Психодиагностика в сфере физической культуры и спорта

В сфере физической культуры и спорта психодиагностика получила широкое распространение.

Среди современных методов в настоящее время широко применяется компьютерная психодиагностика. Она является инструментом практической деятельности психологов, врачей, педагогов, социологов и других специалистов в области «человековедения»; может использоваться для самооценки спортсменами функциональных состояний, личностных свойств и поведенческих характеристик.

В. Л. Марищук, Ю. М. Блудов, В. А. Плахиенко, Л. К. Серова предлагают следующие методики психодиагностики применитель­но к спортивной деятельности:

– изучение структурных компонентов личности спортсмена;

– исследование личности спортсмена в системе общественных отношений;

– исследование психических процессов;

– исследование психомоторных процессов;

– диагностика психических состояний спортсмена.

В качестве примера рассмотрим методику диагностики психических состояний спортсмена.

Важное значение имеет изучение состояния тревожности в связи с соревновательными ситуациями. Оно оценивается по шкале самооценки Ч. Спилбергера (табл. 35). Уровень ситуативной (или реактивной) тревожности определяется при помощи набора из 20 суждений (10 из них характеризуют наличие отрицательных эмоций – напряженности, беспокойства, озабоченности, другие 10 – отсутствие тревожности).

Инструкция спортсмену

Внимательно прочитайте приведенные ниже суждения, выберите свой вариант самооценки и обведите кружком соответствующую цифру в одной из четырех колонок – в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Долго не раздумывайте над своими ответами, поскольку они не могут быть правильными или неправильными, а должны быть адекватными состоянию.

Таблица 35


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: