Начало государственности у восточных славян

Возникновение Древнерусского государства Предки нынешних славян — праславяне были известны уже с середины II тыс. до н.э. Начальные письменные свидетельства о них греческих, римских, арабских и византийских историков относятся к началу I тыс. н.э., а первые сведения о политической истории славян — к IV в. н.э.


Разложение родового строя у восточных славян характеризова- лось выделением внутри племен больших патриархальных семей, ко- торые вели совместное хозяйство на осваиваемых ими землях. При этом леса, пастбища, охотничьи угодья оставались объектами обще- го пользования, а освоенные участки пахоты, орудия труда, рабочий скот постепенно приобретали хозяев в лице отдельных семей. Часто три—пять домохозяев селились в общих поселках, где за высокой деревянной оградой стояли бревенчатые жилища. Рядом располага- лись кузница, амбар с ручной мельницей, помещение для пряде- ния, ткачества и шитья одежды, загон для скота и пр. Для своего жи- лья славяне выкапывали углубление. Верхняя часть такой полуземлянки укреплялась бревнами или жердями. Стены избы снаружи обмазыва- лись глиной. Внутреннее убранство составляли скамьи-лежанки, печь с дымоходом, глиняная и деревянная посуда, мелкий рабочий инвен- тарь и пр. Трудовая мирная жизнь неоднократно прерывалась много- численными иноземными противниками. В борьбе с ними начали складываться первые племенные союзы. Известно, что уже с VI в. славяне и сами совершали походы в земли Восточной Римской им- перии — Византии.

Разложение первобытного строя сопровождалось появлением частной собственности, имущественного неравенства, «лучших лю- дей» — так назывались зажиточные люди. К VI—VII вв. у восточных славян формирующиеся хозяйственные системы территориально- племенных земледельческих общин складываются в полугосударст- венные объединения переходного типа и кровнородственные отно- шения заменяются территориальными, политическими и военными связями. Среди объединяющих факторов — сходство направлений социально-экономического развития восточнославянских племен, основу которого составляли пашенное земледелие, скотоводство, охота, бортничество (сбор меда диких пчел) и др.

Источники позволяют сделать вывод о том, что процесс станов- ления государственности у восточных славян характеризовался тремя общественно-экономическими укладами. Так, первобытнообщинный неуклонно разлагался, рабовладельческий, вследствие нерациональ- ности и неокупаемости рабского труда в суровом климате и других обстоятельств, не получил законченного развития, а феодальный об- рел свои сущностные черты.

Необходимость возникновения государства обусловливалась по- требностями ограничения родовой власти, выделившейся в ходе имущественного расслоения и зарождения племенной знати, по- явления славянских дружин, призванных поддерживать внутрен- нюю и внешнюю политику своих вождей. На рубеже VIII—IX вв. сложилось около полутора десятков племенных союзов — военных объединений. Определились условия для формирования государства как продукта внутреннего развития.


Один из первых русских историков, монах-летописец Киево- Печерского монастыря — Нестор (конец XI — начало XII вв.) в «По- вести временных лет» повествует о создании в VI в. крупного союза славянских племен в среднем Поднепровье, принявшем название одного из племен «рос» или «рус». Уже в VIII—IX вв. этот союз объединял несколько десятков славянских племен с центром в Кие- ве и занимал значительную территорию, не уступающую по размеру Византийской империи.

Новгородская летопись сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем славянское объединение вокруг Новгорода. Согласно восточным источникам накануне образования Древнерусского госу- дарства на этой территории сформировались три крупных полити- ческих центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями. При этом южные славяне платили дань хазарам, северные — варягам. И хотя государственность у славян пока еще была примитивной, она стала основой, фундаментом для формиро- вания Древнерусского государства.

Территориальное оформление Киевской Руси Сложившиеся условия для создания государства потребовали соответствующего оформления. По мнению автора «Повести временных лет», враждо- вавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка.

Князь Рюрик (862—879)' прибыл с братьями Синеусом и Труво- ром. Варяги положили начало великокняжеской династии Рюрико- вичей, которая правила в России до конца XVI в.

РЮРИК О начале Русского государства наша летопись рассказывает следующее: новгородские славяне и кривичи находились под властью варягов и платили им дань. Выведенные из терпения господством варягов, они прогнали их и стали управляться по старинным родо- вым обычаям, но вскоре среди них начались усобицы. Тогда эти племена по совету новгородского старейшины Гостомысла решили направить послов к варягам.

Послы отправились за море к варяжскому племени русь и сказали:

«Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами». Три варяжских князя, братья Рюрик, Синеус и Трувор, пришли в славянскую землю. Рюрик поселился в Новгороде, Синеус — на Белоозере, Трувор — в Изборске. С призванья князей [т.е. с 862] начинается История Русского государства. Так как эти князья были из славянского племени русь, то от них и земля наша прозвалась Русью. (Иллюстрированная хронология истории Российского государства в портретах. Репр. изд.-е 1909 г. М.: Планета, 1990. С. 1—2).

Как установлено археологическими раскопками, в середине IX в. на Рюриковом городище (в районе современного Новгорода) нахо-

Здесь и далее годы правления.


дилась резиденция скандинавского князя, что подтверждает рассказ древнего летописца о приглашении князя «из заморья» верхушкой славянских и местных угро-финских племен1.

Источниковедческие исследования показывают, что с пригла- шенным князем племенная знать заключила договор, по которому сбор государственных доходов с подвластных территорий оставался за представителями местных верхов. Этот договор и лег, видимо, в осно- ву дальнейшего взаимоотношения Новгорода с князем, могущества и независимости новгородского боярства с его крупным корпора- тивным землевладением и торговлей. К тому же политическое пре- имущество новгородской аристократии подкреплялось институтом вечевого строя.

По некоторым источникам, недовольные Рюриком его сопле- менники, князья Аскольд и Дир, в поисках добычи и развлечений направились с частью дружины из Новгорода в Константинополь. По пути им удалось захватить небольшой красивый город на высо- ком берегу Днепра — Киев. Переадресовав выплачиваемую киевля- нами дань от хазар на себя, они остались в Киеве государями.

После смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опеку- ном становится князь Олег (879—912), прозванный Вещим.

ОЛЕГ Олег, родственник Рюрика, правил за малолетством Игоря, сына Рюрика. Он прославился военными победами, а своими благоразу- мием и мудростью снискал к себе любовь подданных. Он завладел Смоленском, подчинив своей власти всех кривичей, взял Любеч, древний город на Днепре, завладел обманом Киевом, убив, по пре- данию, Аскольда и Дира.

Киев с его красивым местоположением и многоводною, судо- ходною рекою так понравился Олегу, что он сделал его столицей, назвав его матерью городов русских (882 г.).

Олег подчинил себе древлян, северян и родимичей, предприни- мал удачный поход на Царьград (Константинополь), заключил с гре- ками выгодный торговый договор. Олег прославился построением городов. За свои подвиги получил прозвище «вещаго», т.е. мудрого. Дожив до глубокой старости, Олег, как говорит предание, умер от сво- его любимого коня. Княжил он 33 года. Олег был первым исторически достовернымкнязем (Иллюстрированнаяхронология... С.3—4).

Предпринятый им удачный поход на юг обеспечил объединение двух главных центров восточных славян — Новгородской и Киевской земель, а также территорий, лежащих вдоль пути «из варяг в греки» (от Балтийского, или Варяжского, моря до Черного, или Русского) и его ответвлений, освобождение земель северян и радимичей от

1 По другим источникам (Новгородская летопись, мнение М.В. Ломоносова и др.) Рюрик имел славянские корни, будучи потомком в десятом колене первого нов- городского князя Славича по женской линии, а также сыном князя славянского племени бодричей — Годослава и пр.


хазарской дани. Сформировалось Древнерусское государство — Ки- евская Русь (882) со столицей в Киеве.

Сплочение восточных славян вокруг Киева, проходившее в ожес- точенной борьбе с внешними врагами, продолжалось и в X в. К сере- дине XI в. Киевская Русь стала могучим и одним из крупнейших государств в Европе. К этому времени в состав Киевского государ- ства вошли все восточнославянские земли от Чудского, Ладожского и Онежского озер — на севере (новгородские и ильменские славя- не) до верховьев Волги — на востоке (вятичи, меря, мурома и др.), от середины Днепра — на юге (Чернигово-Северская, Киевская, Галицкая, Волынская земли северян, полян, древлян, волынян, ти- верцев) до Чудского озера — на западе, включая земли дреговичей, полочан, кривичей, радимичей1.

Древнерусское государство было признано в качестве равного Византийской империи. Предание повествует, что князь Олег, со- вершивший поход на Константинополь, в знак победы повесил свой щит на воротах Царьграда. Византийский император уплатил Олегу значительную дань и заключил с ним договор (911), предос- тавлявший русским купцам беспошлинную торговлю и другие при- вилегии. В этом договоре, составленном на русском и греческом языках, упоминалось о «Законе русском», что подтверждает нали- чие законодательства на Руси до «Русской Правды».

Таким образом, очевидно, что государство — продукт сложного и длительного развития политической и социально-экономической структуры общества и не может быть привнесено извне и организова- но одним человеком или группой лиц, даже очень талантливых и муд- рых. Тем не менее, летописное предание о призвании варяжских князей было облечено в так называемую «норманнскую теорию».

Норманнская теория Основоположниками этой концепции принято считать немецких историков Г. Байера, Г. Миллера, А. Шлецера, при- глашенных в Россию в период правления Анны Иоанновны (17301740) и расцвета бироновщины. Авторы этой теории и ее сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государ- ственности на Руси. И уже в тот период норманнизм встретил актив- ное возражение со стороны ряда передовых русских ученых, в том числе и М.В. Ломоносова.

Безусловно, сам факт привлечения варяжских князей и их дружин к службе у славянских князей в качестве военных специалистов не вызывает сомнения. Однако ряд историков, начиная с М.В. Ломоно- сова, сомневался в неславянском происхождении Рюрика. Пригла-

1 Это свидетельствует о том, что утверждение украинских националистов о сов- падении территории Древнерусского государства и территории Украины не соответствует исторической правде, у них была лишь общая столица — Киев. К тому же специфика украинской культуры, язык и пр. в IX—XII вв. еще не сложились.


шенные предводители рюриковой рати в дальнейшем, очевидно, приобрели функции арбитров, а порою и гражданскую власть. Норман- ны, по существу, превратились из наемной (союзной) дружины в опору военной власти своего представителя — князя. Это было не завоева- ние, а сотрудничество, своеобразный синтез культур.

Вполне объяснима и понятна последующая попытка летописца в поддержку правящей династии Рюриковичей показать ее мирные, а не захватнические насильственные истоки. К тому же и князь, и его дружина быстро «ославянивалась». Уже внук Рюрика носил чисто русское имя — Святослав.

В свою очередь, крайняя точка зрения антинорманнистов, дока- зывающих абсолютную самобытность славянской государственности, отрицание роли скандинавов (варягов) в политических процессах противоречат известным фактам. Смешение родов и племен, пре- одоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, наконец, этническое объединение северорусских и южнорусских племен — характерные черты продви- жения славянского общества к государству. Первые восточнославян- ские княжества существовали до прихода Рюрика, и первые русские князья именовались хаканами — царями. Древнерусское государст- во, подготовленное многовековым развитием восточного славянст- ва, по своему политическому и экономическому развитию стояло выше варягов и не могло по этой причине заимствовать у пришель- цев опыт государственности. Однако именно норманны, во многом, увлекли славян в походы на Византию. Они же способствовали объединению Новгорода и Киева. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги стимулиро- вали этот процесс.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: