности которых назначались чиновники третьего и четвертого рангов.
Вопросами образования в провинциях ведал чиновник четвертого или пятого ранга, занимающий должность док хока.
Заменяя на местах весь центральный специализированный аппарат, провинциальные власти могли во всех вопросах проводить свою собственную политику, ориентируясь на нужды своих районов, а не на формальные указания свыше. Однако это касалось в основном частных практических дел, а в глобальных вопросах политико-стратегического характера местные власти были вынуждены следовать предписаниям сверху.