В сфере физической культуры и спорта психодиагностика получила широкое распространение.
Среди современных методов в настоящее время широко применяется компьютерная психодиагностика. Она является инструментом практической деятельности психологов, врачей, педагогов, социологов и других специалистов в области «человековедения»; может использоваться для самооценки спортсменами функциональных состояний, личностных свойств и поведенческих характеристик.
В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахиенко, Л. К. Серова предлагают следующие методики психодиагностики применительно к спортивной деятельности:
– изучение структурных компонентов личности спортсмена;
– исследование личности спортсмена в системе общественных отношений;
– исследование психических процессов;
– исследование психомоторных процессов;
– диагностика психических состояний спортсмена.
В качестве примера рассмотрим методику диагностики психических состояний спортсмена.
Важное значение имеет изучение состояния тревожности в связи с соревновательными ситуациями. Оно оценивается по шкале самооценки Ч. Спилбергера (табл. 35). Уровень ситуативной (или реактивной) тревожности определяется при помощи набора из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие отрицательных эмоций – напряженности, беспокойства, озабоченности, другие 10 – отсутствие тревожности).
|
|
Инструкция спортсмену
Внимательно прочитайте приведенные ниже суждения, выберите свой вариант самооценки и обведите кружком соответствующую цифру в одной из четырех колонок – в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Долго не раздумывайте над своими ответами, поскольку они не могут быть правильными или неправильными, а должны быть адекватными состоянию.
Таблица 35