Структурные и функциональные компоненты педагогической системы

ПС включает следующие структурные компоненты. 1) педагоги (П); 2) учащиеся (У); 3) содержание образования (СО); 4) формы организации педагогического процесса (ФОПП); 5) методы педагогического процесса (МПП); 6) средства педагогического процесса (СПП); 7) цель функционирования ПС (Ц); 8) результат функционирования ПС (Р).

Помимо структурных компонентов выделяются функциональные компоненты ПС: исследовательский, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.

Функциональные компоненты рассматриваются как связи-взаимодействия (С-В) между структурными компонентами ПС для достижения необходимого результата. Поскольку в состав компо-

нентов ПС входит множество элементов, то и формы проявления связей-взаимодействий настолько разнообразны, что можно обозначить лишь некоторые подходы к их классификации. Например, возможно разделение связей-взаимодействий на субъект-субъектные и субъект-объектные. Существует и другой подход: разделение С-В на блоки в зависимости от принадлежности взаимодействующих компонентов к той или иной группе. Тогда могут быть выделены связи-взаимодействия между компонентами и их элементами, входящими в состав педагогического базиса (ПБ), педагогической надстройки (ПН) и в группу системоориентирующих компонентов. В этом случае могут быть установлены уровни этих связей-взаимодействий по степени их значимости (только для ПБ и ПН). Так, к первому уровню относятся связи-взаимодействия между компонентами педагогического базиса, ко второму – между компонентами педагогического базиса и педагоги­ческой надстройки, к третьему – между компонентами педагогической надстройки (схема 5).

Отдельную группу составляют связи-взаимодействия между системоориентирующими компонентами (целью и результатом), а также между этой группой и другими компонентами ПС (схема 6). Они могут быть разделены на следующие подгруппы:

а) С-В между системоориентирующими компонентами (Ц – Р);

б) С-В между системоориентирующими компонентами и компонентами педагогического базиса;

в) С-В между системоориентирующими компонентами и компонентами педагогической надстройки.

Совершенствование педагогической системы связано с изменениями ее структурных и функциональных компонентов. Изменение какого-либо компонента позитивно отражается на других,

однако существенные положительные сдвиги возможны лишь в том случае, если совершенствуются все структурные и функциональные составляющие ПС.

Возможны и другие подходы к классификации связей-взаимодействий – на основе других признаков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: