Предложение денег

Предложение денег может быть определено как количество суще­ствующих (то есть обращающихся) в стране денег. В первом при­ближении можно считать, что предложение денег определяется правительством или центральным банком, даже если, как мы уви­дим позже, банковская система (состоящая из коммерческих бан­ков) обладает возможностью умножения денег.

Одним из важных положений является отношение между спросом и предложением денег. Эмпирически мы наблюдаем количество денег, находящихся в обращении в данный период времени. Оно представляет одновременно и спрос, и предложение денег, по­скольку эти количества всегда равны. Фактически же все деньги, введенные в экономическую систему финансовыми органами, со­храняются населением (домашними хозяйствами и фирмами).

Поясним это на примере. Предположим, власти хотят выпустить дополнительно 100 млн. ден. ед. Они могут выбрать несколько путей, например, увеличить жалование государственным служащим на эту сумму и затем, финансируя такое увеличение, напечатать 100 млн. новых денег. Но увеличение предложения денег на 100 млн. ден. ед. увеличит спрос на деньги также на 100 млн. ден. ед. Фактически, даже если все получившие дополнительно 100 млн. ден. ед. государственные служащие не будут хранить эту сумму в форме денег, а приобретут товары потребления, ценные бума­ги и т.д., то для экономики в целом 100 млн. ден.. ед. — дополни­тельный спрос на деньги, потому что они будут кем-то сохранены.

Другой пример: финансовые органы покупают на 100 млн. ден. ед. ценные бумаги у населения. Эти деньги достаются некоторым лицам и соответственно вводятся в экономическую систему. И вновь такое дополнительное предложение денег будет кем-то сохранено, а затем снова станет спросом на деньги.

Создание денег эмиссионным банком

До сих пор речь шла о мотивах, стимулирующих людей сохранять их собственный доход в форме денег. Теперь необходимо рассмотреть, как создаются деньги или как они поступают в эконо­мическую систему. В большинстве стран имеется центральный или эмиссионный банк, который печатает банкноты и пускает их в обращение. Чем руководствуется банк, определяя количество денежной эмиссии, и через какие каналы банкноты вводятся в эко­номическую систему?

Ответим вначале на первый вопрос. При рассмотрении денеж­ных систем мы видели, что в прошлом в обращении были только металлические деньги, то есть монеты, и существовали так назы­ваемые права чеканки и переплавки монет. Но вскоре государ­ства начали печатать бумажные деньги, которые были обычно обратимы в золото. В системе с обратимыми бумажными день­гами центральный банк мог создать бумажные деньги только тогда, когда имелось достаточное количество золота для конвертиро­вания. Иначе говоря, банк должен был иметь реальные денежные резервы.

Существовали два типа резервирования денег, система пол­ного (100%) резервирования и система частичного резервирова­ния. В системе полного резервирования центральный банк име­ет золотые резервы, в которые он может обратить все бумажные деньги, находящиеся в обращении, в то время как в системе час­тичного резервирования центральный банк способен конверти­ровать за счет собственных золотых резервов только часть бумаж­ных денег, находящихся в обращении. Частичное резервирование предполагает, что владельцы банкнот не будут все одновременно требовать от банка обращения этих банкнот в золото.

До Первой мировой войны центральные банки были обязаны обращать банкноты в золото. В настоящее время деньги из дра­гоценных металлов фактически больше не существуют, а банк­ноты, выданные центральным банком, уже не обратимы в золо­то. В системе необратимых бумажных денег финансовые влас­ти определяют количество денег, которое должно быть выпущено, не в соответствии с золотыми резервами, а согласно целям эко­номической политики. Если, например, имеется опасность инф­ляции, власти уменьшают предложение денег. Если растет без­работица, центральный банк увеличивает предложение денег, чтобы временно стимулировать рост производства через рост совокупности спроса и таким образом снизить безработицу.

Каналы, через которые деньги поступают в экономическую систему

Теперь ответим на второй вопрос — через какие каналы деньги, созданные центральным банком, поступают в экономическую си­стему. Выпускаемые центральным банком деньги поступают от него в Министерство финансов, банки, частный сектор, что приводит к увеличению количества денег в обращении. До тех пор пока деньги находятся в центральном банке, они — вне экономической системы. Когда же они переходят от центрального банка к дру­гому субъекту, они поступают в экономическую систему. Напри­мер, когда центральный банк предоставляет деньги министерству финансов, происходит создание денег. Если, деньги переходят от любого субъекта в центральный банк, происходит их изъятие, что приводит к уменьшению количества денег в обращении.

Когда деньги переходят от одного субъекта к другому, не проис­ходит никакого создания или изъятия денег, и поэтому количество денег в обращении остается неизменным. Например, когда ком­мерческий банк предоставляет деньги некоторой фирме, не про­исходит никакого создания или изъятия денег, потому что никто из этих субъектов (банк и фирма) не является центральным банком.

Каналов, через которые деньги поступают в экономическую сис­тему, в основном четыре: отношения «центральный банк - мини­стерство финансов»; отношения «центральный банк - банковс­кая система»; равновесие платежей (иностранный сектор); откры­тые рыночные операции. Рассмотрим эти каналы поступления денег в экономическую систему.

Первый канал — отношения между центральным банком и мини­стерством финансов. Государственные расходы (жалование го­сударственным служащим, суммы, которые государство должно оплатить фирмам, работавшим на государственный заказ, и т.д.) оплачиваются министерством финансов, которое может финан­сироваться различными способами. Например, оно может выпус­кать государственные обязательства (которые являются ценными бумагами, дающими фиксированный доход) и через доходы от их продажи финансировать расходы.

Если такие обязательства куплены частными гражданами или фирмами, то это, очевидно, не приводит к увеличению количества денег в обращении. Напротив, если государственные обязатель­ства куплены центральным банком, то деньги переходят от цент­рального банка к министерству финансов и таким образом про­исходит увеличение количества денег в обращении. В настоящее время в странах Европейского Союза такой вид операций зап­рещен как провоцирующий инфляцию.

Второй канал, через который деньги поступают в экономическую систему, - отношения между центральным банком и коммерчес­кими банками. Здесь существует несколько операций, посредством которых центральный банк финансирует коммерческие банки. Например, центральный банк может предоставить ссуду коммер­ческим банкам, которые в свою очередь предоставляют деньги своим клиентам. Очевидно, что ссуды центрального банка коммер­ческим банкам приводят к созданию денег.

Другая операция, происходящая между центральным банком и коммерческими банками, — переучет векселей. Оплата вексель­ного кредита проводится по официальной учетной ставке процен­та, или ставке рефинансирования, устанавливаемой центральным банком. Посредством операции переучета векселей, или рефи­нансирования, центральный банк создает деньги. Он дает день­ги коммерческим банкам в обмен на векселя на условиях обрат­ного их выкупа коммерческими банками в установленные сроки. Последние несут ответственность за платежеспособность вексе­ледателей (фирм-производителей).

Третий канал поступления денег в экономическую систему — ба­ланс платежей, достигаемый посредством операций, выполняемых министерством внешнеэкономических связей, действующим в тес­ном взаимодействии с центральным банком.

Например, экспортер предметов потребления за границу сдает вырученные доллары (75%) в обмен на рубли. Эта операция оп­ределяет переход денег (то есть рублей) из Банка России к дру­гому субъекту, что означает создание денег. Напротив, импортные товары вызывают изъятие денег. Фактически импортер предме­тов потребления из-за границы должен оплатить их в долларах, и, чтобы получить доллары от Банка России, он должен сдать в обмен рубли, которые выручит при продаже.

Четвертый канал — это операции на открытом рынке, которые мы обсудим позже (при рассмотрении денежной базы).

Коммерческие банки и депозитный мультипликатор

Функция банков заключается по существу в финансовом посред­ничестве. С одной стороны, они получают, как мы видели, финан­сирование от центрального банка и собирают вклады (депозиты) из частного сектора, а с другой — предоставляют ссуды фирмам. Это их основная функция, но они выполняют и ряд других опера­ций, например, дисконтируют (переучитывают) векселя клиентов, вкладывают свою наличность в ценные бумаги, в том числе в го­сударственные обязательства, и т.д.

Отдельный коммерческий банк не может создавать деньги, но в рамках всей банковской системы может произойти умножение денежной массы. Остановимся на этом вопросе подробнее. В соответствии с законом каждый банк должен вносить в централь­ный банк процент от общей суммы вкладов, которые он получа­ет от своих клиентов, а оставшуюся часть вкладов предоставлять в качестве кредитов. Если возникнет «банковская паника», банк не сможет вернуть все деньги своим вкладчикам. Поэтому для профилактики банкротства банков и стабилизации банковской системы во всех странах банки в соответствии с законом долж­ны хранить определенный процент (часть) вкладов своих клиентов в центральном банке в качестве обязательного резерва.

Процент вклада, который каждый банк вносит в центральный банк, называется нормой обязательного резервирования. Например, индивидуум вносит 100 ден. ед. в банк. Предположим, что процент, который банк должен внести в центральный банк (норма обяза­тельного резервирования), составляет 20% от суммы вкладов. Из 100 ден. ед., которые индивидуум поместил в банк, 20 ден. ед. будут внесены в центральный банк, а 80 ден. ед. предоставлены в виде ссуд предпринимателю. Последний, получив ссуду, может ее или хранить, или использовать для погашения платежей, или вносить на свой счет в банке. Ради простоты условимся, что все 80 ден. ед. возвратятся в форме депозита в банковскую систему.

Тогда следующий коммерческий банк вновь внесет 20% от 80 ден. ед., то есть 16 ден. ед., в центральный банк и предоставит остав­шуюся часть (64 ден. ед.) в ссуду. Пусть эти 64 ден. ед. снова воз­вратятся в банковскую систему как депозит. Поскольку процесс таким образом продолжится, мы увидим, как из начального вкла­да в 100 ден. ед. создается целый ряд последующих вкладов. Общее количество вкладов может быть вычислено следующим способом: 100+80+64+..., или 100+(80%х100)+80%х(80%х100)+80%х(80%х80%х100)..., или 100+(80/100)х100+(80/100)2х100+ +(80/100)3x100+... Но 80/100 является не чем иным, как 1-(20/100), то есть 1 минус норма обязательного резервирования.

Если норму обязательного резервирования обозначить как rr, можно показать, что общее количество депозитов, созданное пер­воначальным вкладом в 100 ден. ед., вычисляется по формуле:

100+(1-rr) xl00 +(1-rr)2 x 100+...+(1-rr)n x 100.

Обозначив начальный вклад как D, получим:

D+(1-rr) x D+(1-rr) x D+...+(1-rr)n x D.

С математической точки зрения это выражение равно сумме чле­нов бесконечно убывающей геометрической прогрессии. Поэтому мы можем переписать его следующим образом:

D/(1-(1-rr))=D x (1/rr).

Возвращаясь к нашему примеру, мы приходим к выводу, что из начального вклада в 100 ден. ед. банковская система способна создать общее количество депозитов, равное 100х(1/rr), причем мультипликатор (1/rr) является обратно пропорциональным нор­ме обязательного резервирования. Очевидно, что чем выше норма обязательного резервирования, тем ниже значение депозитного мультипликатора. Значит, если норма обязательного резервиро­вания равна 20%, что является 20/100=1/5, то депозитный мультипликатор равен 5. Из начального вклада в 100 ден. ед. может быть создано 500 ден. ед, общего количества депозитов. Поче­му может быть? Потому, что 1/rr представляет собой теоретичес­кий максимум расширения депозитов.

Практически банки, кроме обязательного резерва, внесенного в центральный банк на хранение, должны располагать некоторым свободным резервом, являющимся частью общей суммы вкладов. Он необходим для удовлетворения ежедневных потребностей в наличных деньгах в целях осуществления ежедневных платежей. Частные лица также не вносят все свои наличные деньги в бан­ки, а хранят часть их у себя, чтобы производить ежедневные пла­тежи. Рассмотрим, как же это повлияет на предыдущий пример?

Задав начальный вклад в 100 ден. ед. и приняв rr равной 20%, учтем, что банк, который получил вклад, внесет 20 ден. ед. в цент­ральный банк. Кроме того, он оставит у себя некоторое количе­ство, предположим 5 ден. ед., в качестве свободного резерва. Следовательно, ссуду он предоставит теперь в 75 ден. ед., а не в 80, как в предыдущем примере. Кроме того, не все эти 75 ден. ед. возвратятся в банковскую систему. Часть их будет сохраняться населением (они останутся в карманах людей). Если принять во внимание, что во всех последующих расчетах из мультипликатив­ного процесса вычитаются не только доля, сохраняемая как обя­зательный резерв (rr), но и доля, хранимая банками как собствен­ный резерв, и та, которую накопит (оставит на руках) население, то в результате само расширение депозита окажется меньше, чем в предыдущих наших расчетах.

Следовательно, мы можем заключить, что расширение депозита никогда не превысит значения, рассмотренного в выведенной формуле, и даже будет меньше.

Денежная база и денежная масса. Равновесие денежного рынка

Ранее мы предположили, что обязательный резерв состоит толь­ко из наличных денег. В действительности это не так, во многих странах коммерческим банкам разрешают вносить в качестве резерва в центральный банк не только наличные деньги, но и го­сударственные ценные бумаги или другие типы ценных бумаг.

Вернемся к предыдущему примеру, согласно которому индиви­дуум внес 100 ден. ед. в банк, а последний внес 20 ден. ед. в цен­тральный банк в качестве обязательного резерва. Предположим теперь, что финансовые органы разрешают выполнять резерв­ные требования не только наличными деньгами, но и, например, государственными обязательствами общей стоимостью в 10 ден. ед. В нашем примере коммерческий банк заберет 10 ден. ед. из резервов, приобретет на эту сумму государственные обяза­тельства и внесет их в качестве резерва. 10 ден. ед., которые прежде были заморожены в обязательных резервах в централь­ном банке, теперь используются банком, чтобы покупать государ­ственные обязательства, и перечисляются министерству финан­сов, которое будет тратить их на жалование государственным служащим, государственные заказы и т.д. Следовательно, преж­де чем заморозиться в резерве, 10 ден. ед. снова поступили в обращение. Лица, получающие их, могут вносить их в банк. Это означает, что 10 ден. ед., освобожденные из резерва, вступают в процесс умножения депозитов. В итоге количество денег, уча­ствующих в умножении, не ограничивается только 100 ден. ед., а увеличивается до 100+10.

Общая сумма наличных денег в сфере обращения и средств, хра­нящихся в виде обязательных резервов в центральном банке, со­ставляет денежную базу страны. Размеры денежной базы нахо­дятся в прямой зависимости от нормы обязательного резервиро­вания вкладов и степени предпочтения наличности населением страны. Денежная база контролируется непосредственно цент­ральным банком, отвечающим за эмиссию банкнот и хранение золотовалютных резервов.

Мультипликативное расширение денежной базы под воздействи­ем депозитного мультипликатора влияет на размеры денежной массы, включающей всю денежную наличность и банковские де­позиты (вклады). Возможное расширение денежной массы об­ратно пропорционально норме обязательного резервирования и степени предпочтения ликвидности. Денежная масса регули­руется центральным банком, но не контролируется им полнос­тью, так как коммерческие банки и население самостоятельны в выборе форм и методов кредитования и сбережения своих средств.

Денежная масса характеризует предложение денег в стране (Ms). К основным средствам косвенного воздействия центрального бан­ка на денежную базу и денежную массу, а следовательно, на пред­ложение денег, можно отнести: а) операции по купле-продаже го­сударственных обязательств на открытом рынке; б) установление нормы обязательного резервирования вкладов; в) установление учетной ставки процента (ставки рефинансирования).

Равновесие на денежном рынке определяется соотношением спроса на деньги (MD) и предложения денег (MS). Оно может ме­няться в связи с изменением тактических целей центрального бан­ка. Если, например, в качестве тактической цели выбрано поддер­жание в сфере обращения определенного количества денег, то графически ситуация будет отображаться вертикальной кривой предложения денег (рис. 7.2), где rn - номинальная ставка процен­та; М - количество денег в сфере обращения.

Рис. 7.2 Вертикальная кривая предложения денег

Рис.7.3 Горизонтальная кривая предложения денег

Рис.7.4 Наклонная кривая предложения денег

Если в качестве тактической цели выбрана фиксация уровня про­центных ставок, то такая монетарная политика, получившая назва­ние гибкой кредитно-денежной политики, графически может быть отображена горизонтальной кривой предложения денег (рис. 7.3).

Если в качестве тактической цели поставлена двойная цель -регулирование количества денег в сфере обращения вместе с одновременным регулированием процентных ставок, то такая монетарная политика может быть проиллюстрирована наклонной кривой предложения денег (рис. 7.4).

Приведенные графики могут создать впечатление о возможнос­ти существования единой равновесной ставки процента. Одна­ко в реальной действительности одновременно функционируют различные рынки кредитных ресурсов, отличающиеся по формам кредита, срокам, видам предоставляющих их кредитных учрежде­ний и, как следствие, существует множество процентных ставок. Верхняя граница процента за кредит определяется соотношением спроса и предложения на конкретном рынке кредитных ресурсов. Нижняя граница процента за кредит связана с затратами и рисками определенного банка, этот кредит обеспечивающего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: